О Богушевском расстреле

Александра Васильевна Кузнецова
Директором всех смолзаводов Богушеского района был Плоткин (после
ВОВ он некоторое время с детьми жил в Богушевске, потом в Витебске. У
него были дочери Циля и Рахиль, сын Гриша. Циля     работала в Витебском мединституте).

   Богушевская смолокурня. Ей совладели: Вол Шмуйла Залмонович (30% доли капитала), Эйдлин Исаак Меерович, Бернштейн. Перед войной ее директором был Романов Моисей Айзекович.
   Добринская смолокурня. Располагалась в деревне Заливное, возле Добрино. В начале ее хозяином был Кац (похоронен в Богушевске после Великой Отечественной Войны). Перед Великой Отечественной Войной директором смолокурни был Ханин Иуда Исаакович. В годы Великой Отечественной войны смолокурню сожгли фашисты.
   Из рассказа Ханиной Марии Юрьевны:
   Ее соседка по дому в Витебске Наталья Игнатьевна Китаева (девичья  фамилия - Жук) и ее муж Китаев Леонид Егорович были очевидцами расстрела богушевских евреев (после Великой Отечественной войны он работал летчиком). Наталья была тогда девочкой (лет 10) и жила у бабушки в деревне Тесы.
   Фашисты расстреляли Кошель, а также жену ее сына (Мелешко) и двоих  детей. А учительницу Марии Юрьевной Ханиной Рохкину Милю Михайловну (по  мужу - Горовец) спас муж и вывез ее под Оршу.
   Но там ее выдала фашистам родственница Горовцев и ее расстреляли. А ее мальчика вырастила мать Горовца и он окончил в Ленинграде Институт иностранных языков и там живет.
   Бабушку Марии Юрьевной Ханиной Эйдлину Сару Абрамовну, Школьника и Мовшевича Абрама Михайловича фашисты растреляли 5.09.1941 несколько позже после первого расстрела.
 Не понимая за что расстреливают, Школьник стал на колени, а Мовшович становиться не стал. Сара Абрамовна Эйдлина спряталась в капусте, но полицай Лопай ее нашел.
Там же была расстреляна Хитрик и двое ее сыновей. Ее 15-й сын убежал и спрятался в доме, но фашисты его нашли и застрелили. Они не эвакуировались потому, что двое ее мальчиков были в лагере. Расстреляли фашисты еврея Янкеля (возчика, пьяницу), учительницу Пучкову из Каролино, ее грудного ребенка и сестру (молоденькую девушку) из Ленинграда (они тоже евреи). Там были расстреляны не только евреи, но и белорусы. Среди них был комсомолец Матецкий и Хина (белорусска, сестра бургомистра Печкуренко у них племянник Володя тоже cлужил в бургомистрате. Впоследствии Володю расстрелял партизан Зайцев за убийство его сестры из Добрино), она набрала еврейских вещей и ей фашисты дали записку на немецком языке "расстрелять", но она не знала немецкого языка. И когда она пошла с запиской к коменданту, то ее тоже поставили в строй к расстреливаемым.
   Молодая подпольщица Швощ Татьяна Герасимовна шла по лесу с еврейкой и двумя детьми еврейки. Их увидели несколько жителей Добрино. И один из них, Глушанов, предложил им поймать их и сдать фашистам, якобы за это им дадут табак. Хвощ убежала, а еврейку с детьми поймали и сдали фашистам. И их расстреляли.
    Цыган расстреляли в цыганском  поселке.