3. На хоре и в классе теории

Павлова Вера Калиновна
               

                В центральной «четвёрке» альтовой партии пела Ефимова Света, обладавшая голосом приятного тембра. Света была способной и одной из лучших студентов на факультете. Ныне Светлана Ивановна - Заслуженный  работник культуры  РФ, творчески работает с детским хором в г. Сосновый Бор, городе атомщиков, что под Санкт-Петербургом, и успешно совмещает хоровую работу с педагогической.

                Пели в этом ансамбле  также  Гирина Земфира из Алтайского края, очень серьёзно относившаяся к занятиям в консерватории; Зюмма Бородина,
весёлая, коммуникбельная, одна из лучших студенток класса Мартынова В.С., после окончания ВУЗа стала преподавателем Борисоглебского музыкального училища под Москвой, и я.

                На высоком уровне на факультете были требования по сольфеджио и гармонии. В программу требований по сольфеджио входило пение голоса с тактированием и одновременным исполнением другого из голосов на фортепиано в инвенциях, а затем и в фугах И.С.Баха.

                Такую манипуляцию нужно было проделывать со всеми голосами.  Нужно было составлять и петь гармонические последовательности с отклонениями,  модуляциями и включением в них всех септаккордов или их обращений; определять на слух последовательность из десяти-двенадцати аккордов после одного -двух проигрываний преподавателем.

                Вместе с требованиями запомнилась теплота преподавателя по сольфеджио в отношениях со студентами.

                Яркие впечатления остались от уроков по гармонии и индивидуальной гармонии.
 
                К каждому уроку мы должны были, кроме подготовки теоретического материала, решить десять задач на заданную мелодию или бас или сочинить последовательности с применением всех известных аккордов, сообразуясь со стилем, который задавался преподавателем: аля С.В. Рахманинов,  аля П.И Чайковский,  В-А Моцарт,  М.И.Глинка и т.д.,  с активным использованием отклонений и модуляций в близкое и дальнее родство.

                Играть последовательности нужно было по цифровке преподавателя в задаваемом им темпе. Мне очень нравилась гармония. У меня было две тетради  задач в стилях.

                После окончания курса гармонии я сдала их в камеру хранения, но получить их обратно мне не удалось. Задачи понравились и кому-то ещё...

                Жесткие требования, почти грубое  обращение преподавателя гармонии  Барковского Д.С. наводили трепет на  студентов факультета  Двери в  классах консерватории были двойными, но уже в коридоре мы могли почувствовать его «ауру» и понять, есть он в классе или нет.

                Училась я хорошо, и не помню, чтобы  когда-то сессии сдавала в срок. Я всегда экономила время, чтобы каникулы использовать полностью. Так как дорога домой и обратно занимала четыре дня, то я старалась экзамены, по возможности, сдать досрочно.
   
                Так было  на экзамене и по гармонии, и по сольфеджио. Эти экзамены  были последними в сессии.  Успешно сданы письменные экзамены и нужно было сдавать устные. Конфликт произошел с гармонией.  Железнодорожный билет домой мне нужно было купить заранее. За день до экзамена я пошла отпрашиваться к педагогу.

                Всё время меня не покидало чувство тревоги и сомнения в удаче задуманного.Зная его, как преподавателя, не допускавшего ни шуток, ни подобных им расслаблений на уроках, мною всё более овладевали волнение и страх 
                А размышляла я так: училась я хорошо и по итогам должна бы иметь не менее четвёрки. С другой стороны, ну может же он понять желание студентки из далека побыть дома подольше. И всё-таки я опережала события….Нужно было заявить об этом гораздо раньше…

                Нашла я преподавателя дома.  Не без волнения нажала на кнопку звонка. Послышался гулкий лай собаки и скрежет открываемого запора. Дверь открылась, и на пороге появились огромный пес и хозяин небритый, с бородкой и трубкой, испускавшей кольца неприятного сигаретного дыма.

                Сбиваясь и заикаясь, я начала просить разрешения сдать экзамен досрочно. Не дав мне договорить,  преподаватель гневно и громко стал выговаривать мне о том, что просить об этом поздно.  Цепляясь за соломинку, я сказала, что у меня уже куплен билет, чем привела  уважаемого преподавателя в ещё большую ярость.
 
                Я была изгнана, и долго переживала  этот случай. После каникул однокурсники мне передали, что и по сольфеджио, и по гармонии преподавателями было высказано сожаление о том, что если бы я сдавала экзамен вместе со всеми, то получила  бы пятерки, поэтому выставлены четверки. По курсу сольфеджио и гармонии это были последние экзамены, аттестация за которые шла в диплом.

                Продолжение здесь:   http://www.proza.ru/2010/12/07/890