Переходный возраст

Наталья Бордовская
Психологи говорят, что переходный возраст может быть и не единожды, а до пяти раз. Конечно, такое ‘’cчастье’ не всем достается! У Катюшки он случился по правилам, в девятом классе. А  причиной этого стала, как ни странно, литература, до сих пор так ею любимая. До девятого класса русский язык и литературу им преподавала дама в возрасте, которая отдавала своему предмету все свое время еще и в силу того, что была одинока. Казалось бы, ну что интересного в нудных правилах русского языка, да в которых еще и тысяча исключений?! А Перчик(так за глаза звали преподавателя ученики) умела преподнести это так, что все запоминалось само собой и надолго. Что уж говорить об уроках литературы! Не одна Катюшка зачитывалась произведениями по программе и не только. Но когда она пришла в девятый класс, Перчика уже не было. На ее место пришла довольно молодая жена офицера, которая стала еще и классным руководителем девятого Б.
Женщина она была видная, слегка полноватая, с неизменной халой на голове и менторским тоном. Нет, ничего против нее Катюшка не имела. Только вот на уроки литературы стала она ходить с большой неохотой. Скучно и неинтересно стало разбирать по косточкам героев, отсортировывать в них положительные и отрицательные качества. Прям как в анатомическом театре! У Катюхи взыграл дух противоречия и неповиновения.
-Кондратьева, выйди к доске и расскажи нам об образе Александра Меньшикова в романе ‘Петр Первый ’-произнесла на очередном уроке литературы их новый преподаватель.
Катюшка нехотя поднялась из-за парты и неспешно пошла к доске. Материал она знала, но в душе ее рост протест против рутины. Как его выразить, она еще не решила. Подойдя к учительскому столу, она слегка оперлась о его край и застыла. В голове форма протеста приобрела четкие очертания.-
-А не буду я вообще ничего говорить, простою молча, сколько сил хватит. Пускай ставит двойку!
В классе повисла тишина, только изредка прерываемая шелестом перелистываемых страниц.
-Ты готовилась сегодня к уроку, Екатерина? -обычным своим менторским тоном спросила учительница.
-Готовилась,-не кривя душой отвечала Катюшка.
-Ну, тогда отвечай, мы тебя слушаем, время идет.
Действительно, время  урока шло и шло бесполезно. На задних партах послышалось ёрзание и покашливание. Сосед Катюшки по парте делал ей знаки и пытался что-то подсказать. У их круглой пятерочницы Ирины вопросительно поднялись брови. Ей было непонятно поведение Катюшки,потому что она прекрасно знала, как та любила литературу.
-Ну, ты будешь рассказывать об образе Меньшикова? -спросила учительница, явно начиная терять терпение.
-Буду,-уже соврала Катюшка, потому что она и не собиралась этого делать.
-Мы тебя внимательно слушаем, -добавила Валентина Николаевна(так звали новую учительницу).
Правда, пыталась слушать Катюшку уже только она, потому что остальной класс начал зевать и отвлекаться. Тишина зависла над классом как небольшое грозовое облако. Противостояние продолжалось.Учительница  что-то писала в журнале, пока Катюшка невозмутимо стояла возле нее, не произнося ни слова.
-Ты уже двадцать минут стоишь и молчишь. Я когда-нибудь дождусь от тебя ответа?
-Я думаю, да ,-уже озорно ответила Катюшка, продолжая эту дурацкую игру в противостояние.
-Хорошо, я слушаю тебя, -стараясь держать себя в руках, выдавила из себя Валентина Николаевна.
Было видно, что она недовольна, но это не мешало ей пассивно сидеть и ждать, когда Катюшка изволит заговорить.
Васька с предпоследней парты знаками показывал, что сейчас должен прозвенеть звонок.
-Ура! -торжествовала про себя Катюшка. Я выиграла! И не лень же Валентине было пол урока меня ‘слушать’!
Тут тишина взорвалась громким звонком на перемену.
Все с облегчением вздохнули, благо никого больше не спросили.
-Да, Кондратьева, ты сегодня к уроку не готова и больше двойки не заслуживаешь. Садись!
Катюшка с торжествующим видом прошагала на свою предпоследнюю парту. Этот раунд противостояния она выиграла. Сколько еще предстоит, она пока еще не решила. Но и сдаваться Катюшка тоже не собиралась.
-Урок окончен.Все свободны, -подытожила Валентина Петровна.