Сюжет и фабула - 5

Ольга Сафарова
По моей собственной классификации в повествовании существуют всего 2 (две)  составляющие  и одно условие:
1-ое:  фабула -   это   Путь(Дорога);
2-ое: сюжет -   это  Событие (Случай);
 Условие    – это   отсутствие или присутствие   Рассказчика в них.
           Путь(Дорога)  –это жизненный Путь, хронология Событий,  путешествие на небо, в ад, в параллельный мир, в прошлое, в будущее, просто по миру для удовольствия, вынужденное путешествие,  бегство, поиск,  путь обратно домой;                Путь- поиск  чего-либо :  врага, друга,  сокровища,  потерянного любимого,  поиск решения, научного открытия, родственников, ответа на вопрос, духовный поиск и поиск самого себя, как внешнего, так и внутреннего.
          Событие (Случай счастливый или несчастный) – это встреча с любимым, с Богом, волшебником, Чудищем, животным, с  двойником; катастрофа, война, эпидемия;  потеря или находка чего-либо, выигрыш, открытие, откровение-видение, Глас Божий,  увечье; рождение , смерть, свадьба, измена-предательство;  внезапное обнаружение себя и всей мизансцены в самых разных местах – на горе, под землёй, в доме, школе , в воде, в небе, на троне, в туалете, на крыше, на улице , в транспорте разнообразнейшем,  в ином мире…


Рассказчик – его ментальное или физическое присутствие в сюжете.  Ментальное – когда рассказчик не присутствует при событии и не участвует в действии, просто знает и рассказывает устно или письменно.  Против этого очень возражал Ф.М. Достоевский, он писал в своих литературоведческих статьях  : «…что,   автор под столом сидел, всё  видел и слышал и – вот, рассказывает? Откуда он знает,  что делал и, тем более,  что думал герой».  Такое повествование задействовано у многих писателей, у Толстого, например – Наташа подумала…, князь Андрей почувствовал…, Анна Каренина знала в глубине души… Сам же Достоевский,  в «Бесах» например, ведёт повествование от имени некоего жителя города Скотопригоньевска, знающего всех и вся  и, если он сам не присутствует  при неких перипетиях  романа, то всегда в тексте читаем: «…мне рассказывал такой-то, который видел (слышал, узнал от  имярека, случайно наблюдал  издали и пр.) сцену или событие, или ему кто-то из действующих  персонажей  доверительно сообщал, как было дело и что он ( персонаж) подумал и почувствовал, и как решил  действовать дальше. Тот же приём и в «Братьях Карамазовых», причём очень ненавязчиво, многие читатели и внимания не обращают, т.е. Рассказчик у Достоевского физически присутствует, но пассивно, в действии не участвует, просто наблюдает и выслушивает других.
    Активное же физическое присутствие происходит в повествовании от первого лица, и там Рассказчик предстаёт инициатором, субьектом или объектом Событий в Пути, понимаемом широко, как развитие Событий в действии во времени и пространстве.
   
    В кино же Рассказчики, вернее Показчики  – режиссёр, операторы, актёры, и Наблюдатель -  зритель;   иногда  правда,  присутствует и буквальный рассказчик  в виде Голоса, комментирующего события.  И, наверное, скоро настанет время интерактивного кино, когда зритель сможет принимать участие в событиях трёхмерного экранного действия и влиять на ход повествования. Вот это будет КОШМАР, тогда иллюзия и реальность проникнут друг в друга, а потом поменяются местами. Не хотелось бы, но «прогресс» не остановить…