Об оптимизме как стратегии

Нестор Утопист
"Поражение - это состояние ума, а не физическое состояние". Норман Коупленд

               

В детстве я часто слышал, что надо смотреть на происходящее с оптимизмом, с радостью мол и криком. Но у меня как-то всё не получалось достичь в этом устойчивого постоянства, и я понял бесплодность и тщету своих усилий. Поэтому, классе наверное в восьмом, я на „оптимистическое восприятие жизни“ забил, и очень мне тогда стало легко и радостно от этого.
Как мне сейчас видится, „оптимизм“ и „пессимизм“ - это всего лишь искусственные настройки восприятия, которые „убирают“ все что не входит в программы этих настроек. Когда же раздражители прорывают границы, и настройки уже не срабатывают, начинается кризис, или если события кажутся приятными или обещающими приятное в будущем, начинается эйфорический стресс.
Несомненно, что жить в розовых очках много приятнее и комфортнее, чем в серых. Поэтому, современные психотерапевты, призванные обучить пациентов-клиентов, как жить и успешно функционировать более-менее сносно в патологическом мире перевернутых иерархий и иллюзорных ценностей, и не начать биться головой об стену (в прямом смысле) или не выброситься из окна высотного дома и т.д., так настойчиво упирают на позитивный психический настрой.
Рецепт незамысловатый: "Не в силах изменить причину - измени отношение к ней".
Но очки добродушного позитивизма также подавляют и идущие из глубин психики сигналы предупреждения о надвигающейся опасности. И как следствие, "оптимист" замечает опасность тогда, когда уже слишком поздно. Я имею ввиду тех искренних "оптимистов", чье позитивное отношение к миру не удобная и легкоснимаемая маска.
В случае же ношения искусственной оптимистической "личины - обманки", носитель ее так дрожит за свою шкуру, что все углы в жизни обходит по дуге. Его установка - "мне всё надо, и чем больше - тем лучше, но как-бы чего не вышло боком". Такая жизнь по Дейлу Карнеги. Деловая стратегия менеджеров. Два их главных правила - улыбайтесь и гешефт всегда в первую очередь.
Единственно, как мне кажется честная позиция, это признанать несправедливость, абсурдность и грозное величие миропорядка, даже отсутствие Бога (как возможное временное допущение), оставаясь человеком перед завораживающим неведомым ликом надвигающегося Ничто. Ставить себя каждый день перед фактом собственного бесследного уничтожения, этот психологический прием действует лучше , чем самогипноз "оптимизма-пессимизма".
Читая одну из моих самых любимых книг - „Колымские рассказы“ Шаламова, я понял, насколько тонка и легковесна пленочка, обволакивающая зверя в человеке. Ее разрушить, и большинство людей естесственным образом и на удивление быстро превращается в стадо бесноватых приматов, с налитыми кровью глазами. Как описано в одной гениальной книжке Уильяма Голдинга "Повелитель мух", к примеру.
Возможно, что универсального решения философской задачи,  "как остаться человеком, когда условия существования вынуждают забыть о совести и чести ради выживания" не существует в принципе, и ответ может быть найден только в субъективной внутренней реальности. Только каждым для себя.
Иногда возможно противопоставить нестерпимой боли бытия только волю и мужество. Сжать зубы и держаться, когда даже последние силы уже на исходе. Вытерпеть и вынести невозможное до самого конца. И никогда не сдаваться и не опускать руки.
Да. Собственно и все …