***
Осень. Листья уже облетели, оголив ветви деревьев...
Это загородная зона отдыха - главный пикет созданной
мной экологической тропы. Я часто на велосипеде приезжал сюда
и любая работа здесь была для меня величайшим удовольствием.
Весной высаживал и поливал деревья, осенью делал обрезку
дубкам, в целях пожарной безопасности, обрезал нижние мутовки
у сосен, удалял разросшуюся поросль акаций, скашивал траву.
Однако, периодически случавшиеся здесь пожары доставляли
много неприятных хлопот...
Но когда приезжая сюда я заставал здесь компании культурно
отдыхающих взрослых людей со своими мирно играющими
малолетними детьми, я был безмерно рад,
что все мои труды были не напрасны...
***
В последнее время появилось достаточно много толкований понятий «ИСТИНА И ПРАВДА» с позиций явно выраженного теологического иррационализма.
В связи с этим возникла настоятельная потребность попытаться выяснить рационально сущностное содержание этих понятий и некоторых других связанных с ними, которые наиболее часто используются в процессе познавательной деятельности.
Включим в перечень определяемых следующие понятия:
«ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЕ и ПОНИМАНИЕ, ИСТИНА и ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ПРАВДА и ЛОЖЬ»
Все эти понятия сформировались Познающими Субъектами в процессе рациональной познавательной, (КОГНИТИВНОЙ), деятельности и используются ими как средства коммуникации.
Предлагаю как один из возможных вариантов определения этих понятий без каких – либо претензий на их АБСОЛЮТНУЮ ИСТИННОСТЬ.
1). Термин "ИНФОРМАЦИЯ" не имеет собственного содержания. Были попытки придать ему в качестве содержания характеристики ВСЕХ объектов существующих в мире и таким образом признать ИНФОРМАЦИЮ основной сущностью мира на ровне с МАТЕРИЕЙ и ВРЕМЕНЕМ.
Однако, термин "ИНФОРМАЦИЯ" обретает практический смысл только как синоним понятия "СООБЩЕНИЕ", то есть "ИНФОРМАЦИЯ" = "СООБЩЕНИЕ".
ИНФОРМАЦИЯ – это СООБЩЕНИЕ содержащее некоторые сведения которые расширяют АКТУАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ ПОЗНАЮЩЕГО СУБЪЕКТА (АЗПС), и тем самым создаёт ему конкурентное преимущество, повышая его адаптивность и жизнеспособность. Сообщения, которые не расширяют Актуальные Знания, воспринимаются ПС - ом как бессодержательные. Это случай, когда ПС не ПОНИМАЕТ сообщение, в результате того, что оно было закодировано, или передано на непонятном языке, или оно на столько сложно, что не доступно для понимания ПС. Сообщение о том, что уже известно ПС, является ТРИВИАЛЬНЫМ сообщением. Только АКТУАЛЬНЫЕ сообщения способны расширять Знания ПС - та, формируя у него Актуальные знания.
В современном мире понятие «информация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий. Однако, в русском языке оно является ИЗБЫТОЧНЫМ и может быть заменено более содержательным понятием, таким как - СООБЩЕНИЕ, которое является синонимом понятия "информация".
Традиционно, в наиболее широком толковании, ИНФОРМАЦИЯ - СООБЩЕНИЕ определяет степень упорядоченности системы, снижение хаотической неопределённости её состояний. ИНФОРМАЦИЯ - СООБЩЕНИЕ имеет количественную меру с помощью которой определяется его объём. Объём СООБЩЕНИЯ определяется двоичным логарифмом, (основание логарифма 2), который берётся от количества возможных состояний системы. Наименьший объём СООБЩЕНИЯ, равный «1» называется БИТ.
ОДИН БИТ - это СООБЩЕНИЕ о том, в каком из двух возможных состояний находится бинарная система.
Однако, понятие <<информация>> ни как не связано с её содержанием. <<Информация>> - это бессодержательное понятие.
Скажем, объём <<информации>> ДАННОЙ СТАТЬИ (!) – 16,9 КБ, но он не отражает количество содержащихся в ней актуальных знаний, а определяется только количеством знаков содержащихся в данной статье. Дело в том, что ЗНАНИЯ не имеют количественной меры и могут находиться только в функционирующем головном мозге ПС - та.
Приняв во внимание всё выше сказанное, следует признать, что понятие <<информация>>, как бессодержательное, утрачивает смысл и должно быть заменено понятием СООБЩЕНИЕ содержанием которого являются СВЕДЕНИЯ.
2). Знание – это результат эмпирического опыта и познавательной деятельности познающего субъекта. Знания - это совокупность сведений, расширяющих адаптивные возможности ПС - та и повышающие его жизнеспособность.
Только познающий субъект обладает способностью принимать, обрабатывать, понимать и усваивать сообщения, увеличивая объём своих актуальных знаний.
Знание представляет собой субъективный образ объективной реальности в форме субъективных представлений, понятий, суждений и научных теорий, запечатлённых в сознании познающего субъекта и обеспечивающих ему конкурентное преимущество в виде рациональной и более гибкой адаптации к динамично меняющимся условиям внешней среды.
Знания, в отличие от сообщений, не имеют количественной меры.
3). Понимание. состояние сознания познающего субъекта при котором новое сообщение, (информация), поступающее в виде сведений и фактов, органично встраивается в логическую систему функционирующего алгоритма уже имеющихся знаний, и таким образом усваивается, оцениваясь как понимание, что даёт возможность прогнозировать новые события и факты.
ПС - т может понимать только те сообщения, которые может, по принципу пазла, органично встраивать в логическую систему уже имеющихся знаний как не достающий элемент, завершающий локальную целостность всей мировоззренческой картины мира.
Субъект, у которого уже сложилась теологическая картина мира, не в состоянии адекватно воспринимать и понимать рациональные научные сообщения, (информацию), поскольку они не укладываются в его субъективную картину мира, для них просто нет там места. Для того чтобы «встроить» рациональные научные сообщения, (информацию), в теологическую картину мира, её обладатель, как правило, не преднамеренно, а чаще всего намеренно, прибегает к грубому искажению научных сообщений, подвергая их всесторонней деформации и адаптации к собственному миропониманию.
Всё это создаёт сложности при общении людей с различными мировоззрениями. при таком общении каждый из собеседников использует свой понятийный тезаурус, где каждый, в одно и то же по форме понятие, вкладывает свой специфический, понятный только ему, смысл.
Принято различать истину абсолютную и относительную.
Абсолютная истина может быть тривиальной, (конвенциональной), и трансцендентной или теологической.
4.1). Абсолютная тривиальная или конвенциональная истина представляет собой результат принятого соглашения или является констатацией очевидного факта. (примеры. «комар – насекомое», «яблоня – плодовое дерево» или «мыс Дежнёва – самая восточная часть России», «Ока – приток Волги»).
4.2). Абсолютная трансцендентная, (теологическая), истина, (АТИ) - это непостижимое вселенское сущее, (божественное знание всего сущего), которое *- есть Бог.
АТИ открывается только богоизбранным праведникам в виде божественного откровения.
Для простых смертных АТИ не постижима.
4.3). Абсолютная научная истина - это понятие выражающее актуальное знание однозначно отражающее объективную реальность.
Абсолютная рациональная истина, (АРИ) – это некое, умозрительно предполагаемое, идеальное, абсолютно полное знание, которое не может быть постигнуто рационально познающим субъектом во всей своей полноте в связи с его неисчерпаемостью.
Таким образом, процесс рационального познания не имеет предела, а ПС - т всегда будет владеть только частичным рациональным знанием, т.е. относительной истиной, составляющей только часть абсолютной истины.
4.4). Относительная научная (рациональная) истина представляет собой рациональные знания ПС - та о реальных объектах и явлениях действительности, которые составляют только часть абсолютной рациональной истины, но которые надёжно проверены экспериментом и практикой.
Поскольку рациональные знания отражают объективную реальность, то и относительная истина, содержащая эти знания, будет объективной.
(относительность есть следствие неисчерпаемости и бесконечности рационального процесса познания).
5). Заблуждение представляет собой некое ошибочное знание, не подтверждаемое практикой, которое не преднамеренно могло сложиться в сознании познающего субъекта, в результате его не адекватного восприятия и отражения реальности.
6). Ложь – это преднамеренная попытка выдать ошибочное знание за истинное.
Познание окружающего мира ПС - ом
Знание — это субъективная модель объективного мира сформированная сознанием ПС — та с помощью функционально связанных между собой логических понятий, взглядов, представлений, гипотез и научных теорий. Знания позволяют ПС — ту быстро находить оптимальные решения возникающих проблем обеспечивая ему адаптивную гибкость и выживание в динамично меняющемся мире.
Знания ПС — та обеспечивают ему конкурентное преимущество над всеми кто не обладает такими знаниями. Знания ПС — та формируются и сохраняются только в его сознании.
а). Предметами познания и источниками знаний для ПС — та являются ВСЕ объекты окружающего нас мира, включая сюда и человеческое общество, как совокупность ПС — ов.
Физические объекты обладают признаками характеризующими их индивидуальность, которые отличают их друг для друга.
Это, прежде всего, внешние признаки зрительно воспринимаемые в процессе познания ПС — ом. К ним относятся: пространственные размеры, форма, спектральный состав излучаемого или отражённого излучения (это то, что зрительно воспринимается как цветность и яркость), а так же структура поверхности.
Взаимодействия
б). Все физические, (не живые), объекты взаимодействуют между собой обмениваясь гравитационными-G, электромагнитными-E, сильными-S, слабыми-W и механическими ДЕЙСТВИЯМИ и тем самым заявляют о своём существовании.
в). Поведенческие, живые организмы, взаимодействуя с окружающей средой и между собой используют органы чувств: зрительные, звуковые, обонятельные, вкусовые и осязательные, а также используют механические действия и выразительные позы.
г). ПС — ты взаимодействуя с окружающем миром, (при экспериментальных научных исследованиях), используют все типы физических взаимодействий (G,E,S,W), а будучи ещё и поведенческими субъектами, они используют все органы чувств. При взаимодействии между собой ПС - ты, главным образом, используют разговорную речь, видео изображения, письменные СООБЩЕНИЯ, а также выразительные жестикуляции и позы.
д). Все автоматические устройства взаимодействуют с внешней средой и между собой используя сигналы-сообщения: звуковые, световые, электромагнитные, а так же механические действия.
Роботы с искусственным интеллектом, как аналоги ПС — ов, взаимодействуя с окружающей их средой, а также между собой и с человеком, главным образом копируют человеческое поведение.
Процесс познания
При наблюдении, с целью познания удалённых объектов, исходящее от них физическое действие в виде электромагнитного излучения, ПС — т воспринимает как <сообщение> содержащее некоторые <сведения> о характерных внешних признаках объекта — это его размер, форма, структура поверхности, цвет.
На большие расстояния <сообщения> передаются в виде:
1). электромагнитных волн;
2). звуковых и ударных волн;
3). электрического тока;
4). почтовых отправлений письменных сообщений
Индивидуальные свойства объектов, обладающие относительной устойчивостью, представляют собой своеобразные естественные <сообщения>, которые и являются предметом познания для ПС - та.
Искусственно сформированные и закодированные сообщения записываются и сохраняются на разных материальных носителях: в книгах, на оптических и магнитных дисках, на магнитных лентах, а так же на флэш-памяти и других носителях.
Формирование знаний
Внешний наблюдатель, воспринимая не вооружённым глазом исходящее от объекта излучение несущее естественное <сообщение> содержащее <сведения> об объекте, формирует в своём сознании внешний зрительный образ объекта, отмечая это как, <знание> нового объекта, которое фиксируется и сохраняется в его памяти.
Если же наблюдатель вооружится инструментарием - телескопом и спектрометром, то он, принимая <сообщение>, сформирует более полное - <<научное знание>> об объекте.
Таким образом, разные субъекты воспринимая одно и тоже <сообщение> формируют разные по объёму и практической ценности <знания>.
ПС — ты, в зависимости от наличия исходных знаний и своих познавательных способностей, извлекают <сведения> из воспринятых <сообщений>, и на их основе формируют свои субъективные знания. Но если ПС — т не располагает необходимыми исходными знаниями, он не сможет воспринять и понять предложенное ему <сообщение>.
<Знания> не могут содержаться в самих <сообщениях>, в них могут содержаться только некоторые <сведения>.
Знания могут формироваться только в головном мозге ПС — та, в его сознании, и храниться в его оперативной и долговременной памяти.
Знания не имеют количественной меры и оцениваются только субъективно и выражаются в баллах. Однако, закодированные текстовые сообщения имеют точную количественную меру с помощью которой можно точно измерить объём текстового сообщения в Битах, Байтах, Килобайтах,(Кб), Мегабайтах, (Мб),
Гигобайтах, (Гб), и т.д.
Минимальной единицей измерения сообщения, является Бит соответствующий одной двоичной цифре «0» или «1» Байт состоит из восьми бит.
Используя 8 бит, можно закодировать 256 символов.