Школа для синичек

Влад Лившиц
Акварель Леа Лившиц "Зима"


Наступили холода. Земля укрылась снегом, а синички потянулись к жилью людей, чтобы раздобыть съестное. Многие сердобольные подкармливают синичек семечками, либо свиным жиром. Для этого прикрепляют к окнам разного вида кормушки. Синички привыкают к таким местам настолько, что стучат клювиками в оконное стекло, ежели в кормушке ничего нет.
Однажды решил понаблюдать за этими пернатыми – насколько они могут приспосабливаться к новым условиям. Действительно ли они меняют свое поведение, подобно человеку.

Эксперимент проводил в три этапа. Вначале насыпал семечки в тарелочку и выставил ее за окно. Через некоторое время прилетела стайка из восьми синичек. Им особого труда не составила «кормежка». Со всего маху они цеплялись  за край тарелочки, хватали семечку и улетали. При втором способе птички садилась прямо в кормушку и выбирали съестное.

На втором этапе тарелочку поставил в проволочную корзинку, которую устанавливают на велосипедах, чтобы перевозить разные грузы. Для синичек это была уже более сложная кормежка. Тут уже было не менее четырех способов. Через некоторое время они справились и с этой задачей.

Третий этап был еще сложнее. На корзинку установил «крышу». Теперь появилось восемь способов кормежки. Вначале у кормушки образовалась свалка. Птички беспорядочно летали около кормушки, причем некоторые возвращались без еды на исходную "базу" - дерево. Минут через десять суматоха прекратилась. Испытуемые освоили разные способы достижения цели: от самых простых, до самых трудных. Когда кормушка опустела, то и эксперимент прекратился.

Поведем итог. На первом этапе был лишь один бит информации, на втором – два, на третьем –три. Синички использовали все возможные варианты, причем на третьем этапе была заметна стадия обучения со скоростью порядка  25 бит/час. Важным фактором, который определял поведение птичек, была их безопасность, а также уклонение от конкурентов. Не удалось установить то, насколько синички способны обучаться оптимальному способу достижению цели (минимума опасности, минимума трудоемкости).  Мне довелось подробно изучать способность человека к самообучению. Эксперименты показали, что скорость самообучения человека составляет всего лишь 120 бит/час, а при оптимизации даже  возникают волны обучения  (креативное поведение). Интересно и то, что механизм обучения у человека имеет сходство и с синичками. Удивляться тут нечему, у всех животных генетически одни механизмы адаптции к среде обитания.

См. также
* Волны обучения http://www.proza.ru/2009/02/01/261