На фото: г. Курган. Вид сверху
Приехала я в Курган заблаговременно, до начала учебного года, 26 августа 1971 года. Молоденькая приветливая секретарша Рита проводила меня в кабинет директора, где по его приказу были выполнены все формальности по приёму меня на должность преподавателя дирижёрско-хоровых дисциплин, определена отдельная комната в общежитии.
Курганское музыкальное училище функционировало в новом типовом здании на окраине города. Рядом с ним находилось общежитие для учащихся и преподавателей.
Директор училища Нестеров Николай Михайлович, человек приветливый и добродушный, кларнетист по образованию. Невысокого роста, в очках, с доброжелательной улыбкой, он всегда производил приятное впечатление.
Заведующий хоровым отделением Кусков И.В., заочно окончил Новосибирскую консерваторию. Отчасти, благодаря очкам он выглядел «академиком», всегда серьёзный и сосредоточенный.
Он постоянно следил за новинками и событиями в музыкальной жизни страны по выпускавшимся тогда журналам Советская музыка и Музыкальная жизнь. У него у первого появлялись выпускавшиеся редкие грамзаписи новых хоровых произведений, выходивших из-под пера советских композиторов. Уже в первые дни знакомства мы обсуждали с ним написанный композитором В. Салмановым хоровой цикл «Лебёдушка» и только что вышедший в грамзаписи.
.
Муртазина М.Л., Егорова Л.С. и Нестерова Т.П. - бывшие выпускники Свердловской консерватории.
Марина Муртазина, с хорошей дирижёрской и пианистической школой, второй год работала в училище по направлению. Марина с мужем Марсом и двумя дочерьми составляли крепкую и дружную семью. Одета всегда просто и со вкусом. Красивые, волнистые, подкрашенные хной тёмные волосы, распущены по плечам. Всегда приветливая, общительная.
Нестерова Татьяна,- женщина утончённая, шатенка, аристократического телосложения и манеры поведения, - ровесница нам с Мариной,- она держалась с нами чопорно, общение её не лишено кокетства и претензии на высокий социальный статус. Одета всегда изысканно и дорого. Волосы гладко причёсаны и собраны в пучок.
Егорова Л.С.,- мать троих детей, была старше нас, и преподавала на
отделении уже пять лет. Обладая хорошим, крепким сопрано, она работала с хором первого и второго курсов. С хором третьего и четвертого курсов работал Кусков И.В.
Мне в класс по дирижированию определили первокурсников, двух учащихся второго курса и учащихся третьего курса: Каптел Любу, Похолкину Веру и Иванову Олю.. Каждая из них имела свои недостатки, в связи с которыми преподаватели избавлялись от них: слабая дирижерская техника, неуспеваемость по сольфеджио и гармонии, трудный характер.
«Если у них успеваемость лучше не станет, будем исключать их из училища»,- так они были мне отрекомендованы. Ещё в нагрузку мне добавили слабую группу второго курса по сольфеджио и гармонии и хормейстерство на хоровом классе старших курсов.
С каким жаром и желанием я взялась за работу. Мне так хотелось отдать ученикам всё то, что я сама знала и умела. Их неуспеваемость я считала недоразумением. С первым курсом было легче: ничего не знают, ничего не умеют.
В профессиональном обиходе существовало две «школы» дирижирования – «точечная» и «нефиксированная». Думаю, имеет право на жизнь дирижерская техника, включающая оба приема.
В этом смысле замечательным учебником является книга «Техника дирижирования» профессора Ленинградской консерватории Мусина И.А. Она считалась «замысловатой» и «непостижимой» для хоровых дирижеров и потому почти не применялась в педагогической практике на хоровых отделениях музыкальных училищ..
Позднее вышла книга Казачкова С.А. «Дирижерский аппарат и его постановка», которая явилась учебным пособием для преподавателей училищ, настолько систематично, популярным языком автор изложил азбуку постижения дирижерской техники безотносительно, кто и на каком уровне находится на пути её освоения.
Преодоление трудностей
Итак, Каптел Люба к тому времени уже четыре года пела в местном народном хоре, где иногда выполняла хормейстерскую работу. Хор часто выступал с концертами, был лауреатом хоровых конкурсов и известен в Приуралье и западной Сибири.
Люба хорошо приспосабливалась петь и в народном хоре, и в академической манере в студенческом хоре училища, имея неплохой певческий голос. Её идеалом была руководитель хора, в котором она пела. Отчасти, поэтому она очень трудно избавлялась от приобретенных ею недостатков в дирижерской технике.
У Любы нужно было в корне менять физическое ощущение в дирижерском аппарате на освоение легато, звуковедение от доли к доле в кончиках пальцев. Люба нервничала, когда у неё что-то не получалось.
На уроке нужно было постоянно поддерживать эмоциональный тонус, вселять веру в возможность преодоления трудностей и убеждать в необходимости этого процесса, ещё и ещё раз с помощью специальных упражнений добиваться поставленной цели.
На смену разочарованию, неуверенности постепенно приходили вера, надежда, а затем и удовлетворение от достигнутого. На первом зачете по специальности в руках у Любы были отмечены легато, ощущение хоровой фактуры. У неё появились пятерки.
Она на «отлично» окончила музыкальное училище по специальному циклу и поступила в Свердловскую консерваторию на дирижерско-хоровой факультет на народное отделение.
Вера Похолкинаа – из благополучной семьи. Будучи шестнадцатилетней, она выглядела вполне зрелым человеком,
симпатичной девушкой. Её увлёк студент заочного отделения, мужчина в возрасте тридцати лет.
Так что я старалась относиться к ней через призму достоинства взрослой девушки. Все окружающие смотрели на её увлечение, как на что-то юношеское и временное, не придавая серьезного значения.
Вера обладала хорошей природной музыкальностью, эмоциональностью, руки более гибкие, чем у Любы. В жестах «лишние» движения от локтя, которые прерывали музыкальную мысль, вносили однообразие, технически ограничивали выполнение длительных crescendo* и diminuendo**.
Предстояло убрать автономию жеста от локтя, наполнить кисть звуком. Применение супинационных*** и пронационных**** кистевых движений во время тактирования (дирижирования) помогло достичь эффекта «тянущегося» звука в кончиках пальцев.
Теоретические дисциплины ей давались неплохо. По специальности она стала получать четверки и пятерки.
На четвертом курсе случилось то, чего никто не предполагал. Её дружба с взрослым мужчиной продолжалась. Он сделал ей предложение. Вера была похожа на распустившийся цветок, и улыбка счастья не сходила с её лица.
Но её родители были категорически против этого брака вообще, потому что он был слишком ранним, и против этого «молодого» человека, в частности.
Не найдя поддержки у родителей, Вера ушла из дома туда, куда позвала её любовь. Её искали, не могли найти, а когда нашли, умоляли вернуться. Но Вера была непреклонна, и родители отступили.
Тогда, в семидесятые, чтобы выйти замуж девочке за человека вдвое старше себя, понадобилась смелость для слома старых представлений, а чтобы преодолеть традицию, - обладать большим мужеством.
Вера хорошо окончила музыкальное училище, в том числе, и по специальности
.
Иванова Оля более замкнутый, молчаливый человек. На уроках я всегда чувствовала на себе её открытый испытующий взгляд. Сама тоненькая, ручки легкие, фаланги собраны в кулачок.
Таким образом собранная кисть могла быть приемом для достижения гибкости в запястьи, но хорового звучания, некоторой вязкости в жесте быть не могло.
Я предложила Оле открыть кисть, поработали с ней над ощущением веса всей руки в кисти в бесконечном восьмеркообразном движении, и кисть «запела».
Ещё я хотела научить учащихся писать аннотации к произведениям по составленному мной плану:
Учащиеся класса охотно отозвались и на эту форму работы. Особенно в этом преуспела Иванова Оля. У неё аннотации получались в виде связного повествования от начала до конца. Окончила училище Оля с пятеркой по специальности.
Я постоянно держала в фокусе своего внимания успеваемость учащихся по сольфеджио и гармонии. Уроки по специальности были не только по расписанию, но и дополнительные.
Много времени и терпения уходило на группу второго курса по сольфеджио и гармонии. Учащиеся элементарно не умели писать диктанты, плохо было и со слуховым анализом, с теорией и задачами по гармонии, игрой цифровок на фортепиано и с чтением с листа по сольфеджио. Два года упорных занятий по этим предметам, - и появились в группе учащиеся, которые в перспективе могли готовиться к поступлению в консерваторию.
В декабре я ездила в консерваторию сдать последний зачет по дирижированию. Госэкзамен с хором, по согласованию, я стала готовить с хором училища.
В середине мая 1972 года заведующий кафедрой Мусин С.К. приехал на защиту моего госэкзамена в г. Курган. В конце мая в консерватории я сдала государственный экзамен по методике работы с хором и в начале июня получила диплом об окончании консерватории.
crescendo* - длительное усиление силы звука
diminuendo** - длительное ослабление силы звука
супинация*** - положение кисти ладонью вверх
пронация**** - положение кисти ладонью вниз
Продолжение: http://www.proza.ru/2010/12/20/670