Дары Родины - Философ И. А. Ильин

Анатолий Ведов
       Иван Александрович Ильин (1882-1954) Выдающейся Русский философ, государствовед, писатель и Религиозный мыслитель. Его статьи 1948-1954 г. "Историческая судьба и будущее России" изданы в Париже в 1956 г. в 2х томнике "Наши задачи". И изд. в 1992 г. в МП "Рарог" Москва.

"Опасность церковного тоталитаризма через религиозную ложь, к власти – церковное разложение. Окунуться головой в тот поток мирских соблазнов и мирской грязи, в котором плывёт человеческая жизнь: содержание армии и полиции (внешней, уголовной и политической), оружейные заводы, "разведку" и "контрразведку", бизнес и т.п. "
    "Церковь призвана отпускать людей в мир для мирского и мирного труда, излучать живую  религиозность  в этот труд, осмысливать его перед лицом Божим и предоставляя людям свободу  вдохновения, наполняя это вдохновение духом христианской благодати -  (см. "Новый Завет" том 1 с. 283)." Прим. автора.

    Церковь, как хранительница и носительница Христова откровения, есть живое огнище, а не   властное водительство,  она есть источник любви и благодатного света, а не педантичный   нажим  на человеческую жизнь, она есть зов, а не приказ. Она не призвана отвращать людей  от мира, как в буддизме, но, напротив, отпускать их в мир, как носителей преподанного им Духа, для того, чтобы они его одухотворяли.   
--(Об этом и проповедовали старцы Оптиной Пустыни.)
  "Оцерковление" не сводимо к "Ритуализации". Оно есть больше всего и прежде всего Христианское одухотворение человеческого сердца, а потом уже – всё остальное." (Том 2 стр.66)

      "Чтобы быть и бороться, стоять и побеждать, нам необходимо верить в то, что не иссякли благие силы Русского народа, что не оскудели в нём Божие дары, что по-прежнему лишь на поверхности  омрачённое живёт в нём исконное благовосприятие, что это омрачение пройдёт и духовные силы  воскреснут."
   "Те из нас, которые лишатся этой веры, утратят цель и смысл национальной борьбы и падут,  как засохшие листья. Они перестанут видеть Россию в Боге и любить её духом, а это значит, что они её потеряют, выйдут из её духовного лона и перестанут быть Русскими"

"Быть русским, значит не только говорить по-русски. Но значит – воспринимать Россию сердцем, видеть любовью её драгоценную самобытность и во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время – указание Божие, оградить Россию от посягательств других народов и требовать для этого дара – свободы и самостоятельности на земле."

    "...Быть Русским, значит созерцать Россию в Божьем Луче, в её вечной ткани, её непреходящей  субстанции и любовью принимать её  как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни".  (А Белорусу, тем паче.)
 ("Наши задачи". Том 1, стр.89,  из статьи  "Почему мы верим в Россию?")

- Когда русские патриоты говорят о возрождении Руси, то они представляют себе обычно восстановление достойной гос., формы, возобновление осмысленного хозяйства, основанного на частной собственности и возрождении свободной Русской культуры. (том-2. Стр. 55)

- « Россия рухнула на наших глазах не потому,  что Русский человек был силен во зле и злобе, наподобие немцев, а потому, что был слаб в добре, и в роковой час истории (1917), он не сумел извлечь из своего добродушия и утомления, из своей улыбчивой, песенной и ленивой души – Ту энергию воли, ту решимость поступка, то искусство организации, то умение сопротивляться злу силою, которых потребовал от него час испытаний.

Русский – человек оказался слаб в добре и подчинился нерусским людям, составлявшие в стране ничтожное меньшинство (50000 большевиков) но оказавшимися сильнее во зле, сильными бессовестностью и волею к власти, сильными к прямым и косвенным убийствам.»   (стр.56)

"О возрождение Росси" - Философ указывает на Акт свободной веры.
    "Русский народ нуждается в покаянии и очищении. Покаяние есть установление священной и чистой  связи с Богом, а не с сатаной и его верными слугами".
   "Своего лживого и трусливого раба русский человек должен отыскать в себе, проследить во всех закоулках своей души и извергнуть его так, как подобает человеку свободному, достойному и духовному. Без этого Россия не возродится." ( Том 2. стр.59).
                ** ===*=== **

 "Россия не спасётся никакими видами западничества – ни старыми, ни новыми".
   "У России свой, собственный путь."
   
     "Мы должны понимать и помнить, что всякое давление с запада, от куда бы оно не исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не исторический интерес, не благо русского народа, а интерес довлеющей державы и вымогающей организации…

   Поэтому поведение людей и партий, потихоньку сговаривающейся с той или иной иностранной державой или закулисной международной организации о будущем устройстве России, есть политическое легкомыслие или предательство".

  "Политика требует: больших идей, чистых рук и жертвенного служения". (стр. 67).
                * * * * * * *

 "Новые национальности, не имеющие истории, не выносившие ни творческого созерцания, ни духовного акта, раздвигают и разлагают культурных соседей, с тем чтобы на их месте водворить духовно-культурную пустоту – свое ничтожество – на место прежних духовных садов и виноградников. Мир делится и дробиться, от этого слабеет и выходит навстречу величайшей опасности в состоянии бессилия."
   
"Те, кто не верит в своё бессмертие и в вечную жизнь, и сама молодость кажется ему кратким и непрочным даром. Поэтому он торопится, ему "некогда". Обманчивые радости естества кажутся ему главными или даже единственными. И вот он спешит улучшить и использовать свою "земную конъюнктуру", он боится "упустить" и "не успеть. Совесть его смолкает, честью он не дорожит. Он начинает ломить без стыда и "оправдывает" свою дерзость нравственным релятивизмом ("всё условно"). Растаскивая друг друга, люди добиваются "лучшего" и "большего" и затаптывают слабых и беззащитных насмерть. И уже трудно бывает отличить – человека от зверя,
партию от шайки, парламент от взяточника-авантюриста, народ от черни. Люди нашего времени утрачивают духовный хребет: они одержимы завистью и жадностью.
Вот откуда эти новые в истории образы порочности: политических разбойников, профессиональных предателей, партийных палачей, садистов государственности, врагов благочестия, артистов клеветы, истребителей праведности, откровенных лжецов, закулисных властолюбов и т.д.. (Том 2. стр.72)
      ---------------------------------------------------
 О правах и обязанностях российских Граждан. (Главная мысль, на мой взгляд)

  "Первое, что отличает настоящего гражданина – есть свойственное ему чувство собственного достоинства: он чтит духовное начало в самом себе (свою: религиозность, совесть, разум, честь, убеждения, художественное чутьё, христиански говоря, - своё человеческое усыновление Богу), и в силу этого он чтит самого себя, как искру божественного Огня, и не совершает ничего бесчестного, безбожного, бессовестного, унижающего и роняющего его духовную природу.
   
   Второе, ---, – это его внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину. Он есть некий ответственный, самоуправляющий волевой центр, он есть некий субъект права, кому подобает быть свободным внутренне и потому принимать участие в государственных делах. Такому гражданину подобает уважение и доверие. Он есть как бы камень государственности: носитель верности и самообладания; гражданский характер.
   
   Третье, ---, – это есть то взаимное уважение и доверие, которое связывает его с другими согражданами и с его государственной властью. Не уважать свою власть – есть не признак "критического ума" и "свободы мысли", это есть сущее несчастье, грозящее предательством и разложением. Не доверять своим согражданам значит подозревать или прямо презирать их. Если же власть не уважает своих граждан и не доверяет им, то она вынуждена править не свободою и верностью, а страхом и гнётом, и творческая сила её оказывается подорванною и обреченною.

    И, наконец, четвёртое, ---, – это есть умение его превращать свою свободу в добровольную лояльность. А значит переживать и осуществлять свои публичные права, как вменённые самому себе обязанности, как свои драгоценные и почётные права." (Том 2 стр.75).
          ============================================
"Основной смысл прав и обязанностей Российских Граждан, в следующем:

    Гражданам не предоставляется свобода зла, бесчестия и предательства, доноса и шиканы; но им обеспечивается свобода патриотической инициативы, соответствующая их духовному достоинству. Благие силы, направленные к добру и спасению, должны быть не связаны, а развязаны." (стр.80)

Том 1. стр. 17. Ближайшие задачи.  (Выборочно.)
Интересы России требуют, прежде всего:
-Чтобы не смешивали её с Сов. Государством;
-Чтобы не возлагали на русский народ ответственность за злодейство международных коммунистов;
- Чтобы Запад понял, что расчленение России  создаст в мире военный очаг гражданских войн, международных войн, брожений, взаимных международных интриг, смут и новых революций.
(Азиатско-Европейские Балканы – страшный "Ящик Пандоры"); (И в США это  учли…)
- Чтобы Запад понял, что хозяйственное и политическое равновесие мира не наступит без возрождения и умиротворения национальной России.
Это важнейшее. Откладывать этого нельзя. (Ильин).

         ================================================
  Лучезарные мысли И.А.Ильина: о Руси и Русской Душе, о Родине и Истории, о Русском языке:

      "…Когда Русский Народ, сам с собою наедине, перед лицом Божиим,.. когда у каждого горит сердце от святой любви к гибнущей Родине и …когда даже иноземцы начинают уже  постигать мировое и пророческое значение русской трагедии и содрогаться о своей собственной судьбе, –  у всех у нас возникла особая потребность обратиться к Священной Истории нашего народа, окинуть взором пути, судьбы и знания нашей Родины, основы и первоосновы её культуры, из коих всё вышло и к коим всё сводится, увидеть их в силе и славе, увидеть в их опасных уклонах и соблазнах, увидеть всё это не только в Исторической ткани нашей Империи, но и в нас самих, в наших душах, в их сознательном и бессознательном укладе, в явных деяниях дня и в тайных сновидениях ночи; с тем, чтобы каждый из нас осязал в самом себе и чудесные дары нашей Родины, составляющие самую русскость нашей русскости, и те пробелы, те слабости, те недостроенности и неустроенности Русской Души, которые не дали нам устоять против мирового соблазна, но привели наш народ на гноище мировой истории, те несовершенства и незавершенности нашего национального характера, без одобрения которых нам не возродить Империи, ни нам, ни нашим детям и внукам…" 

     "Духовная культура народа не есть его почётное кладбище; не есть музей его лучших свершений; нет, – она живёт и творится и в нас, его сынах, связанных со своею Родиной любовью, молитвою, творчеством; она живёт незримо в каждом из нас, и каждый из нас то бережёт и творит её в себе, то пренебрегает ею и запускает её… А Родина «здесь», в нас самих, с нами всегда, в живом и таинственном единении. Родина всюду, где хоть одна человеческая душа любовью и верою исповедует свою русскость. И потому возрождение и перерождение её совершается в нас, в наших душах, в их горении, творческом напряжении и очищении. Очистившиеся души найдут новые молитвы; созревшие души породят новые дела. Новыми молитвами и новыми делами освободится Родина и её культура.
     Мы призываем думать и трудиться над этим день и ночь.
- Постигнуть Империю в её вечном, исторически духовном естестве, найти её в себе и найти в своей душе то место, от которого он мог бы ныне же соткать новую ткань своей жизни, как ткань Её жизни.

     Видим Родину любовью и верою; делим её муку; и знаем, что придёт час Её воскресения и возрождения. Но дня и часа не знаем, ибо они во власти Божией.
                       Как можно говорить о РОДИНЕ?

 Она – как живая тайна: ею можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться; и, не постигая её, блюсти её в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать…

      
             Но о ДАРАХ Её;
              о том, что она дала нам, что открыла;
            о том, что делает нас русскими;
          о том, что есть душа нашей души;
        о своеобразии нашего духе и опыта;
      о том, что смутно чуют в нас и не осмысливают другие народы, об отражении в нас нашей Родины       
            – да будет сказано в благоговении и тишине.

    Империя озарила нас бескрайними просторами, ширью уходящих равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в лёгкий, далёкий путь.

    Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь, осязание неизведанных, небывалых возможностей. Мы родимся в этой внутренней свободе, мы дышим ею, мы от природы несём её в себе, – и все её дары, и все её опасности…            Нет духовности без свободы…
  Духовная свободность дана нам от природы; духовное оформление дано нам от Бога!
     "Не разрешена ещё проблема русского национального характера; ибо доселе он колеблется между слабохарактерностью и высшим героизмом".

    "Русская Империя одарила нас огромными природными богатствами, и внешними, и внутренними; они неисчерпаемы. Правда, они далеко не всегда даны нам в готовом виде: многое таиться под спудом; многое надо добывать из-под этого спуда…
От этого чувства в нас разлита некая душевная доброта, некое органическое ласковое добродушие, спокойствие, открытость души. Общительность. Русская душа легка, текуче и певуча, щедра и нищелюбива, – «всем хватит и ещё Господь пошлёт»… 
    Да, благодушен, лёгок и талантлив русский человек: из ничего создаст чудесное; грубым топором – тонкий узор избяного украшения; из одной струны извлечёт и грусть, и удаль…
Не ценит русский человек своего дара, не умеет извлекать его из-под спуда, беспечное дитя вдохновения; не понимает, что талант без труда – соблазн и опасность.
Ищет лёгкости и не любит напряжения… И земля у него «Божия», и лес у него «Божий»; а «Божье» - значит «ничьё»; и потому чужое ему не запретно".
    "Мы коснулись, в лице наших Святых, высшей праведности; и сами изведали природу последних падений, безумства, злодейства и сатанинства….

    Мы потеряли грани Божественного и небожественного, неба и земли, добра и зла; мы попытались обожествить сладострастие и возвеличить грех; мы захотели воспеть преступление и прославить слепую одержимость; мы отвернулись от стыда, погасили разум, разлюбили трезвие, потеряли дорогу к духовной очевидности. И вот, Западное начало захватило русскую интеллигенцию: возникло Западное искусство, Западная философия, Западная политика, – политика вседоступности и вседозволенности.
 
 ////////  Но соблюдём же наши дары и одолеем наши соблазны. /////////

Чувство беспредельности, живой опыт ночной стихии, дар пророческой одержимости – дала нам наша Родина. А о том, как понести и оформить этот дар, не падая и не роняя его, как очистить его от соблазнов, как освятить его молитвою и пронизать Божиим лучом, – об этом  нам надо болеть и радеть неустанно. Ибо это и есть путь к исцелению и расцвету всей русской культуры.
   Империя дала нам религиозно-живую, религиозно-открытую душу. Издревле и изначально русская душа открылась Божественному и восприняла Его луч; и сохранила отзывчивость и чуткость ко всему значительному и совершенному на земле.

    "Нет на земле ничтожного мгновения", сказал русский поэт; и к испытанью, к удостоверенью этого даны нам живые пути.  За обставившими нас, "всегда безмолвными предметами" нам дано чуять веяние "незримого мира". И наши поэты и пророки удостоверили нам, что это духовное осязание нас не обманывает: орлим зрением видели воочию эту "таинственную отчизну" и своё суждение осмысливали сами, как пророческое.
     Пусть не удаётся нам всегда и безошибочно отличить главного от неглавного и священное от несвященного… Страдания, посланные нам историей, отрезвят, очистят и освободят нас…
К самому естеству русской народной души принадлежит это взыскание Града.
Она прислушивается к поддонным колоколам Китежа.

      Красота учит созерцать и видеть. И тот, кто увидел красоту, тот становится ее пленником и её творцом. Он мечтает о ней, пока не создав её, он возвращается к ней мечтой за вдохновением. Он вносит её во всё: и в молитву, и в кустарную ткань, и в кружево, и в дела, и в поделки. От неё души становятся тоньше и нежнее, глубже и певучее; от нее души начинают видеть себя, своё внутреннее и сокровенное. И страна даёт миру духовных ясновидцев.

       Можно ли верить, не видя? Можно ли верить от воли и мысли? Может ли рассуждение ума или усилие воли заменить в религии видение сердца? Если да, эта вера не наша; эта вера чужая, западная, мертвая.

                ---------------------------
      Русская Религия верит иначе, глубже, искреннее, пламеннее. В её вере есть место и воле, но воля не вынуждает из души веру, а сама родится от веры, родится огненная, непреклонная, неистощимая. Есть место и разуму;… он сам насыщается верою и мудреет от неё.
      Вера же родится от того, что человек созерцает Бога любовью.
И да хранят русские души эту веру и её источники до конца.
                --------------------------

      Родина дала нам богатую, тонкую, подвижную и странную жизнь чувства.
Что есть душа без чувства? –  Камень, – Но разве на одном чувстве можно строить характер народа?..
      Носясь без руля и без ветрил, по воле "чувства", наша жизнь принимает обличие каприза, самодурства, обидчивости, подполья, неуравновешенности и ожесточенности. Но сочетаясь с природной добротою и с мечтою о беспредельности, она создаёт чудесные образы добродетели, гражданской доблести и героизма.
      Духовная культура совсем не исчерпывается культурою рассудочной; напротив, от плоского и самоуверенного рассудка истинная культура разлагается и гибнет. Но есть еще культура сердца, совести и чувства, есть культура созерцания, видения; есть культура служения, самоотречения и жертвенности; есть культура веры и молитвы, есть культура храбрости и подвижничества. Этой-то культурой и строилась и держалась Империя.
      Наша страна есть страна древней и самобытной духовной культуры; и не западным учёным позволительно судить о ней.      Не будем искать спасения в механической пустоте и "американизме"…
                --- --------- ---
 И ещё один ДАР дала нам наша РОДИНА: это наш дивный, наш могучий, наш ПОЮЩИЙ ЯЗЫК.
    В нём вся она, – наша Родина. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать.
    В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков.
    В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот, и грай, и свист, и щебет птичий.
    В нём Громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и плески чуть слышные. В нём – вся, поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало Божественных видений.
      Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой, честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своём целомудрии, в своей коварности и ритмической гибкости, – кажется, что это звучат сами именуемые предметы, знаменуя о самих себе и том большем, что скрыто за ними. А когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, – то водворяется молчание, насыщенное высказанными несказанностями.
      Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств, язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
      Это язык зрелого самобытного национального характера. И Русский Народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевного и духовно той высоты, на которую зовёт его – его Язык.
                ==============================
      Горе нам, что не умели беречь наш язык и бережно растить его, в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, и в ризах его органически выросшего правописания.
    Не любить его, не блюсти его, – значит не любить и не блюсти нашу Родину.             
                А что есть человек без Родины?
     Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснётся нашей РОДИНЫ.
 Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Её.   
                А о Ней – говорить нельзя.
 Она как живая тайна: Ею можно жить, о Ней можно вздыхать. Ей можно молиться; и не постигая Её, блюсти Её в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать…
     Неисповедимы Божии пути. Сокрыты от нас Его предначертания; и знамения Его скудно постигаются нашим разумом. Лишь края риз Его касаемся мы в наших постижениях; И лишь в священном тумане виднеются нам судьбы нашей земли.

                Судьбы НАРОДА сокрыты в его ИСТОРИИ.
 Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она являет собою его духовное естество; и его силу, и его дар; и его задание, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа; таинственная запись его судеб – пророческое знамение грядущего.

     Эта запись о Родине дана всякой смущенной и вопрошающей русской душе, – пусть проникает и читает; и, читая, пусть разумеет и укрепляется; а укрепившись, пусть не малодушествует и не ропщет.

     Пусть не думает, что мы "слабее или хуже"; пусть не судит легкомысленно или предательски о своем племени; пусть не корит наших Предков; пусть не тоскует и не трепещет за судьбы наших внуков. Но пусть в молитвенной уверенности борется за Родину и ожидает грядущих событий и свершений.

* Ни один народ в мире не имел такого бремени и такого задания, как Русский Народ.*
 
И не один народ не вынес из таких испытаний и из таких мук – такой силы, такой самобытности, такой духовной глубины. Тяжек наш КРЕСТ. Не из одних ли страданий соткалась ткань нашей Истории? И, если мы, подчас изнемогая, падаем под бременем нашего креста, то роптать ли нам и хулить ли в час упадка, или молиться, крепиться и собирать новые силы?

       * * * * * * * * * * * * * *

   * Блаженны трудящиеся  в вере на воскрешение своей Родины, ибо в них озариться Русскость  Души Царства Божьего, кое снизойдёт Животворящим Светом Грааля Христова к устремленным  с Любовью в Философию Жизни!..

 *Идея Родовых поместий, и есть макроидея, включающая в себя более  глобальное – Воскрешение своей Родины, Ведизма своих Праотцов и возвращение в Храм Бога и Любви Покрова!
 Т.е. в Сотворённое Пространство Любви в Природе, в том, где прошло наше босоногое детство!!!
 А лучший советчик  – совесть чувственной Души!   
           /А.В./