В центральной «четвёрке» альтовой партии пела Ефимова Света, обладавшая голосом приятного тембра. Света была способной и одной из лучших студентов на факультете. Ныне Светлана Ивановна - Заслуженный работник культуры РФ, творчески работает с детским хором в г. Сосновый Бор, городе атомщиков, что под Санкт-Петербургом, и успешно совмещает хоровую работу с педагогической.
Пели в этом ансамбле также Гирина Земфира из Алтайского края, очень серьёзно относившаяся к занятиям в консерватории; Зюмма Бородина,
весёлая, коммуникбельная, одна из лучших студенток класса Мартынова В.С., после окончания ВУЗа стала преподавателем Борисоглебского музыкального училища под Москвой, и я.
На высоком уровне на факультете были требования по сольфеджио и гармонии. В программу требований по сольфеджио входило пение голоса с тактированием и одновременным исполнением другого из голосов на фортепиано в инвенциях, а затем и в фугах И.С.Баха.
Такую манипуляцию нужно было проделывать со всеми голосами. Нужно было составлять и петь гармонические последовательности с отклонениями, модуляциями и включением в них всех септаккордов или их обращений; определять на слух последовательность из десяти-двенадцати аккордов после одного -двух проигрываний преподавателем.
Вместе с требованиями запомнилась теплота преподавателя по сольфеджио в отношениях со студентами.
Яркие впечатления остались от уроков по гармонии и индивидуальной гармонии.
К каждому уроку мы должны были, кроме подготовки теоретического материала, решить десять задач на заданную мелодию или бас или сочинить последовательности с применением всех известных аккордов, сообразуясь со стилем, который задавался преподавателем: аля С.В. Рахманинов, аля П.И Чайковский, В-А Моцарт, М.И.Глинка и т.д., с активным использованием отклонений и модуляций в близкое и дальнее родство.
Играть последовательности нужно было по цифровке преподавателя в задаваемом им темпе. Мне очень нравилась гармония. У меня было две тетради задач в стилях.
После окончания курса гармонии я сдала их в камеру хранения, но получить их обратно мне не удалось. Задачи понравились и кому-то ещё...
Жесткие требования, почти грубое обращение преподавателя гармонии Барковского Д.С. наводили трепет на студентов факультета Двери в классах консерватории были двойными, но уже в коридоре мы могли почувствовать его «ауру» и понять, есть он в классе или нет.
Училась я хорошо, и не помню, чтобы когда-то сессии сдавала в срок. Я всегда экономила время, чтобы каникулы использовать полностью. Так как дорога домой и обратно занимала четыре дня, то я старалась экзамены, по возможности, сдать досрочно.
Так было на экзамене и по гармонии, и по сольфеджио. Эти экзамены были последними в сессии. Успешно сданы письменные экзамены и нужно было сдавать устные. Конфликт произошел с гармонией. Железнодорожный билет домой мне нужно было купить заранее. За день до экзамена я пошла отпрашиваться к педагогу.
Всё время меня не покидало чувство тревоги и сомнения в удаче задуманного.Зная его, как преподавателя, не допускавшего ни шуток, ни подобных им расслаблений на уроках, мною всё более овладевали волнение и страх
А размышляла я так: училась я хорошо и по итогам должна бы иметь не менее четвёрки. С другой стороны, ну может же он понять желание студентки из далека побыть дома подольше. И всё-таки я опережала события….Нужно было заявить об этом гораздо раньше…
Нашла я преподавателя дома. Не без волнения нажала на кнопку звонка. Послышался гулкий лай собаки и скрежет открываемого запора. Дверь открылась, и на пороге появились огромный пес и хозяин небритый, с бородкой и трубкой, испускавшей кольца неприятного сигаретного дыма.
Сбиваясь и заикаясь, я начала просить разрешения сдать экзамен досрочно. Не дав мне договорить, преподаватель гневно и громко стал выговаривать мне о том, что просить об этом поздно. Цепляясь за соломинку, я сказала, что у меня уже куплен билет, чем привела уважаемого преподавателя в ещё большую ярость.
Я была изгнана, и долго переживала этот случай. После каникул однокурсники мне передали, что и по сольфеджио, и по гармонии преподавателями было высказано сожаление о том, что если бы я сдавала экзамен вместе со всеми, то получила бы пятерки, поэтому выставлены четверки. По курсу сольфеджио и гармонии это были последние экзамены, аттестация за которые шла в диплом.
Продолжение здесь:
http://www.proza.ru/2010/12/07/890