Дебаты со священником. С картиной!

Андрей Казаков
   По случаю, спровоцированному моими активными действиями в сфере инноваций, пришлось встретиться мне с высокопоставленным священником. Чёрные, в пол, одежды, длинные свисающие на лицо волосы, которые всё время надо заправлять за уши, большой живот – живописный портрет, характерный для любого духовника, предстал передо мной. И завязался разговор на тему дня о моих фотокартинах, с которыми я на православной выставке-ярмарке работать собрался.
   «Я о вас навёл справки в городе, что вы за доктор. Вас многие знают и отзывы хорошие» -улыбнувшись, сказал священник. Затем он попросил показать картины и при осмотре их высказывал свои суждения.
   На одной из картин с названием «Камень счастья» был изображён красивый камень, который я нашёл под водой в Адриатическом море и сфотографировал. «Камень не может приносить счастье. Меняйте название!» - промолвил священник.  «На какое?» - удивился я. «Не знаю, это уж Ваше дело» - последовал ответ.  «Но я действительно испытал счастье, когда нашёл этот камень! И хотя он был большой и тяжёлый, сумел доплыть с ним до прибрежных скал и выбросить на берег отдыхающим немцам со словами восторга и желанием порадовать своей находкой других, даже совсем незнакомых мне людей». Но священник объяснил мне, что это самообман и настаивал на смене названия…
   На других картинах священник увидел котов из цветов и лося из корня дерева с глазом-жуком. «Это же вымышленные Вами образы! Обман людей, опять же самообман и гордыня Ваша!.. Только то, что создал Бог, имеет право быть». «Но это фантазийный реализм! Этими картинами я показываю связь растительного и животного мира, всего живого и неживого. Единство существующего и происходящего. Я же учёный, биолог и доктор. Это моё мировоззрение, сходное, к тому же с мировоззрением большинства просвещённых людей!» - парировал я. Однако спорить было бесполезно. Вся аргументация  оппонента вмещалась в одно короткое слово «нельзя».
   На картине «Озеро надежд» изображено реальное заповедное озеро с лазурной водой и расходящимися в виде лучей берегами. Картина притягивает людей. Они её с удовольствием покупают или просто смотрят-трогают. За счёт струящихся из глубины лучей картина «увеличивает» объём помещения, в котором находится. Но приговор священника и в отношении этой картины был суров: «Искажение действительности недопустимо!».
   На картине «Огни веры» на чёрном фоне изображены горящие толстые свечи с растекающимся воском. «Это не наши свечи! Где вы их взяли?» - вскрикнул священник. Я объяснил, что эти свечи я сфотографировал в Хорватии прямо на улице у молебной стены девы Марии. «В католической стране! С католическими свечами к православному народу обращаетесь?» - недовольствовал священник. «Причём здесь размеры и форма свечей? Причём здесь их происхождение? Их зажигают люди и веруют при этом каждый в своё. Вера человеческая, то есть суть, содержание главнее-важнее формы» - молвил я. «Запад и Восток нам чужды. Чужого нам ненадобно. Надо держаться своим кланом. Иначе сгинем. Под китайцами, например» - настаивал священник.
   Следующая картина называлась «Ангел-хранитель». На ней он (ангел) изображён с еле различимыми чертами лица человеческого. «Лицо должно быть конкретное, а не расплывчатое. Идите и посмотрите во дворе Епархии нашей настоящего ангела-хранителя (при выходе из Епархии я увидел этого ангела - женщину из белого мрамора с длинными распущенными волосами). У Бога нашего лицо конкретное. И у ангелов тоже. А у Вас опять абстракция!» - рассуждал всё в том же ракурсе священник. «Но у каждого человека свой ангел-хранитель и изобразить конкретного ангела для всех людей невозможно» - рассуждал я. Вместо ответа священник уже критиковал другую мою работу.   
   Картину «На грани миров» священник тоже забраковал. «На грани каких миров? Нехорошо это – на грани жить». А то, что на картине вода и воздух с земной твердью (скалой) пространство «делят» и подводный скалистый камень в свете солнца отражается на поверхности воды, создавая красоту несказанную – это не важно. Это ничего не значит, хотя и существует реально.
   «Если хотите на нашей выставке свои картины представить, то выберите пейзажи красивые и названия соответствующие. За Вами будут следить наши люди и слушать, что Вы говорите посетителям выставки и какие картины предлагаете» - предупредил священник.
   В ходе беседы я «обронил» что-то о своей загруженности основной повседневной работой. И что, мол, картины создавать только ночью могу. И даже по этому случаю получил неодобрение священника: «Ночью нельзя работать. Спать надо. Иначе днём сознание искажённое будет. Не выспавшийся человек много грехов наделать может. И в праздники, особенно религиозные, работать греховно!».
   Далее священник ясно дал понять, что свободомыслие церковью не приветствуется. Научно-технический прогресс в его сегодняшнем проявлении тоже. А интеллигенция вредит простому народу философичностью своей и гордыней бесграничной. Портит народ.  И, порой, бомж духовнее интеллигента образованного. В связи с этими догмами священника вспомнились слова Ленина о том, что интеллигенция не мозг нации, а её говно...
   «А вы верующий?» - спросил священник, закончив осматривать мои картины.  «Да. Бога в сердце ношу» - ответил я. «Значит, не верующий! Верующий не философствует, а говорит «да», а Вы рассуждать-туманить начали!.. А вообще, если бы вы приняли веру – дела у вас пошли бы лучше!» - закончил священник.   
 
                *          *          *
   Как-то я оказался на похоронах своего сотрудника, на которых присутствовал другой священник для совершения погребального ритуала. Я выступил со своим стихотворением в адрес покойного и в память о нём с надеждой, что он, мол, нас сейчас слышит. При этом говорил, каких высот в своём  деле  достигло наше предприятие, в том числе не без участия покойного. После меня держал речь и священник, сказав следующее: «Вот вы думаете, что карьеру сделали, умные очень. Всего достигли сами. А на самом деле бог вас таким сделал и всем лучшим наделил… И единственная ваша возможная благодарность ему за это – ваши молитвы в церкви. Только в ней они до бога доходят! Что касается суждения вашего, что покойный вас слышит, могу сказать точно, что не слышит. Он находится в Раю с третьего по девятый день. Затем с девятого по сороковой день начнутся мытарства Души, то есть борьба ангелов и бесов за обладание Душой. На сороковой день покойный предстанет перед Страстным Судом, определяющим Душу в Рай или Ад».
   Жаль, что поговорить с умершим невозможно и даже символично обращаться к нему бесполезно… А ведь живым больше нужна связь с умершими, чем самим умершим. Где же та самая духовная связь, преемственность между поколениями, если умершие нас не слышат и даже со смыслом полезным фантазировать на эту тему, по религиозным убеждениям, не нужно и бесполезно?
   Выводы из всего услышанного делайте сами. Чай, правильнее всего в писательстве излагать жизненный материал без выводов своих, давая возможность читателям самим обо всём подумать.