Объединить нельзя оставить

Алексей Комаровский
http://lugansk.comments.ua/article/2010/12/16/111256.html


Словно мухи, тут и там,
Ходят слухи по домам…
В. Высоцкий

Время от времени, с регулярной периодичностью и упорством достойным лучшего применения в массовом сознании луганской общественности  возникают леденящие душу  слухи о возможном предстоящем объединении Луганской и Донецкой областей, которое неизменно выглядит как одностороннее поглощение нашего края более нахрапистыми соседями.

С неизбежной потерей Луганском своего «столичного» статуса и его последующим превращением в один из рядовых, хотя и довольно крупных городов нового мега-Донбасса. Что-то типа второй Макеевки (469 тысяч населения у Луганска с пригородами, против 401 тысячи – у Макеевки).

Возможность отъёма данного статуса у Донецка в пользу Луганска, естественно, не рассматривается даже гипотетически.

Впервые эти слухи начали активно муссироваться ещё в конце 90-х годов, а в 2003-м случился пик обсуждения подобной малоприятной для Луганска перспективы.

Данное обострение в умах и сердцах заинтересованных луганчан того, что именуется медицинским термином «мания преследования» было обусловлено первым призванием тогда еще малоизвестного в стране, но хорошо известного на Донбассе экс-губернатора Донеччины Виктора Януковича на пост Премьер-министра Украины.

Тем более, что властьпредержащие круги нашего государства тогда уже начали рассматривать его как потенциального преемника дорогого Леонида Даниловича на посту гаранта нашей отечественной Конституции.

Однако, в силу различных всем известных обстоятельств, тогда – не сложилось.

И вот, после инаугурации всё того же Януковича на вожделенный пост Президента Украины и возвращения ему утраченных было Ющенко кучмовских полномочий, мы, похоже, столкнулись с новой волной подобных слухов, предположений и ожиданий.

Одни доморощенные оракулы и местечковые нострадамусы уже ищут признаки нависшей над  Луганщиной угрозы потери областного статуса в первых кадровых назначениях на высокие должности в Луганске выходцев из Донецка (глава областной СБУ, областной прокурор, руководители крупных ГП).

Другие всерьез обсуждают утрату луганчанином поста министра социальной политики исключительно в разрезе снижения влияния (и так весьма условного) луганских в новом правительстве.

Третьи злорадно вопрошают: а почему это Донбасс должен быть разделенным на два куска, если в цельном, монолитном виде он способен давать более сильный отпор всяким там киевам и, тем более, львовам с ивано-франковсками. Ведь Луганская (тогда - Ворошиловградская) область была, в свое время создана только потому, что городу, недавно получившему имя самого Ворошилова, негоже было оставаться без соответствующего административного статуса.

И поэтому новое административное образование на территории УССР было, якобы, наспех слеплено из кусков Донецкой и Харьковской областей. Для тех, кто не в курсе – весь север Луганской области – это не Донбасс, а Слобожанщина.  А Слобожанщина  –  это, как известно, прежде всего, Харьковская и, частично, Сумская области.

Но все вместе эти слухи и опасения свидетельствуют прежде всего о сильнейшей неуверенности в собственной самодостаточности тех наших земляков, кто эти слухи распространяет и, самое главное, тех, кто им безоговорочно верит.

Каковы же причины подобной неуверенности?

Возможно, причины данного отношения вызваны страхом перед гигантскими финансовыми ресурсами, аккумулированными в руках «донецких»?

Или сопоставлением и сравнением размеров инфраструктуры двух областных центров, Донецка и Луганска? Сравнением, которое оказывается явно не в пользу последнего.

Или, что более вероятно, знанием методов, которыми действуют пресловутые «донецкие» для достижения своих целей, при отсутствии у "луганских" реальной возможности что-либо им противопоставить?

Однако, наиболее вероятной причиной живучести подобных опасений в умах определенной части жителей нашей области, является недооценка собственной малой родины, вызванная слабым знанием ёё истории.

А ведь Луганск и Луганщина обладает более солидным историческим фоном или, как сейчас модно выражаться, бэкграундом , в сравнении с тем же Донецком.

Во-первых, основанный в 1795 году именным указом российской императрицы Екатерины Второй Луганск (тогда – Луганский завод) значительно старше основанной в 1869 году Юзовки (историческое название данного населенного пункта).

Во-вторых, Луганск и Луганщина дали государствам, под властью которых они имели честь пребывать (Российская империя, СССР, УССР, Украина) более значительное количество великих сограждан. В этой плеяде великих в одном ряду стоят:  Даль, Ворошилов, Ерёменко, Молодогвардейцы, Птушко, Матусовский, Ляхов.

Здесь создавал свой словарь украинского языка Борис Гринченко. Здесь трудились педагоги и меценаты Алчевские. Здесь взошла всесоюзная и мировая слава Стаханова. Здешнюю авиашколу окончили многие знаменитые советские лётчики и космонавты.

Пушки, отлитые на луганском литейном заводе, защищали Севастополь в Крымскую войну, а локомотивы, построенные на луганском паровозо- и тепловозостроительном заводе перевозили большинство грузов в Советском Союзе и странах соцлагеря.

И, наконец, это Ворошиловградская "Заря", а не Донецкий "Шахтёр" была чемпионом Советского Союза по футболу!

В принципе, вполне достаточный задел для того, чтобы, как минимум, испытывать гордость за край, в котором выпало жить.

Но всё это прошлое. Теперь вернемся к реалиям сегодняшнего дня.

Что сегодня позволяет говорить о возможном слиянии Донецкой и Луганской областей, как о маловероятной перспективе?

Во-первых, признанные политические «отцы» Луганщины, Виктор Тихонов и Александр Ефремов в данный момент занимают очень высокие места в партийно-государственной иерархии нынешней власти. Тихонов – вице-премьер, а Ефремов – глава парламентской фракции партии власти.

Не для того они, в свою бытность главами облсовета и облгосадминистрации Луганщины тщательно и с душой культивировали луганский патриотизм и луганскую идентичность (один смыслообразующий слоган «Луганщина – світанок України» чего стоит! Не говоря уже о пресловутой «лесоповаловской» песне «Моя Луганщина»), чтобы так легко сдать позиции Луганщины в угоду донецким.

Во-вторых, не будем забывать, что областной статус Луганского края закреплен не где-нибудь, а в Конституции Украины. А любое изменение Конституции – это ох какая непростая процедура. Особенно, касательно административно-территориального устройства страны. Это вам не президентские полномочия ограничивать/усиливать.

В данном вопросе, положительное решение которого однозначно усиливает влияние донецких, они, уж точно, конституционного большинства не соберут.

И еще.

Если дойдет, не дай Бог,  до федерализации Украины и введения двухпалатного парламента, в верхней палате которого должны заседать представители областей, то напомню, что особо «любимый» многими у нас запад Украины представлен сейчас семью областями (Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской, Ривненской, Тернопольской и Черновицкой), а родной восток, судя по телевыпускам прогноза погоды, максимум пятью, и то, если к Харьковщине, Луганщине и Донеччине прибавить Запорожскую и Днепропетровскую области.

А в случае вероятного объединения областей, это количество съёжится до четырёх. Что приведет к очевидному диспаритету и дисбалансу в вопросах принятия жизненноважных для страны и нашего края решений.

А оно вам надо?

Таким образом, можно предположить, что  очередная новая волна слухов о вероятной и неизбежной в ближайшем будущем ликвидации нашей области и её объединения с соседней, скорее всего, не имеет под собой реальных оснований.

Хотя, если эти «донецкие» чего-то действительно захотят…

Последние решения Конституционного Суда Украины по поводу способа формирования парламентского большинства и правомочности политреформы-2004 тому подтверждение.

Но, поживём – увидим.