Шаманизм

Геннадий Васильевич Есин
 Эта статья не призвана раскрыть все тайны древнего Знания и не претендует на энциклопедическую точность. Но если вы вообще ничего не знаете об одном из древнейших культов, то для начала пойдёт! Тем же, кого всерьёз заинтересует поднятая тема, предлагаю продолжить, ну, хотя бы... С Мирча Элиаде, ознакомившись с его книгой «Шаманизм: Архаические техники экстаза».

                С реальным уважением, Геннадий Есин

               
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

       «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет[1]»… Так было во времена Нестора-летописца, но ничего не изменилось и к веку XVI. Однако Московия – это вам не тесная, перегороженная шлагбаумами и зажатая границами, средневековая Европа, оттого бежать «гулящим» людям было куда! Хош на юг – казаковать, а можна и подале, за Урал… («у» - возле, «Ра» – солнце. Отсюда: «у-Ра-л» - «близко к солнцу»!?)

      Прямо: «Drag nah ost» какой-то! И потянулись в Сибирь беглые холопы и разбойники, купцы со товарищи, казаки и люд служивый, все кого потом вежливо назовут первопроходца-ми: одни осесть на землице «вольной», иные руду копать – пушки, да ядра чугунные делать, а кто и за ясаком - пушниной и золотишком…
    
     Вот из отчетов этих-то «исследователей» Сибири, то бишь из их челобитных государям московским, и узнал остальной цивилизованный мир о шаманах.

     Современные исследователи полагают происхождение этого слова эвенкийским или - санскритским, привнесенным из буддизма. («ша - ман» или «са - ман» значит «тот кто знает» или «исступленный человек». «ман» - у эвенов и «man» - у англо-саксов имеют одно и тоже значение: «Человек!»)

     Шаманизм был присущ не только людям прошлого, но и современным аборигенам Австралии, нецивилизованным племенам Африки, индейцам обеих Америк и даже жителям Кореи…

     «Никому не объять необъятного[2]», поэтому рассмотрим предмет нашего исследования на примере мировоззрения «малых» народов Сибири, православных по вероисповеданию, но языческих по сути. Мировоззрению, не претерпевшему за последние четыреста лет каких-либо существенных изменений…

     Вся вселенная поделена на три части. В Верхний и Нижние миры попасть может только шаман, но не абы как, а через особые отверстия. Верхний мир - это небеса, определяемые как твердь (знакомо не правда ли[3]!?), расположенная наподобие торта «наполеон» - послойно (до 15 «коржей»). В детали строения верхнего мира вдаваться не станем, поскольку оно, это самое строение различается у северных народов несущественно.

     Средний Мир – земля, где проживаем мы с вами, и, наконец, Нижний или подземный мир - тоже многоярусный. Одни полагают, что там темно и жутко холодно, другие утверждают, что там огонь и, соответственно весьма жарко. Важное место в Космогонии сибирских аборигенов занимает, так называемое «мировое древо», соединяющее все эти миры…

      Аналогично, вплоть до наличия мирового дерева (волшебного ясеня Югдрасиля), полагали мироустройство наши предки: славяне и викинги-мурманы (норманны), располагая на третьем, нижнем уровне… угадайте что!..

      Огненную землю - Муспельхейм и ледяную пустыню, страну смерти – Нифлхейм, где обитает дракон Нидхогг...

                КОРОЧЕ О ГЛАВНОМ

      Такому мировоззрению отвечают и задачи, возлагаемые на шамана, который, по сути, является посредником или, если угодно, представителем людей в иных мирах. То бишь шаман - это человек, который, погружаясь в особое ,изменённое состояние, обретает способности пере-воплощаться, общаться с духами и черпать из потусторонних источников значительную силу. Сам ритуал называется «камлание», потому, что тюркоязычные алтайцы словом «кам» или «хам» называют опять же своего, местного, «родного» шамана…

      Мы все, когда либо употреблявшие алкоголь или что потяжелее, согласимся, что попасть в иную реальность можно... Проникновение шамана в иные миры происходит под удары бубна, в ритме танца. Дополнительно, но не обязательно, могут употребляться и галлюциногены… Впав в транс, шаман способен видеть и вытворять такое, что нам, даже изрядно перекушавшим водочки, и не привидится и в состоянии полной невменяемости. Шаман может проскользнуть не только в песцовую нору, но и вообще в любое отверстие и не только в земле. Всё что шаман наблюдает в изменённом состоянии, не является его галлюцинацией. Просто видимое им находится СНАРУЖИ нашей реальности…

     Шаманизм явление весьма сложное и приравнивать его только к магии или колдовству ошибочно. Умение впадать в гипнотический транс, общаться с духами, исцелять и предсказывать будущее ещё не делает человека шаманом… Шаман без помощника вовсе не шаман. А у сильного шамана таких духов-хранителей может быть несколько…

    Узнать своего оберега может и простой смертный, как во сне, так и наяву… Надо только позвать! То, что явится: животное, птица, рыба, пресмыкающее или человек и есть ваш персональный тотем. При необходимости или со временем его можно сменить. Приобретение личного духа полагается делом благодетельным, и открывает доступ к реальному могуществу.

     Кстати! Чтобы избавиться от болезни из Нижнего мира, надо, всего-ничего, призвать дух-тотем в свое тело… Главное потом суметь от него избавиться.

                ТЕХНИКА ШАМАНИЗМА

     будет рассмотрена на примере исцеления от болезни. В результате процесса камлания, в шамана вселяется дух-помощник, который помогает найти причину болезни и лекарства от нее, коими могут оказаться растения, насекомые, черви и прочая мелочь. Выяснив причину заболевания, шаман кладет один предмет в заднюю часть ротовой полости, а другой - в переднюю. Затем он начинает высасывать болезнь из тела пациента. Энергия, вызвавшая болезнь, поглощается духами, находящимися во рту шамана. Тотем, заблаговременно помещенный вовнутрь шамана, является своеобразной подстраховкой, ежели те духи, что во рту, пропустят болезнь…

     В более запущенных случаях шаман вынужден спускаться в царство мертвых, чтобы вернуть оттуда душу пациента или найти там тотем заболевшего. Бывает, шаман изгоняет духов при помощи процедуры, похожей на спиритический сеанс, или уговаривает покинуть тело больного мольбами и даже лестью.

    Ну чем не экзорцизм[4] Святой Католической Церкви!

    Техники шаманских обрядов предполагает вхождение в тело шамана не только духа-помощника, но родоплеменных духов и духов высших божеств шаманского пантеона. Считается, что чем выше божественный уровень входящего духа, тем труднее шаману и тем болезненней восприятие вибраций высших энергий высшего уровня. Нынешние шаманы в основном общаются с родовыми духами («онгоны» у бурятов), что занимают низшую ступень в иерархии небожителей (тэнгриев), включающей 9 небесных и 9 подземных уровней. Родовые онгоны - это духи предков - бывших шаманов. После смерти их приняли в круг тэнгриев. и они стали хранителями, покровителями своего рода. В них сила рода, и они помогают своим далеким потомкам. Онгон говорит тем языком того диалекта, на котором говорил и при жизни; оттого не всегда бывает правильно понят окружающими…

                ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ЛЕСТНИЦА

     Некоторые исследователи полагают, что шаманский дар передается по наследству, но, увы, это не так… Шаманом может стать как мужчина, так и женщина, причём ни пол, ни возраст особой роли не играет. У представителей северных народов период становления шамана приходится у разных людей на разные годы и длится от 7 до 12 лет, но непременно должен сопровождаться «шаманской болезнью». Вот её основные признаки: человек отказывается от еды, часто не понимает обращенных к нему слов, может совершать неожиданные поступки, например, беспричинно убегать из дома…

     Очень важную задачу в шаманской процедуре, да и в иерархии выполняет костюм. В нём сосредоточена жизненная сила шамана и его предков. Костюм является главным атрибутом перевоплощения в личину тотема, именно в нём шаман обретает силу всевидения, превращается в полудуха-получеловека, обретает способность проникать в миры иной реальности. Одеяние шамана с различными погремушками и бубном весит до 30 кг, поэтому шаманом может стать только физически сильный и выносливый человек. Петь, плясать, бормотать заклинания и выкрикивать бессвязные слова приходится по несколько часов кряду, а в некоторых случаях и по несколько дней.

     По костюму определяют силу шамана. Кафтан или парку с подвесками может иметь только сильный шаман, уже имеющий нагрудник, головной убор и колотушку с бубном. В течение своей нелегкой жизни и в процессе роста могущества шаман может сменить несколько головных уборов - от простой шапки до железной короны. У сильного шамана селькупов, эвенков и бурят головной убор представляет собой железную «корону» с рогами, чтобы непосредственно бодаться со злыми духами.

    Наиболее сильными считаются, так называемые «железные» шаманы, которых можно «вычислить» по наличию в их атрибутике железных (металлических) предметов. О рогах мы уже упоминали… У южно-сибирских народов,  шаманы, как и современные маги и колдуны, подразделяются на белых - камлающих только в Верхнем мире, и чёрных - беспринципно болтающихся по всем мирам без разбора.

                РЕЛИГИЯ ИЛИ…

     Так, что же это за понятие такое - «шаманизм»?.. «Самая древняя система целительства», «религиозный культ первобытных народов», «мистическая традиция, основанная первыми людьми», «древнейшие эзотерические знания»...

      Иногда «шаманизм» употребляется и в значении религии...

      Нельзя назвать шаманизм и философским течением! И уж конечно, шаманы не являются ни социальной группой, как, например, жрецы, ни прослойкой, коей была интеллигенция в обществе «развитого социализма».

     Путь, духовная и душевная работа, развитие системы нравственных ценностей, жизнь, общественная деятельность?..
                Ничто по отдельности, но всё вместе!

     Да не покажется вам крамолой, но корни многих, если не всех конфессий, религиозных мировоззрений, в том числе и идеология нынешних «зеленых» лежат в рамках традиционных, «шаманских» взаимоотношений с окружающим миром.

     Практически все шаманские культуры воспринимают мир снов как реально существующий и активно включают его в свою жизнь. Мир вообще рассматривается как единство противоположностей и нераздельность всего сущего. Противоположности - части друг друга, между ними есть напряжение, но они на каких-то там уровнях перетекают одна в другую. Перед шаманом нет отдельных фрагментов, он видит не мозаику, а единую картину Мира, в котором есть место всему и всем. Шаман воспринимает мир во всей полноте, разделяя разумное и чувственное познание, но полагая эти «инструменты» разными проявлениями единого истинного голоса Души.

                НЕОШАМАНИЗМ

     В 1951 году появилась первая серьезная книга Мирче Элиаде «Шаманизм». Далее идею базового шаманизма развивает Майкл Харнер, американский антрополог, изучавший индейцев Эквадорских Анд хиваро или Унтсури Шуара. Харнер утверждал: «Любой человек может научиться классической шаманской технике: путешествию в мир духов». Им был введен термин «базовый шаманизм», который означает: базовые шаманские техники, освобожденные от культурно-социального контекста.

     С точки зрения шамана жесткие границы между человеком и остальным миром существуют исключительно в сознании человека. Общение с миром духов дает силу, здоровье, ощущение связи со всем сущим, понимание собственной глубинной природы и сути, возможность помогать другим.

      Второй всплеск интереса наблюдался уже в 1968 году после публикации (тут же ставшей бестселлером) первой книги Карлоса Кастанеды «The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledgе» («Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки»). В дальнейшем Карлос Кастанеда опубликовал ещё 11 работ, посвященных учению дона Хуана, неизменно становившихся бестселлерами во многих странах мира. За годы жизни он множество раз удостаивался, как и величайших похвал («Кастанеда предложил новую парадигму[5]»), так и жесткой критики («Кастанеда всё выдумал!»).
      
      Закончили? Однозначно: "Нет"! Но для начала хватит! Ибо любая дорога начинается с первого шага…

***
[1] Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца, монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (XI - начало XII в.). Так в 862 г. сказали славянские послы варягам, незадолго до того изгнанным из Новгорода, приглашая на княжение уже в Киев - «мать городов русских».

[2] Высказывание приписываемое «Козьме Пруткову». Под этой литературной маской в журналах «Современник», «Искра» и др. выступали в 50-60-гг. XIX в. поэты А. К. Толстой (внесший наибольший в количественном выражении вклад) и братья Жемчужниковы (Алексей, Владимир и Александр Михайловичи).

[3] Первая книга Моисеева. Бытие. Глава 1 «7. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8. И назвал Бог твердь небом».

 [4] Экзорцизм - обряд «изгнания демонов», избавление от одержимости ими с помощью заклинаний, молитв и других обрядовых действий, проводимый специально подготовленным священником-экзорцистом.

[5] Парадигма (греч. «пример, модель, образец») - ментальная модель мира и мироустройства, основанная на сформировавшихся идеях, взглядах и понятиях


Публикации
Аудио-сборник "ПО ЭТУ СТОРОНУ ЗЛА"Олег Шубин  http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2164024