Полёты во сне и наяву... или есть ли жизнь на пенс

Владимир Теняев
Прежде всего, хочу сказать, что полное название "опуса", который Вы читаете, я хотел назвать так: "Полёты во сне и наяву...или есть ли жизнь на пенсии. (Бредни бывшего штурмана ГА)"... Но, по какой-то неведомой причине, название приобрело этот куцый и урезанный вид который менять не стану. Видимо, в этом есть пророческое предзнаменование, которое сулит доживать на заморский пенс... (знатоки утверждают, что корректнее – на пару пенни. Согласен!). Но это — не так уж важно.


... Предыстория возникновения того, что собираетесь прочесть, проста и незатейлива, как грабли. Даже и не знаю, с чего начать. Однажды, личная лётная карьера вот-вот должна была подойти к завершению. Мысленно готовился плавно перейти в категорию старичков пней-пенсионеров, хотя и не по своей воле. Свободное от полётов время короталось за компьютером, как и у многих. И проводил его пустопорожне, просиживая на автомобильном форуме.


В один из дней, в мой адрес поступил ехидненький вопрос с подковыркой: «А что это вас, Владимир, давненько не слышно?»... На что честно ответил, что отдыхал в деревне. В отпуске, который, по всей видимости, стал последним. Что пребываю в некоторой депрессухе и непонятном состоянии из-за того, что толком не знаю, как дальше будет выглядеть жизнь после неминуемого выхода на пенсию, хоть и добросовестно заслуженную, но всё-таки и не так скоро ожидаемую.


И тут же посыпались вопросы, выражения всемерного сочувствия, советы и неожиданное предложение рассказать кое-что о себе, о лётной жизни, об авиации и различных историях, людях и ситуациях, которыми, наверняка, богато моё прошлое. Вроде бы, жалея и в шутку. Сначала отвечал тоже шутливо, но когда форумчане узнали, что у меня за плечами тридцать лет полётов, двадцать два из них на Ту-154, почти 15 000 часов налёта, 15 лет заграничных полётов в качестве штурмана-инструктора, то интерес значительно возрос. Мне любезно выделили персональную страничку на форуме, позволив резвиться вволю, отвечая на вопросы и делясь воспоминаниями. Название тоже придумали – «Полёты во сне и наяву, или есть ли жизнь на пенсии.»


Поначалу думал, что это очень быстро сойдёт на «нет», а интерес сам собой угаснет, как и писательский пыл. Но на деле, всё оказалось совсем не так. Вопросы и ответы постепенно трансформировались в определённые темы, которые с большим удовольствием пытался осветить, а отзывы о прочитанном и новые вопросы подстёгивали «дерзать» всё больше.


Таким образом, на свет и появилось то, что изложено ниже. Честно говоря, даже не знаю, решился ли всё-таки на издание какой-то книжонки, или написанное до сих пор так и существует в компьютерном варианте для очень узкого круга друзей и родных. В любом случае, я счастлив только лишь тем, что это уже прочитал сын, Павел. Это знаю совершенно точно и очень ценю. И, одновременно, не знаю, найдётся ли у вас время, чтобы всё прочитать. Но всё-таки осторожно надеюсь...

Спустя некоторое время, перечитал то, что успел накропать, и ужаснулся как количеству, так и качеству материала. Пришлось кое-что подредактировать, чтобы читаемое привести в удобоваримый и связный вид. Не знаю, удалось ли. Но я постарался, чтобы и первоначальная версия не очень пострадала. Ведь писалось сразу и навсегда, как чувствовалось и вспоминалось. Так что, не надо сильно критиковать и пинать ногами. Я решил не подразделять написанное на какие-то главы, чтобы сохранилась та последовательность изложения, которая существовала изначально...

Особенно хочу обратить внимание читателей, что эта, самая первая часть, подверглась наименьшей редактуре и варварскому «обрезанию». Умышленно. Для истории и себя лично, чтобы всегда помнить, с чего и как начиналось... И ещё: авиация - специфика. Для меня и многих других – вполне привычная. Отпечаток профессии сказывается, поэтому прошу быть снисходительными и не очень обращать внимание на однокоренные слова. Ведь в авиации всё связано со словом «летать». Авиация – не женские «залёты», а полёты, перелёты, подлёты, взлёты, летать, самолётовертолётный парк, налёт часов в полёте... И, возможно, многое – в одном предложении. Тут уже ничего не попишешь... Но судить и выносить приговор придётся вам. Начнём?


 
Итак, первый вопрос форумчан был о том, бывал ли на вертолёте на югах, под которыми подразумевались южные области необъятной страны. Я добросовестно начал отвечать, ещё не понимая толком, что завяз очень надолго...


... на Ми-8 на югах не был, летал, максимум, из Якутии до Новосибирска. На Ми-2 оттуда же и до самого Кустаная выполняли перегонку в ремонт, на авиазавод. У вертолётчиков – региональная специфика, и существуют различные допуски, вроде полётов с внешней подвеской, на отстрел хищников, высокогорные допуски, право подбора площадок для посадки, в зависимости от высоты гор, право летать с водосливным устройством для тушения пожаров и так далее. В 90-е годы в Мурманск перебрались многие якутские вертолётчики, и кое-кто переучился на Ка-32. У таких пилотов имелся допуск для посадки на палубу кораблей...


Затем предложили поделиться личными фотографиями. Ответ состоял в том, что фотографий не очень много. Поначалу, пытался что-то запечатлеть, а потом понял, что это довольно глупо, ведь почти всё выглядит довольно одинаково! Если на отдыхе, то или пляжи-песок-водка-пиво с шашлыками, или ребятки обязательно подкараулят какую-то неприглядность для подколок и всеобщего стёба... Пошукаю в архивах, проанализирую.

... В конце концов, всё-таки наступил момент заключительного полёта. И об этом рассказал более многословно. Под влиянием пережитого и после того, как осознал, что в полёт действующим штурманом больше не придется уходить никогда. Отлетался... А финальный полёт состоялся 31-го октября 2009 года. На следующий день Ту-154 прекратил полёты в Санкт-Петербурге, а почти весь лётный состав просто выставили за дверь, подвергнув процедуре сокращения штатов...

... Вот, вчера заключительный полёт удался на славу – собрал почти все сложные метеоусловия. Ушёл на работу «пионером», а вернулся уже пенсионером, так жене и заявил.

В Норильск прилетели и благополучно сели, но погода уже курвилась не на шутку. Задувал сильнейший боковик с порывами до 22 м/с, плюс обледенелая полоса с минимальным коэффициентом сцепления и ухудшением видимости под минимум... Вообще-то, Норильск – особенный аэродром Заполярья. Его полосу строили и расположили волевым решением, совершенно без учёта господствующих ветров. Говорят, что какой-то дядя из начальничков пришёл, наморщил лоб и молвил: «Вот, здесь и только так!!!... Я сказал!» - ... Аэропорт Норильска бывает закрыт по погоде неделями, а запасные далековато. Ближайший – Игарка, но там – лишь один деревянный сарай аэровокзала. Для пассажиров даже пары рейсов, загруженных по 150 человек каждый, представьте, нет ни сносных условий, ни даже какой-то еды. А какие цены!!!


На моей памяти, однажды там просидели трое суток, так даже "доширак" в местном ларьке закончился!... Короче говоря, в Норильск летают самые опытные экипажи, а срок провозки (*) на аэродром зимой не должен превышать двух недель. То есть, сначала слетал, и если за эти две недели не слетал ещё разок, то уже надо лететь с инструктором. Полоса горбатая неимоверно – то набегает, то уклон таков, что ВПП «убегает» из-под самолёта...


Короче говоря, когда собрались лететь обратно, то уже потеплело: было минус 18, а стало минус 12... Полоса начала оттаивать полегоньку, «отпускать» изморозь, а сцепление начало предательски ухудшаться... При этом, давление резко спадает, ветер поворачивает на строго-боковой, и порывы такие, что самолёт на стоянке здорово качает! Мы просидели десять часов с пассажирами на борту. В готовности "номер один"... У москвичей, ожидавших улучшения погоды рядышком на стоянке, закончилось рабочее время. Они пожелали всяческих успехов и понуро отправились в гостиницу. Три самолёта за это время улетели на запасной. Но мы ждали до «упора», так как знали, что если не вырвемся до четырнадцати часов московского времени, то аэропорт закроется, аж до понедельника. Уж таков регламент его работы.


Но мы всё-таки взяли измором, вырвались! Взлетали так, что... Не буду о грустном...


Вечером позвонил командир, уже расслабленный некоторым количеством шнапса. Сказал, что ему стало страшновато в середине разбега, когда боковик сносил самолёт с осевой линии, а рули давно были на упоре... Ну, что и говорить – справились, как всегда! Всё можно пропить, а опыт – никогда! Самое интересное, что если бы ушли с самолёта, как москвичи, то назад попасть было бы невозможно. У всего экипажа 31 октября истекал срок служебных пропусков. А в Норильске – кругом граница, режимный комбинат НорНикель... Шаг в сторону – и проблемы.


К сожалению, умирает Заполярье и весь необъятный Крайний Север, грустно такое наблюдать со стороны. К примеру, в красноярском аэропорту сегодня – тишина на лётном поле, в Мурманске – тоска зелёная... А ведь раньше в полётах не было ни малейшей паузы, и все трудились, как пчёлки, а жизнь бурлила и кипела!
 

Напомню обязательные разговоры после очередного авиапроисшествия – надо помочь отечественной авиации, возродить, наконец-то!... Нечего уже возрождать, всё бессовестно продали, нагло разворовали и бездарно пропили...


А я уже своё отработал, и особых обид не имею. Пенсия есть, стажа – полно, а романтика давно иссякла. Получил практически всё, к чему стремился. И квалификацию, и немыслимые инструкторские допуски... Хотя кровушки попить вволю ещё вполне лет пять могли бы, однако, мыслишки о заслуженном отдыхе посещали давненько! Обидно только, что пришлось это сделать вынужденно, не по состоянию здоровья, не по собственному и осознанному решению, а по чьей-то прихоти и воспользовавшись кризисом, на который свалить можно всё, как на большевиков-коммунистов. Откаты – они везде откаты! Их приходится отрабатывать, что и происходит. И ведь не только в авиации. Согласитесь с этим.


Небезызвестный американский самолёт B-52 в небе с 1955 года. Успешно летает и поныне, только постоянно модернизируется авионика, устанавливаются новые двигатели и оборудование, и всё это происходит "в ногу" со временем и требованиями современности. Наш "окурок", Як-40, имеет уникальную конструкцию планера, а на Ту-154 давно разработаны малошумные и экономичные двигатели КБ Соловьёва, полностью соответствующие международным требованиям. Совсем недавно, В.Путину должны были показать 154-й с новыми двигателями, только вышел казус: очень случайно, самолёт поставили последним в ряду других. А туда Путин, как говорят, просто почему-то не дошёл... Или не позволили, во что верится больше...
 

Надоедает кликушество после каждой авиакатастрофы. Наподобие риторического: «Что нам делать с Авиапромом?» - Это происходит регулярно, но очень ненадолго. В АвтоВАЗ почему-то постоянно вливаются баснословные деньги, только не помогает. Хвалёный Суперджет, который где только не разрекламирован, вовсе не наш продукт. Да и не оправдывает заявленных возможностей и оптимистических надежд, как показывает практика полётов. А на отечественных авиазаводах уже давно работать некому, ведь полностью выхолощены кадры с соответствующей квалификацией. Разбежались по кооперативам и автосервисам... Это уже безвозвратно!

Настоящего хозяина нет нигде, хоть в телескоп смотри, хоть под микроскопом разглядывай! Красавец Ил-86 в Питере просто распилили. Натурально. На металлолом. В Москве он летает, устойчиво приносит прибыль и доставляет немалое удовольствие пассажирам. И будет летать, как и питерские ресурсные 154-е, которые за бесценок кому-то достанутся. Покрутят новые хозяева пальцем у виска и скажут, что дураки в Пулково. Ох, и дураки! Но воспользуются моментом и не откажутся!


Насчёт авиационных гастарбайтеров в авиации (узбеков и киргизов) – истинная правда. Приехали уже и ребята из Сибири, а ещё раньше – из Якутии и Мурманска. Только там процесс развала состоялся значительно раньше, и ребята всё-таки нашенские. Свои, как ни крути.
 
  Когда до 2005 года работали под флагом «Пулково», нас всюду по Европе и в Азии-Африке хорошо знали и очень уважали. Повсеместно имелись собственные представительства. Но такое процветание кому-то встало поперёк горла. Тогда мудро решили объединиться с правительственным авиаотрядом, полностью погрязшим в неоплатных долгах.
 
Их долги мы мужественно возместили в самую первую очередь, заодно подняли в разы зарплату «дружественному» коллективу. А зарабатывали-то только мы! Они продолжали обслуживать президента, премьера, депутатскую братию и несметное число всевозможных VIPов, не гнушаясь «откусить» самые выгодные рейсы – в Пекин, например, или турецкую и египетскую программу перевозок. Причём, делалось это волевым и диктаторским решением. Не странно ли, что предприятие находится в Санкт-Петербурге, а высокое руководство – в Москве? Не нонсенс?... Удивляться не приходится, зная некоторые "фортели" действительности.

Три-четыре года назад, если не раньше, немецкие пилоты начали интенсивно изучать русский язык. Для чего? А для того и потому, что уже предвидели крах российской гражданской авиации. Работать в нашем небе скоро будут они, только они! Доморощенных пилотов останутся единицы... Кто владеет грузовым терминалом в «Пулково»? Люфтганза. Кому отдали тендер на реконструкцию нового аэровокзала в «Пулково»? Немцам, опять же. Кто лучший друг немецкого народа? Cами знаете, но только не Горбачёв! Почему в стране, где, как утверждают, есть собственный Авиапром, нет отдельного Министерства Гражданской Авиации? Влачит жалкое существование лишь маленький отдел при Министерстве Транспорта. Это означает, что всей гражданской авиацией управляет такой крупный в этом деле спец, как военный тыловик-железнодорожник Левитин!... К сожалению, совсем не смешно, и это – сермяжно-посконная правда.
 
Ничего слишком уж нового не сказал и не кляну судьбу. Просто откровенно жаль некоторых пилотов, которые сейчас водят аэробусы и боинги по стране. Пилотов-штурманов из того, советского, прошлого авиации, умудрённого опытом лётного состава, прошедшего все ступеньки лётного мастерства, как и наземного состава, остаётся не так уж много. Ненадолго хватит такого запаса.
 
А молодые – да! Английский язык и компьютерная грамотность-хватка – на высоте. А вот, мастерского владения полётом, знания, что из чего проистекает и во что может перерасти, когда самолёт чувствуешь пятой точкой – вот, это-то как раз есть не у всех. И не каждому дано сразу иметь. Зато некоторые прекрасно ориентируются в том, какой рейс сколько «весит» в денежном эквиваленте, куда выгодно слетать, а куда не очень. Тут им равных нет!

Ни в коем случае не хаю и не унижаю молодое поколение пилотов. Обязательно будут и достойные, и умные, и непревзойденные асы с собственным «почерком» и «школой». Только сложившаяся система уже давно губит первоначальную подготовку. Кругом только показуха и погоня за заработками, экономия всего и на всём. Это привело к тому, что об авиации судят, как правило, после произошедшей катастрофы. К великому сожалению.

Есть прекрасная цитата: «Кто экономит на безопасности полетов, тот не знает, что такое авиационное происшествие»...Становится смешно от того, что теперь в Пулково «изживают» недавно приобретенные три Боинга-767. Они оказались экономически невыгодными! Результат налицо – отдали рейс в Пекин другой авиакомпании. Однако, на В-767 перевозили в один конец по 260 пассажиров и по 6-7 тонн груза. И это оказалось невыгодно... Печально и прискорбно, но подобное – устоявшаяся система и многолетняя политика коммерсантов нашей авиакомпании.
 

Оказывается, чартерные рейсы – убыточные! Это нам заявляли постоянно. Хотя, во всем мире чартеры приносят ощутимую прибыль. Но такова тарифная стратегия – жадно положить в бездонный карман прямо сейчас и, желательно, очень много. Припоминаю, что несколько лет назад, когда в Пулково возникал ежегодный летний бум авиаперевозок, лётному составу ещё в апреле каждого года настойчиво напоминали, чтобы, вплоть до октября, экипажи даже не смели заикаться об отпуске. Мы и не смели... Когда мы, в этот период, буквально жили в самолёте, многих ребят заманивали из других авиакомпаний. Нас уже не хватало, чтобы обеспечить все распланированные рейсы. «Варягам» щедро сулили золотые горы и очень большую зарплату... Кое-что из обещанного сбылось. Многие поверили, переехали, слегка окрепли, влезли в ипотеки и кредиты. И – приплыли...

Так что мне ещё относительно легко, и уже не пропаду. Но работать не по специальности не хочу. Если не припрёт жизнь, не возьмёт за горло, то и не буду совсем. Думаю, вполне заслужил...


Однако, пригласить кого-нибудь в кабину самолёта уже, к сожалению, не смогу. Это попросту не в моих силах! А вот, интересных историй, которые, как бы на тонкой грани между правдой и былью, конечно же, имею в арсенале множество... Например, недавно просматривал журнал и наткнулся на фотографии милых и резвящихся белочек. А вспомнилось почему-то, как в лохматые совковые годы тотального дефицита, однажды, прилетели в Домодедово. «Эстафетой» проживали дня три-четыре. Заказов на редкостное столичное съестное у каждого был не один «вагон и маленькая тележка». Однако, командиру капризно заказали ящик экзотического в наших краях эскимо... Он пообещал и купил.

Часов за двенадцать до вылета, картонный ящик с мороженым выставили на балкон и чинно прилегли соблюдать предполётный отдых. Засыпалось с трудом, всё мешал какой-то назойливый стук и откровенная долбёжка. Выглянули. Ящик, видимо, подтаял и стал попахивать сладким. Стайка синичек облепила его и безуспешно пыталась добраться до лакомства. Потом вся стая вдруг снялась, одномоментно, и шумно полетела в близлежащий лесок...
 
Мы подумали и успокоились тем фактом, что синички, наконец-то, успокоились. Зашёл в комнату тоже так и не заснувший бортинженер. Но он был и постарше, и слегка мудрее. Сон не возвращался. Покурили, рассказали про шаловливых и озорных синичек... «Аксакал» хитро прищурился и предложил слегка подождать развития дальнейших событий.

Минуток через десять прилетела эта же стайка синичек, а предводителем был ДЯТЕЛ!... В несколько стуков им была проделана достаточная дыра в картоне. Дятел, сделав своё дело, степенно и с чувством выполненного долга улетел по своим делам, но мы уже дружно спасали мороженое.

Говорят, что история повторяется в местном профилактории со всеми продуктами, которые выставляются на балконе. Вот это взаимопомощь!...




Не знаю, наберётся ли достаточное количество подобных историй, чтобы хватило на тоненькую брошюрку, а тем более, на целую книжку. Но могу слегка порассуждать на тему русской народной забавы, то бишь, о браконьерстве.


...В 1980-м году почти все якутские вертолётчики приходили на работу со спиннингами. Тогда, при тамошней, зверского вида, рыбе и умопомрачительном клёве, никто продаваемыми не пользовался... Покупали в спортивном отделе клинок от рапиры, сабли или шпаги (свободно продавались) и насаживали на рукоятку. Нанизать-примотать проводные кольца для лески – совсем не проблема. Получалась снасть короткая, удобная и выдерживающая любую нагрузку, то есть, хищную рыбу, соблазнённую примитивной «железякой».

Имел удовольствие видеть фотографию тайменьей головы с надетой командирской фуражкой. Типа такой, какую нынче носят очень большие генеральские чины. Так тайменьи щёки «улыбались» на десять-пятнадцать сантиметров шире верхней части фуражки... С каждой стороны. А зубищи, как у акулы! Сам тайменя не сподобился выловить, удавалось вытащить только ленка, но пробовал неоднократно. Не повезло...

По рассказам знатоков, ловить тайменя надо на искусственного «мыша». А вместо лески, лучше всего использовать стальной тросик. Если, ненароком, попадался таймень, то надо было при вываживании постоянно «поигрывать» тросом, как струной, чтобы оглушить рыбу.

...Как-то раз, полетели на вертолёте Ми-8 в район реки Ундюлюнг, это приток Лены. Стояло знойное лето: жарища за тридцать градусов, комары и тучи мошкары, мешающие дышать и жить... После загрузки бочек с рыбой со стоянки рыбартели, вскоре после взлёта предательски отказал один движок. С воздуха командир подобрал площадку на островке, и сели довольно удачно. На островке располагался рыбацкий склад продовольствия, в виде большой палатки... Связались с базой и доложили о происшествии. До базы – примерно с полтыщи километров, до Жиганска чуток поменьше. Только это был не наш авиаотряд, мы им совершенно «по барабану». Тем более, что всё, кроме матчасти, оказалось в полном порядке и ажуре. Руководство посовещалось и сказало, что комиссия по расследованию прилетит только в понедельник. А дело было ещё в пятницу... Кому охота в выходные куда-то переться?!

Короче говоря, курева в палатке нашлось полно, и жратвы всякой тоже. Для интереса, раздербанили НЗ, чтобы хоть посмотреть и подивиться, что же там есть? Как оказалось, ничего особенного. Тушёнка, сгущёнка, галеты, побелевший шоколад и набор юного рыболова. Настолько юного, что аж смешно стало! Крючки — максимум на плотву, и то некрупную, метров пять лески по 0,0001. И смех, и грех.
 

Надо сказать, что щуки там водятся, минимум по пять-семь килограммов, но и сверх десяти - тоже не редкость. Такие крокодилы! Спиннинги, конечно, с собой имелись именно такие, как выше описал. Но возникла определённая беда с запасом блёсен и металлическими поводками. Поводки, если сразу не перекусываются щучьими челюстями, то очень часто переламываются, когда рыба при вываживании мотается из стороны в сторону. Представляете, да? В общем-то, щуку почти никогда старались не употреблять. Другой рыбки было много. Тем более, что при таких размерах, мясо у щуки весьма жёсткое и достаточно противное. Поэтому даже на котлеты не брали. Брезговали.


Если представляете обычное корыто, то я, в самый первый рыболовецкий денёк, приволок домой жене щуку, чтобы гордо похвастаться, но она в корыто не поместилась. Не жена, конечно, а щука. Хвост и голова свисали с каждой стороны... А вот, малышей- щурят, по полтора-два килограмма весом, абсолютно все, и с большим удовольствием, слегка коптили. И до сих пор считаю, что копчёная щучка даст очень большую фору многим деликатесным сортам рыбы!


Но я отвлёкся. Заняться, кроме такой спортивной ловли и периодического окунания в воду, чтобы спастись от зноя и мошкары, было решительно нечем. А зубастые и ненасытные подлюки-«крокодилы» довольно быстро подчистую лишили всех запасов блёсен. Тогда начали ловить на самопальные, коряво и наспех вырезанные из консервных банок. А потом мужичок, который присутствовал в качестве заказчика, видя наши потуги, показал ловкий и неожиданный финт: с форменного пиджака срезал аэрофлотовскую пуговицу, привязал к леске и забросил. Результат просто ошарашил: со второго заброса –очередной «крокодил»...

Прожорливая и тупая щука атакует пуговицу, как обыкновенную блесну. Потом жадно глотает, но чует неладное и пропускает пуговицу сквозь жабры, норовя освободиться от железяки. И вот, тут-то надо не сплоховать! Тянуть аккуратно и уверенно, чтобы пуговичка-обманка не выскочила сквозь жаберные щели.


...Ещё немного про «крокодила»-щуку: на Лене есть район, называемый «Сорок островов». В этом месте, от одного коренного берега до противоположного, ширина реки достигает пятидесяти километров. Но вся акватория изрезана многочисленными протоками и островами различной величины. Как-то раз, именно там «присели» поблеснить в своё удовольствие. У бортмеханика была припасена любимая блесна, купленная в Магадане рубля за четыре (страшные деньги по тем временам, особенно для гнутой железяки). Так вскоре она, блесна, ушла в пучину реки вместе со щукой. Горя было много. Это – истинная правда, но вскоре эту же щуку с драгоценной блесной, торчащей из пасти, выловили... К неописуемой радости загрустившего бортмеханика.


...Поскольку о рыбалке собираюсь ещё кое-что поведать, но чуточку попозже, то надо бы и о живности упомянуть, чтобы соблюсти справедливость. В общем, в Якутии зверья полным-полно всякого, но медведи и сохатые по улицам, конечно, не расхаживают. Однако, вороватые и наглые песцы по помойкам шарятся частенько, и полярные совы изумительной красоты – не редкость даже в южных районах. Забавные бурундучки проживают повсеместно, прямо рядом с человеческим жильём. Особенно любят обитать в теплотрассах, покрытых деревянными коробами. Людей не особенно боятся. Скорее, относятся настороженно и с некоторым почтением. Прозывают зверьков смешным словом – евражки.


Якутия достаточно велика. В силу этого обстоятельства, климат сильно разнится, поэтому и контингент фауны необычайно разнообразен.
 
 
Начну, пожалуй, с домашних животных. Они в Якутии тоже есть, как ни странно. Куры, свиньи, гуси, утки или коровы. Разнообразие зависит от возможности хозяев выкормить и вырастить эту живность. Много значат тёплые помещения для содержания, как и везде. Затрат и проблем слишком много, а на «выхлопе» – как кому повезёт! Особая статья – якутские лошадки. Они весьма самобытные, своеобразные, чрезвычайно милые и забавные, если доводится увидеть их впервые. Из шкур лошадок шьют ботинки, мехом наружу (чаще всего, они фабричные). Вид вполне пристойный. Ботинки достаточно прочны, хороши и выдерживают мороз в сорок градусов. О якутских лошадках вы тоже должны узнать попозже, а пока продолжу тему рассказами о других домашних животных в Якутии. Но постараюсь осветить вопрос с лёгким уклоном в иную тему. Хмельную.



...В те далёкие времена, когда светлые идеи коммунистического «завтра» уже дали основательную трещину, лигачёвско-горбачёвская борьба за всеобщую трезвость добралась и до Якутии. В виде талонов на приобретение спиртного. На один талон продавали две бутылки водки (или одну, но спирта) и ещё две бутылки вина или шампанского, на выбор. Спирт, до этого форменного безобразия, продавался почти везде. Стоил не более девяти рублей за поллитра. В народе его с ужасом величали «Гитлер», но брали лишь в самом крайнем случае. А в основном, на рыбалку или охоту, чтобы сэкономить на объёме груза. Да и разводить можно так, как кому нравится.

Попутно упомяну именно шампанское, которое поставлялось, преимущественно, с двух винзаводов. Горьковского и тбилисского. Если горьковское, как положено, бодро и автоматически отстреливало пробку, при малейшем ослаблении проволочек, то у грузинского собрата можно было их смело откручивать и даже варварски пытаться выдрать пробку. Всё напрасно! Ты её, подлюку, силишься выкрутить из бутылки, а она, лишь поддавшись слегка, с громким чмоканьем впихивается внутрь намертво!
 
Если смешать бутылку спирта с бутылкой шампанского, то получается напиток чайного цвета с приятным вкусом, но совершенно убойной силы. Как по крепости, так и по скорости воздействия на организм. Тут всё сильно зависит от индивидуальных особенностей. У нас сие зелье называлось «Вечерний звон», известен ещё один вариант – «Северное сияние». Но у других северян есть и свои названия такого коктейля. Данный напиток совершенно незаменим в малознакомых компаниях. А для недавно встретившихся пар вообще служит суперкатализатором складывающихся взаимоотношений. Ясно выражаюсь?


...Ну, речь всё-таки не об этом, а где-то рядышком. Значит, году, эдак, в восемьдесят пятом, приблизительно и, конечно же, прошлого века... Два пилота самолёта Ан-12, очень измученные «нарзаном» и долгим простоем в полётах, решили «срубить» денежек по-лёгкому. Бражку-скороспелку, которую цыганская братия готовила в стиральных машинах, добавляя «для скусу» толчёной махорки, и продаваемую строго трёхлитровыми банками, лётческая гордость употреблять никак не дозволяла, а выпить – всё равно хотелось.

Сговорились с одной бабкой. Надо было подмочь старушке забить кабанчика. Дело было поздней осенью, а заморозки в Якутии вовсю – уже ночами, с конца августа. Однако, сильных морозов ещё не наблюдалось. Зимой бабке, всё одно – не под силу будет держать хряка, а так, за неоценимую помощь, пообещала рассчитаться мясцом. Ну, и выпивон с неё, само собой. Консенсус!
 

Дружно ударили по рукам, и бабка пошла накрывать на стол. А наши герои-орлы, выпросив у старой по двести граммов, для успеха и почина, сели озадаченно думать.
 
...Свинью никто из друганов никогда не резал... Но в теории каждый знал детально и досконально. Вострый ножичек-пика был загодя приготовлен и ждал решающей минуты. А она, как назло, всё не наступала, так как не было среди убивцев-живодёров того истинного кабальеро, который первым бы объявил себя виртуозом свиного забоя.
 
Тяпнули ещё по чуть-чуть..., но ровно столько, чтобы кому-то из партнёров пришла в голову изумительная идея... Пошли в сарай и глянули на свино необразованное... А оно, конечно же, совсем ничего не подозревало...

Один из наших героев отвлекал внимание хрюшки ласковыми словечками, почёсыванием всяких, почти-что эрогенных, мест на свином теле..., но держал пику за спиной наготове, а второй очень коварно стоял в сторонке. Когда свинюшка окончательно потеряла всякую бдительность и стала жмуриться от неожиданных ласк, то тот, который стоял поодаль, внезапно врезал обухом топора прямо в лоб разомлевшему животному!

Расчёт совершенно примитивный и простой: свинья теряет сознание, а тут-то мы уж подсуетимся и подрежем наверняка!... Но ребятки жестоко просчитались. То ли удар был не очень сильный, то ли пришёлся не туда, то ли лоб кабанячий оказался слишком уж толоконный... Одуревшая от такого неожиданного оборота, свинья лишь удивлённо вытаращила глаза. Потом рассвирепела и очень обиделась на летунов. Затем, легко разбросала их в стороны и ринулась прочь из сарая. Визгу-то было! Заглушало взлетающие самолёты!!!... Знакомой тропой кабанчик ломанулся через огород, прошиб башкой ветхий деревянный забор и выскочил на озерцо, покрытое ещё тонким ледком. И там, назло всем! Утопился. Вот – настоящая трагедия свиная, трагедия бабкина... А про лётчиков и приклеенные позорные клички и мытарства рассказывать не стану.

Судьба безвременно почившего в бозе кабанчика никому не известна. Равно как и туманное будущее пилотов, проводивших варварскую экзекуцию...


     (*) Цитата из НПП ГА-85 (Наставление по производству полётов в гражданской авиации):

3.5.3. Перед допуском к самостоятельным полетам на аэродромы и по трассам, где командир воздушного судна и (или) штурман ранее не летали, они должны быть провезены:

– в равнинной и холмистой местности – не менее одного раза;

– в горной местности, районах Заполярья и на горные аэродромы, указанные в перечне МГА – не менее двух раз;

– если командир воздушного судна или штурман выполнял полёты на горный аэродром в качестве стажёра в период ввода в строй, то провозка на этот горный аэродром не обязательна.

3.5.4. Допуск к самостоятельным полетам командиров воздушных судов – пилотов 1-го класса, командиров воздушных судов (независимо от класса), допущенных к внетрассовым полетам с посадками на площадки, подобранные с воздуха, и штурманов 1-го класса производится без провозки (за исключением горных аэродромов, указанных в перечне МГА, на которые провозка обязательна).

3.5.5. Если провозка необходима командиру воздушного судна и штурману или только командиру воздушного судна, она производится пилотом-инструктором и выше.

Если провозка необходима только штурману, она производится штурманом-
инструктором (пилотом-инструктором) и выше.

3.5.6. Решение о необходимости провозки командиров воздушных судов и штурманов на аэродромы и по трассам в равнинной и холмистой местности, где они ранее летали на воздушных судах того же класса или в качестве стажера, принимает командир летного подразделения в зависимости от уровня подготовленности экипажа.





(продолжение следует)