Социология - 27

Сим Кинаел
    Шла, шла, вижу – в большом контейнере книжечки лежат. Не грязные – дождя не было. Книжечек немного -4 -5. Чистые вполне. А по названиям 
   -   Встречи с Есениным (в мягком переплете -70-ые годы).
   -   Как починить часы  (в твердом  переплете, 60-ые годы, ужас, как жалею, что не взяла).
   -   Социология   (в очень мягком переплете, 1927год). На обложке фиолетовыми чернилами почти каллиграфический росчерк  «Г. и далее 4 очень понятные буквы – Стар, и дальше убегающие вверх две слитные отработанные закорючки, под чертой  дата – 31 марта - 27».
Обложка серая, шероховатая, возможно, была голубой  – кое-где прогалинки  намекают. С корешка обложка с трещинами и внизу еле дышит, почти отваливается, но замятин  нет, и кроме одной черной кляксы, никаких пятен тоже нет. Вверху указан автор – В. Зомбарт,  ниже с большим  междустрочным интервалом до верхней трети листа выведены  характерным  стилизованным шрифтом 20-х годов большие буквы, складывающиеся в слово «Социология». Еще через большой междустрочный интервал -  «Перевод И. Д. Маркусона», в самом низу под чертой – Издательство «Мысль» Ленинград.
  Сама книжка толщиной   в два сантиметра. Аккуратно  полистав снизу, так, чтобы до корешка листы не открывались, не дай Бог, рассыпится, - насколько надежна сшивка неведомо – увидела  густо желтые, до коричневатого листы, обратила внимание, что шрифт четкий, все поля выдержаны. Поняла, какую ценность держу в руках,  поэтому вторая из книг «Встречи с Есениным», которая тоже оказалась у меня дома, служила скорее шинирующим устройством для  фиксации дряхлого ветерана, пока  шагала с трофеем.
   Дома нашла хороший плотный лист, сделала суперобложку, потом исследовала корешок  – нитки, державшие листы, вполне целы (уже потом с прошивкой неприятности все-таки возникли – бумага  обветшала и стала хрупкой настолько, что нитки их легко прорезали до основания). Но тогда книжку положила в файл, а сам файл  в карман рюкзака, потому как  назавтра  собиралась в Посад, и для электрички, чтения лучше не придумаешь.

     Действительно, дневная немноголюдная электричка подарила полтора часа  очень любопытного знакомства с изданием. При этом чтение составило меньшую часть времени, а основная часть была посвящена  действиям, которые пришлось выполнять впервые в жизни. В этом главная интрига и приберегу ее напоследок.
   Но мое впитывание содержания статей, а Вернер Зомбарт (имя узнала из предисловия к русскому изданию) собрал не что иное, как антологию, или хрестоматию социологии, как написано в этом предисловии. И далее оттуда же:
 «Сам Зомбарт занял видное место в экономической науке, благодаря ряду исследований хозяйственной жизни, в которых сочетал живость наблюдения и изложения с немецкой обстоятельностью и систематичностью…  Сам Зомбарт  (здесь) дал лишь коротенькое введение, указав в нем различие между социологией и философией истории и предложив разделить социологию на психологическую и ноологическую… Что касается выбора отрывков из произведений выдающихся социологов 19-го столетия, то нельзя признать его вполне удачным … несмотря на чрезвычайную ценность отдельных положений и богатейший научный материал, который читатель может найти в отрывках из Спенсера, Шеффле, Тарда, Вундта, Зиммеля, Шпанна и др… Некоторые частные вопросы получили у талантливых авторов блестящее освещение.
Приходится высказать сожаление, что занятая повседневной революционной борьбой марксистская мысль лишена физической возможности разрабатывать отдельные социологические вопросы, внося в них оздоровляющий дух диалектического материализма».
                И. Маркусон.»
  Не правда ли, очень колоритно, поэтому и длинная цитата, заодно поясняющая, что же все-таки оказалось у меня в руках. 
  Стала читать  все подряд, удовлетворенно подумав, что «дух диалектического  материализма» сшибать не будет, и можно спокойно вникать в содержание. Конечно, понадобилось еще для этого времени, помимо электричек и метро. Но  удобный формат – никуда не денешься, и  в основном, книгу все же, доставала попутно. Запомнилось, что дочитывала ее в очереди   в сберкассу, когда вместе с другими умными  меняла  трудовой рублевый вклад  на «евры» перед новым 2009. Отрицать бессмысленно, что признаки  некоторой паники в связи с кризисом среди населения имелись. И вычитываемые  положения  очень хорошо дополнялись  действительностью. Год издания не только не смущал, но определенно добавлял им веса.
  Вряд ли сейчас составится широкий круг читателей  этой хрестоматии, и мне не показалось большим грехом  во имя того же колорита, чуточку   пощипать текст, приводя   точные  цитаты, из некоторых статей.  Не удержалась, правда, и в скобках  выносила своё впечатление, сохраняющее своеобразное «послевкусие»  прочитанного.

 -    «На самом деле человеческие существа различаются между собой по степени восприимчивости и душевных движений, вызываемых одними и теми же причинами – у одних мы находим тупость, у других исключительную восприимчивость, как характерный признак». 
                Герберт Спенсер,1874
   (очень далеко идущее наблюдение.)
 
 -  «Социология чувств»  -     « Среди отдельных органов чувств, глаз выполняет совершенно своеобразную задачу: связывания и взаимодействия индивидов, взаимно лицезреющих друг друга. Быть может, это самое непосредственное и чистейшее взаимное отношение, которое вообще существует. … И эта связь так сильна и тонка, что она переносится лишь по кратчайшей прямой линии между глазами. ... все сношения между людьми, их понимание и зависимость друг от друга, их интимность и равнодушие изменились бы в огромной степени, если бы не существовало взгляда от глаза к глазу… . Нельзя взять посредством глаза, без того, чтобы одновременно не дать. Глаз разоблачает  у другого душу. Но во взгляде, воспринимающим в себя  другого, человек обнаруживает самого себя …  он переносит на другого собственную личность, собственное настроение, собственный импульс.
    Существует резкий социологический контраст между глазом и ухом. В фактическом воздействии чувства лицезрения, длительный характер познанной им личности значительно преобладает. … Поэтому тот, кто видит, но не слышит, бывает гораздо более смятенным, беспомощным, неспокойным, чем тот, кто слышит, но не видит…
   Запах не образует из себя объекта, как зрение. Каждый человек обоняет окружающий его слой воздуха на особый, свойственный ему манер, … Из тех двух путей развития восприятия чувства по субъекту, как приятное и неприятное, и по объекту, как его познание, первый далеко превосходит второй. …Тем меньше противодействия в мышлении и в воле находят инстинктивные антипатии и симпатии, которые держатся на окружающей человека сфере запахов. … Повышенная с этой стороны чувствительность в целом приносит с собой гораздо больше страданий и отвращения, чем радостей и влечения … Чувство обоняния по сравнению со зрением и слухом требует большей близости. Нюхая что-нибудь, мы так глубоко втягиваем это ощущение..так тесно ассимилируем его посредством жизненного процесса дыхания, как это невозможно ни с каким другим чувством по отношению к объекту – мы как будто его едим, …мы интимнейшим образом его воспринимаем, он проникает … в наше глубочайшее чувственное, это должно повести к выбору и к отдалению, что до некоторой степени, составляет одно из чувственных оснований для социологических резервов современного индивидуума. Если другие чувства перекидывают  тысячи мостов между людьми, … в противоположность этому можно назвать чувство обоняния диссоциирующим чувством.
  Наконец, искусственные запахи – духи, играют социологическую роль. … Они придают личности  нечто совершенно безличное, привлеченное извне, что, однако, так сливается с нею, что кажется исходящим от нее. Как и одежда, духи покрывают личность чем-то, что … должно действовать как ее собственное излучение… Духи перекрывают личную атмосферу, о духах, создающих эту фиктивную атмосферу, предполагают заранее, что они будут всем приятны, что они представляют социальную ценность, …и вместе с тем это должно считаться заслугой носителя, как личности.»
                Георг Зиммель, 1908
(единственная, из числа заинтересовавших работ, где чувствуется ее «возраст». С 1908 г. условия жизни  претерпели фантастические сдвиги, и теперь не только указанные 3 из 5-ти органов чувств, все пять, несомненно, имеют социологическую подоплеку.
Орган вкуса,  вкус, вообще могут претендовать  на главные роли в произошедшей глобализации – вкус кока-колы, всевозможных жвачек, колбас, сыров, консервов, изготовляемых по одной технологии, и заполняющих полки всех магазинов, всех стран, империя МакДоналс.
А как хорошо 20-ый век «подыграл» осязанию -  стачки, демонстрации, манифестации с разгоном, переполненный общественный транспорт и много чего другого общественного, где  намятые бока  за осязанием оставят и дважды и трижды диссоциирующую роль.)

-     « При известных обстоятельствах, и только при этих   обстоятельствах, собрание людей приобретает новые признаки.  Сознательная личность исчезает, чувства и мысли всех единиц ориентируются в одном и том же направлении. Образуется коллективная душа, правда, временного характера, но вполне определенная по своим чертам. …ее организация меняется … в соответствии с природой и степенью возбудителей, которым подчиняются эти соединения.
…один лишь факт  принадлежности к толпе достаточен для образования коллективной души, благодаря которой  совсем иначе чувствуют, мыслят и действуют, чем чувствовал, мыслил и действовал бы каждый в отдельности.  В коллективной душе стираются интеллектуальные способности индивидов, и тем самым исчезает их индивидуальность, разнородное утопает в однородном, и бессознательные качества берут вверх…. Самые несходные по уму люди обладают крайне сходными влечениями, страстями и чувствами. Такое именно соединение обыкновенных качеств объясняет нам, почему толпа никогда не может выполнить действий, для которых требуется особый ум. Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием выдающихся, но разнообразных людей, мало чем превосходят решения, принятые собранием глупцов. В толпе накопляется лишь глупость, но не ум… ...индивид в толпе, благодаря одному лишь факту многочисленности, проникается сознанием непобедимой силы, и это сознание  позволяет ему поддаться  таким влечениям, которые он подавил бы, если бы находился один…
При анонимности, и тем самым безответственности толпы, совершенно исчезает чувство ответственности (первая причина возникновения новых признаков).
 Вторая причина – зараза…(она) способствует тому, что в толпе вырабатываются специальные признаки и определяется их направление. Зараза представляет собой явление, которое легко констатировать, но трудно объяснить, и которое надо отнести к явлениям гипнотического характера. ...В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой высокой степени, что индивид очень легко жертвует общему интересу свои личные. Такое поведение коренным образом противоречит его природе, и человек способен на это лишь как частица толпы.
Третья и к тому же самая важная причина…восприимчивость к внушению. ...Под влиянием внушения (будут выполняться) известные действия с неудержимой стремительностью. В толпе этот порыв еще более неудержим, чем у загипнотизированного, ибо одинаковое для всех индивидов внушение возрастает благодаря взаимности.. Индивид перестает быть самим собой, он становится безвольным автоматом…
…человек спускается на несколько ступенек вниз по лестнице цивилизации. Он приобретает склонность к импульсивности, буйству, жестокости, но также и к энтузиазму и героизму первобытных существ… . Из сказанного следует заключить, что толпа всегда стоит в интеллектуальном отношении ниже изолированного человека, но в отношении чувств и вызванных ими поступков, может быть хуже или лучше его… . Все зависит от характера внушения, которому повинуется толпа. Несомненно, толпа часто бывает преступна, но она бывает также и героична. Именно толпа способна пойти на смерть ради торжества идеи. Конечно, это героизм бессознательный, но такой именно героизм делает историю.  Если бы  на активный счет народов ставились только великие дела, хладнокровно обдуманные, то в летописях мировой истории их оказалось бы очень мало».
 « Не живые, но мертвые играют выдающуюся роль в существовании народа».   
  «Народам нужны многие столетия, чтобы приобрести известные духовные свойства, и очень часто короткий период времени, чтобы их потерять». 
                Густав Лебон, 1895
(Если не по Лебону, то  по книгам,  наконец, «освободившихся от повседневной революционной борьбы», современных  чекистов подобным закономерностям социальной жизни народа, обучили хорошо. Конечно, их жаль. - Вряд ли в учебниках столь выразительный язык – «заразе» и «заразительному»  думаю, места, там не нашлось, какое-нибудь наукообразие прописали. Но сама наука усвоена как «Отче наш». - Поведение руководителей и стражей порядка –  лучшее тому доказательство.
А кто-то там о соблюдении Конституции печется  - страшно, научены-с.)


  - «… Кризис болезни есть единовременный процесс, напротив экономический кризис во всех случаях – периодически повторяющийся процесс. Это явствует из следующей характеристики отдельных его стадий, каковая дается довольно единодушно политико -экономами самых различных направлений: 
Состояние покоя, рост дел, увеличение доверия, благоприятные результаты, возбуждение, перегружение, давление, заминки, нужда, возврат к покою….
 Кризисы рассматривают обычно как неизбежное зло хозяйственной жизни…  ближайшие их причины усматривают в недостатке предвидения и осмотрительности. … Но как бы несомненно не содействовали кризисам эти причины, однако, они одни не могли бы  объяснить изображенный процесс, ибо последний показывает, что в последовательности явлений чувства и аффекты  играют главную роль» .                Вильгельм Вундт, 1908   
(Определенно, в сентябре 2008г, сразу после банкротства двух крупнейших американских банков, о причинах настоящего кризиса многие думали в таком же ключе. Понравилось услышанное тогда мнение какого-то  эксперта о тестостероновой природе  кризиса.  Он посмотрел глубже Вундта – чувства и аффекты  – вершки,  мужские гормоны - корешки  глобальной брюквы. 
               

   Да, вот  такие умные вещи  можно было отыскать в книжке, перепавшей невесть от кого, принесшего книжку на свалку, которая точно в 1927 году была собственностью неведомого «Г. Стар…». Сам этот господин  вряд ли  до свалки мог доковылять в 2008г. – никак не меньше 100 годков – по крайней мере, трудно по колдобинам между домов  тюк с  ненужными вещами и книжками тащить.
Но, несомненно, в 60-ые годы, когда микрорайон возник  в чистом московском поле, переезжал «Г. Стар..» со своими книжками на новое место, держал «Социологию» в руках, новое место ей в новой квартире подыскал, наверное, на свою старую роспись полюбовался.
Потом, еще  40  с лишком лет пролетело. И вот  книжка  издания 1927 года у меня в руках. Сама сижу в  дневной немноголюдной электричке, и начинаю читать «Социологию»  с первого листа – Предисловие к русскому изданию. Прочитала предпоследние 2 фразы на этой первой  странице  «Они умели ценить положительную работу мысли. На их примере надо учиться отношению к сочинениям буржуазных ученых (речь о Марксе и Энгельсе). Не заражаясь идеализмом послед -»  –   хочу перевернуть страницу, читать дальше.
И… не могу. Страница пузырится парусом, и тянет  за собой еще несколько страниц.
И только здесь понимаю, что  листы книги не разрезаны. Наплывает реплика Константина Треплева  « свою повесть прочел (о Тригорине), а мою даже не разрезал».  Да, дела – «право первой ночи» Г. Стар.. , отложенное на 80 лет. «Да, пожалуйста, нате, кому хочется, я барин Г. Стар с двумя закорючками - такой».  Мне хотелось, но что можно предпринять – начинаю рыться в рюкзаке. Ножика нет и ничего подходящего тоже. А если вот этой попробовать – деревянной расческой с остренькими  зубчиками.  Попробовала, и получилось ровненько без большой  бумажной бахромы. Интересно, как выглядел нож для бумаги, в памяти никого следа нет. Очень много времени минуло с тех пор, когда в ходу были.
    Ну и последняя цитата по случаю: « Наука, которая собственно и отмечает образованных, преподносится ему (народу), в каких бы смесях и формах это не происходило, как лекарство против его дикости. Этим самым, совершенно против воли образованных…» 
                Фердинанд Теннис, 1887
( Истинная правда, господин, Теннис, как выяснилось.  Куда ни шло  - лекарство купить, заявить, что куплено – вот, смотрите, вот, на моей полке. Но принимать – извините, не дождетесь…)