20 лет программе 500 дней

Людмила Нелюбина
В 1990 году была принята программа «500 дней» для вывода страны из сложного экономического положения. Данный очерк – это хронологическая запись о том, как прошли эти дни  в одной обычной семье.


                ПРОГРАММА  «500  ДНЕЙ»

1.11.1990. ДЕНЬ 1. Спрашиваю дочь: «Как ты себя чувствуешь в первый день перехода к рыночной экономике?».  Дочери 5 лет. Она отвечает удивленно:  «Никак!». Я опечалена ответом. Если бы она сказала, пусть и случайно, что хорошо, то у меня, романтика социалистического периода, появилась бы надежда, что ее поколение уже будет жить в устойчивом благополучном обществе.
Говорят, что будет продажа земли и жилья. Откуда-то вдруг появились тревога и страх. Вокруг ощущается всеобщая усталость. Рабочий день начался с того, что первым пришел недавно сокращенный из нашего учреждения работник. Сказал, что в центре по трудоустройству ему не помогли.
 Рынок – это слово звучит все чаще. Наш отдел в напряжении от обещанного сокращения. Стала сушить куски хлеба. Вдруг летом на садовом участке придется разводить кур. Вечером в магазине у меня взяли перед носом последнюю буханку ржано-пшеничного хлеба. Все, больше нет – пояснили продавцы, нет машин для перевозки.
Дома взлетели крышки с банок с маринованной капустой. Маринованной капустой залепило всё окно на кухне. Но дома оказалось 60 гр коньяка. Мы по 30 гр с мужем выпили за первый день Программы и перехода к Рынку. Встречаем это с долгом 2500 рублей.
По ТВ передача о преступлениях и кражах в Москве. Сегодня один магазин покупатели чуть не снесли – продавали золото. В магазинах большой завоз товаров. В автобусах разговоры, что еще первый день рынка, а товар уже есть.

ДЕНЬ 2. В универмаге продавали зимние пальто. Пальто очень приличные и невероятно дешевые - 200 рублей. Но купить не удалось, слишком огромная очередь. Злюсь и убеждаю себя, что это не самое главное в жизни. Но без зимнего пальто я уже несколько лет. От всех переживаний, связанных с сокращением и прочее, болит голова и сердце.
Сняла с книжки последние 50 рублей. Убеждаю себя, что не надо впадать в отчаяние, а надо искать новые ориентиры. Открыла русско-немецкий словарь. Займусь иностранным  языком. Нужен репетитор. Надо беречь здоровье. Оно может стать дорогим.

3.11.1990.ДЕНЬ 3. Появилось предчувствие, что самое трудное еще впереди. Меню на выходные скромное: суп из пакетов, кисель из прошлогоднего варенья, картошка отварная с перемаринованной капустой, суп получился ничего, на всех отварах от макарон и картофеля.
 Пошли с сыном на мультик, а оказался японский фильм о войне, о голоде и смерти двоих детей. Я не смогла смотреть. Мы ушли.
Пришли в хлебный. А в магазине, оказывается, введена норма отпуска в одни руки. Учитывая  вход в рыночную экономику, такие вещи знать надо.
Муж укрепил свои позиции знакомством с владельцами гаражей 43 и 36, закрепил их прилично. После 8 часов в нормальную форму еще не вернулся. Вклад при рыночной экономике сегодня у меня: я сама отремонтировала сережки, бусы, зашила дырки в карманах.
Страшит  не только безработица. Дальше начнется крушение идеалов. Нас много воспитано на идее строительства коммунизма. Судьба, дай силы правильно принимать решения, чтобы не растерзать душу!

ДЕНЬ 4.  Передо мной остатки хлеба, нарезанные для сушки. Приучаю себя к мысли, что тоже могу быть безработной. Чтобы поднять тонус, надела зеленый батистовый костюм. Макияж, бижутерия, каблуки. Ничего, тонус стал выше. Вот так и должно быть дома, даже если буду безработной - подтянутая, с настроением и  красивая. Протерла пыль там, где не протирала года - тонус!
Зашла к соседям. Спросила у их дочери, студентки: как ты себя чувствуешь в программе «500 дней»? Она: «Ничего пока не чувствую, страх есть, интересно, что будет дальше, преподаватель мне сказал, чтобы никогда ничего не боялась».
В магазине ждали торты. В зале периодически вспыхивало недовольство,  покупатели не хотели мириться с ограничением продажи хлеба на одного человека. Кстати, о сушке сухарей говорят многие. Садоводы обсуждают вопрос разведения кур и кроликов. У кроликов плюсов больше: шкурки, мясо и непритязательны в еде.
Я такой безграмотный садовод. Наверно надо вместо подготовки выступлений в школе марксизма- ленинизма читать книгу по садоводству.  Меню на праздники составила. Купила творог, сметану, молоко. Шла из магазина с молоком. Рядом идет мальчик. Он мне: «У вас два литра, а у меня три литра, я его так пью!».  Мы с ним идем болтаем. Звать Антон, 10 лет. И он вдруг говорит: «Сладка жизнь, да денег мало!». Мне сказал, что сам придумал.

5.11.1990. ДЕНЬ 5. Не записала. Очень болела голова после бесполезных попыток купить зимнюю одежду, но муж  что-то сделал для семьи. Ему кто-то отдал бутыль и тридцать метров пленки, и две печки для сада за какую-то выполненную работу.

ДЕНЬ 6.Устала. Сил писать нет. На работе дали три пачки сигарет.

7 ноября 1990г. ДЕНЬ 7. С утра делали пельмени, холодец. Пришли с демонстрации. Говорили о революции. Пили кофе. Гость принес коньяк, армянский. А в 8 утра о том говорили, что, возможно, скоро сегодняшняя жизнь будет невероятным воспоминанием. От сестры  пришло две посылки с одеждой выросших племянников. Все пригодится.

ДЕНЬ 8. Вчера как обычно прошла демонстрация в городе, но колонну замыкала группа неформалов, человек пятнадцать с лозунгами. На одном написано: «Партия была, есть и будет есть». Все это так необычно. И смешно от текста и страшновато. Трибуны  в этом году не было! Путь стал короче. Но народ был, смотрел. Все нормально.
Сегодня выкупили по талонам вермишель, муку, крупу. Сходили всей семьей в музей. Выставка известного художника. Выставка понравилась, но картины  очень дорогие.
Муж и сын ушли в гараж работать.

ДЕНЬ 9. Продолжаю из остатков хлеба делать сухарики. Ремонтировала одежду. Муж с сыном в гараже проводят освещение.

10.11.1990. ДЕНЬ 10. Нет сил. Ни одного позитивного момента за день.

ДЕНЬ 11.  Сходила на примерку. Сумма за шитье зимнего пальто - 230руб. у частного портного (кстати, инженера с высшим техническим образованием. Не он один, я гляжу, стали искать место на Рынке, чтобы выжить), а купить пальто в магазине не удалось.

ДЕНЬ 12. На работе выделяли ссуды на строительство садовых домиков. Мне тоже повезло, хоть и небольшая сумма, но у нас и таких нет. Пошла за ссудой, в кармане даже 1 рубля 50 копеек не было заплатить за сберкнижку.

ДЕНЬ 13, 14 - нет времени. Работа, уборка, кухня - белка в колесе. На хрущевской кухне в пять метров можно угореть от готовки.

ДЕНЬ 15.  15 ноября 1990. «500 дней» не получились. В стране не поймешь что. И жутко представить, что может быть. С 15.11. должна была быть наценка  на золото, ковры, меха, деликатесы. Утром в передаче  «120 минут» сообщили, что РСФСР у себя переоценку замораживает. Народ говорит, что верхи еще не нахватались.

ДЕНЬ 16. Все, власть и связи имеющие, ринулись за дефицитом. Как хорошо, что простые люди не знают и не видят этого.  Как это  отвратительно, когда большие чины, забыв о государственных делах, в поту мчатся на склады и базы. Один такой начальник чуть не сшиб меня в дверях, так спешил урвать блатной дефицит. Не извинился, а выругался.

ДЕНЬ 17. Утром я ощутила себя котлом с кипящей водой и крепкой крышкой. Днем, проходя мимо кабинета начальника, услышала, как он, распекая  специалиста, грубо сказал: « А мне твоя честность не нужна, это качество сейчас не котируется!»

ДЕНЬ18.  Ничего не поймешь, что у нас в стране. Депутаты разбираются.
Программа перестала существовать.