Корнель

Константин Рыжов
Пьер Корнель родился  в Руане в июне 1606 г. Его отец, принадлежавший к средней буржуазии, занимал должность смотрителя вод и лесов графства Руан. Молодой Корнель  сначала учился в местном иезуитском коллеже, затем изучал право и в 1624 г. стал адвокатом. Казалось, его карьера определилась. Но в 1629 г. в Руан приехала труппа актеров. Корнель познакомился с их главой Мондори и доверил ему рукопись своей первой комедии «Мелита». Мондори увез ее в Париж и там поставил. Комедия имела шумный успех. Обрадованный этим, Корнель решил посвятить свою жизнь театру. Между 1630 и 1652 гг. он регулярно поставлял театрам свои пьесы -  как трагедии, так и комедии. Последние заметно выделялись  на фоне современного ему комедийного репертуара тонкостью психологических зарисовок, изяществом поэтической формы, постановкой нравственных вопросов, умелым раскрытием характеров и гибким стихом. В комедиях Корнеля не было непристойных шуток, палочных ударов и прочих  грубоватых эффектов простонародного фарса. Их персонажами выступали  благовоспитанные  светские молодые люди и девицы, ведущие изящную любовную игру.

К театральному сезону 1635/1636 гг. Корнель подготовил лучшую из своих комедий «Иллюзия».  Она  имела большой успех при первом же представлении и при жизни автора не сходила со сцены многие десятилетия.

«ИЛЛЮЗИЯ». Представление начинается с того, что некто Придаман обращается к волшебнику Алькандру с просьбой рассказать ему о судьбе его сына Клиндора, бежавшего из дома несколько лет назад. В гроте волшебника находится чудесное зерцало, в котором Алькандр показывает некоторые сцены из жизни Клиндора. Прежде всего, он сообщает Придаману, что сын его преуспел  в своих начинаниях, и демонстрирует роскошные одеяния, которые тот теперь носит. Но как Клиндор достиг своего нынешнего положения? Во втором действии зерцало уводит Придамана (а вместе с ним и зрителя) в прошлое Клиндора. Мы видим молодого человека не в лучшую пору его жизни, когда он служит у офицера-гасконца Метамора. Комический портрет этого никчемного напыщенного хвастуна восходит к бессмертному образу Пиргополиника Плавта. Клиндор играет при нем роль греческого парасита:  поддакивает хозяину и в то же время ловко обделывает у него за спиной свои дела. Метамор желает склонить к замужеству Изабеллу – умную, рассудительную, ироничную девушку, влюбленную в Клиндора. С другой стороны Изабеллу осаждает дворянин Адраст, пользующийся поддержкой ее отца Жеронта. Жернонт настаивает на ненавистном для дочери браке и прямо принуждает к нему Изабеллу. Между тем Адраст начинает ревновать к Клиндору. Лиза, служанка Изабеллы, которая тоже любит Клиндора, из ревности сообщает Адрасту, что сегодня вечером у ее госпожи свидание с Клиндором. Но когда Адраст неожиданно является на место встречи, Клиндор убивает его в поединке. Сам он схвачен лакеями Жеронта и оказывается в тюрьме. Тут Лиза, вспомнив свою любовь к Клиндору, соблазняет тюремщика, и все четверо спасаются бегством.
Что же дальше? Алькандр сообщает: не прошло двух лет, как беглецы достигли высоких почестей. Следующая сцена представляет Клиндора важным английским вельможей. Изабелла – его жена. Она в парке с Лизой и горько жалуется на мужа. Тот забыл свою прежнюю любовь и теперь намерен соблазнить жену их благодетеля герцога Флорилама. Вскоре Изабелла застает Клиндора в саду при уличающих обстоятельствах, однако, она так любит мужа, что готова смириться даже с его изменой. Тронутый ее чувством, Клиндор отказывается от своих нечестивых замыслов. Увы, раскаянье приходит слишком поздно! Появляются слуги Флорилама и убивают Клиндора. Потрясенная Изабелла умирает.
Увиденное приводит Придамана в ужас. Он горько сетует на судьбу, хочет умереть. Тут по мановению волшебника занавес вновь поднимается, и Придаман видит, как погибшие на его глазах молодые люди получают в театральной кассе деньги. Их смерть была всего лишь театральным представлением, ибо Клиндор и Изабелла сделались после своего бегства преуспевающими актерами и живут теперь в Париже. Обрадованный отец благодарит волшебника. Завтра же он отправится в столицу!


Хотя Корнель был очень талантливым комедиографом, при жизни он прославился, прежде всего, своим трагедиям. Поставленный в 1637 г. «Сид», имел такой невероятный успех, какого еще не знала французская драматургия, и в полном смысле слова открыл новую эру в истории театра. На сцене, вытеснив царившую здесь прежде барочную трагикомедию, прочно утверждается классическая трагедия. Если театр барокко видел главный интерес пьесы в богатстве интриги, в нагромождении непредвиденных случайностей, в разнообразии и силе эффектов, что приводило к созданию внешне занятных, но, зачастую, легковесных произведений, то театр классицизма, напротив, требовал постановки произведений величественных и благородных, проникнутых высокими нравственными идеями и, как тогда говорили, «интересами Государства». Авторы трагикомедий без всякого смущения растягивала время действия на долгие годы, и переносили зрителей за сотни лье, в самые различные страны. В пику этому классицисты  добивались, чтобы сюжеты  пьес заимствовались из истории и предпочтительно из истории древнего мира, а не выдумывались из головы. В то же время, классическая трагедия, начиная с 1630 года, провозгласила строгое единство. Она требовала единого действия, которое разворачивалось бы в чисто психологическом плане, действия цельного, без второстепенных эпизодов, без неожиданных событий, обусловленных случайностью. Решение, которое герой должен был принять, не стояло перед ним месяцы или годы. Он должен был решиться мгновенно и в тот же день это решение выполнить. Сюжет драмы развертывался в течение нескольких часов, и именно в этот временной промежуток решалась судьба героев. Требовалось даже, чтобы действие происходило не только в одном и том же городе и одном и том же доме, но и в одной и той же зале. Наконец, классическая трагедия строго запрещала использовать на сцене какие бы то ни было «физические действия», которые могли бы вызвать волнение зрителей. Трагикомедия же  злоупотребляла этими средствами, отчего барочные пьесы изобиловали трупами, ударами шпаги, пленниками, закованными в тяжелые кандалы.

Впрочем, даже в пору своей наивысшей славы трагического писателя, Корнель не оставлял жанра комедии. В 1642 г. (вскоре после трагических «Горация» (1640) и «Цинны» (1640)) ставится его «Лжец» - переделка  известной пьесы Аларкона «Сомнительная правда». Действие комедии разворачивается  в Париже, в Тюильри и на Королевской площади. Во что же превратилась испанская комедия, действие которой перенесено во Францию эпохи расцвета классицизма?  Больше всего поражает то обстоятельство, что Корнель сохранил, насколько это было в его силах, очарование испанского театра. Он умножает неожиданности, счастливые встречи, веселые эпизоды. Его «Лжец» весь построен на недоразумениях. Мы видим на сцене молодых французских дворян, остроумных девушек, снисходительного старика-отца, пронырливого слугу. Нельзя не отметить  необычайное мастерство диалога. Комедия очаровывает нас сверканием образов, непрерывно бьющим фонтаном остроумных и веселых фраз. Язык ее исключительно богат, так что Корнель вновь показал себя здесь художником огромного комического дарования.

Поздние трагедии Корнеля уже не имели такого общественного резонанса, как первые. После 1652 г. Корнель вообще перестал писать для театра и хранил молчание в течение шести лет (в эти годы он перелагал на французские стихи «Подражание Христу» Фомы Кемпийского). Вновь к сочинению трагедий он вернулся в 1658 г. под влиянием суперинтенданта финансов Фуке и в 1662-1667 гг.  поставил в Париже еще четыре трагедии. Они были встречены весьма холодно, так как вкусы зрителей к тому времени коренным образом переменились. Пришла пора Мольера и Расина. Наконец, когда в 1674 г. потерпела провал трагедия «Сурена», Корнель окончательно отошел от театра и вел в дальнейшем жизнь скромного буржуа. Умер он  в октябре 1684 г.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213