8. Моя профессия

Павлова Вера Калиновна
       На фото: хор старших классов Любанской ДШИ. Руководитель Павлова В.К.         


      Учеба в консерватории переваливала на её вторую половину. Хоровое дирижирование мне нравилось. Эта специальность – комплекс навыков и умений,  в котором нет ничего необязательного:  нужно уметь сольфеджировать с листа любой текст, играть хоровую партитуру вокально, с применением особой техники - хорового легато, читать с листа хоровую партитуру, фортепьянное сопровождение, облегчая его фактуру, где необходимо.
 
      Уметь вокально грамотно  показать голосом любую хоровую партию, уметь анализировать хоровое звучание с вокальной, интонационной и тембральной точек зрения; исправлять звучание хора, не прерывая исполнения.
 
      Владеть репетиционной методикой на основе сравнительного анализа реального звучания хора с его звучанием в концертной перспективе.
 
      Дирижер должен уметь анализировать произведение с точки зрения стиля, ладо - тонального плана, наметить исполнительский план произведения, предусмотреть возможные вокальные и интонационные  трудности и пути их преодоления в репетиционном процессе.

      Словом, специальность требует от дирижера полного разворота всех его способностей, навыков и умений. В том числе, умения грамотно, образно и понятно довести до сведения хора  обо всех своих творческих  намерениях, умения контактировать со всеми участниками коллектива, объединять всех в единое целое во имя достижения общей исполнительской цели.

      На уроках я дирижировала сцену из оратории Коваля «Сказание о земле русской», сцены из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Снегурочки» Римского-Корсакова Н.А., «Хованщины» М.П. Мусоргского, «Князя  Игоря»  А.П. Бородина, номера из Реквиема  Бриттена, произведения без сопровождения  русских, советских и зарубежных композиторов.
 
      На одно из произведений а капелла в семестр нужно было написать реферат. Эта сторона специальности была для меня наиболее интересной на фоне общей нелюбви к данной работе.

      Мне нравилось всё в процессе анализа:  от истории создания хора, данных о композиторе,  музыкально-теоретического анализа и вокально-хорового до составления исполнительского плана произведения, сплетая всё в единое драматургическое «кружево», объясняя в художественной форме, как тот или иной музыкальный поворот или мелодический «завиток» раскрывает поэтические слово и мысль автора.
 
      Последний реферат  я написала на двухорный хор С.И. Танеева «В дни, когда над сонным морем», на стихи Ф.И.Тютчева. Мне очень нравилась поэзия Тютчева Ф.И., её философская глубина и космический охват.

      Мой реферат попал на рецензию к одному из преподавателей факультета, который  тетрадь с рефератами мне так и не вернул, несмотря на мои настойчивые напоминания.
 
      Другую тетрадь с рефератом – «шедевром» на «Лань» Хиндемита - 16 страниц на 16 тактов музыки - «увели» уже в Костромском музыкальном училище. Валерий Сергеевич отмечал в моих рефератах способность  представлять музыку в зримых  художественных образах.

                Продолжение  здесь:   http://www.proza.ru/2010/12/13/111