Сюжет и фабула - 4

Ольга Сафарова
           Надо сказать, что в умах просвещённой публики существует путаница понятий – сюжет и фабула, и действительно, все справочники и литературоведы с киноведами, а также сомнологи  как-то путают эти два понятия. Вот какую формулировку даёт  Б. В. Томашевский: «Фабулой называется совокупность событий, связанных между собой, о которых сообщается в произведении… Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в их изложении, в том порядке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них» (Б. Томашевский «Теория литературы. (Поэтика)» Л., 1925 г., стр. 137).  А вот что сказано по этому поводу в интернете : « С вопросом о сюжете обстоит в кино столь же неблагополучно, как и в литературе: сюжетными считаются вещи, в которых есть сложный фабульный узел. Но фабула ведь не сюжет…»
В 1921—30  литератор профессор Института истории искусств. Ю.Н. Тынянов выступает как литературовед и литературный критик, публикует книги «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921), «Проблема стихотворного языка» (1924), представляющую наиболее его проработанную теоретическую работу, сборник статей о литературном  и кино, где пишет:
  «Под фабулой обычно понимают фабульную схему. Правильнее считать фабулой — не схему, а всю фабульную наметку вещи. Сюжет же — это общая динамика вещи, которая складывается из взаимодействия между движением фабулы и движением — нарастанием и спадами стилевых масс. Фабула может быть просто загадана, а не дана; по развертывающемуся сюжету зритель может о ней только догадываться — и эта загадка будет еще большим сюжетным двигателем, чем та фабула, которая воочию развертывается перед зрителем. Фабула и сюжет эксцентричны по отношению друг к другу.»
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. - С. 324-325.

Вы что-нибудь поняли? Я – нет, хотя Тынянов очень авторитетный автор

        В рвссуждении же  о сюжете и фабуле, хочется снова вернуться к «магистральному» или, как нынче говорят –  to the mainstream - к мейнстриму Шескспира. Мне представляется, что  мейнстримом  его творчества являются человеческие страсти:
Жажда власти – Макбет, Король Лир, Укрощение строптивой, Буря, Антоний и Клеопатра,  все исторические Хроники
Ревность   -         Отелло, Гамлет,  Сон в летнюю ночь,
Алчность – Венецианский купец
Всепоглощающая любовь – Ромео и Джульетта, Собака на сене, Сон в летнюю ночь, Конец – делу венец, Цимбелин
Отдельно стоят Комедия ошибок и Слуга двух господ – путаница на основе мнимого или действительного двойничества,а также -  Два веронца, 12-ая ночь, Как вам  это понравится.

Причём, именно в драматургии Шекспира фабула такова, что очень трудно вычленить сюжет, как правило, в одном произведении задействованы  3 сюжетные линии, как, например  в комедии  Сон в летнюю ночь
   Но именно поэтому , что в основе шекспировских произведений лежат непреходящие, гипертрофированные человеческие страсти, - они так актуальны и  сегодня, и не зря новаторы-режиссёры  переносят  шекспировские  драмы  и сюжеты в нынешнюю парадигму.