Личная неосторожность

Захаров 2
               
Уважаемый читатель, если ни одна религия мира не задевает тонких струн вашей души, но наоборот, оставляет вас в недоумении, а вы чувствуете настоятельную необходимость реализовать свое право на свободу совести, то эту проблему можно легко решить, по ходу чтения данного абзаца. Возьмите остро отточенный карандаш и попробуйте с помощью линейки и циркуля изобразить на чистом листе бумаге несколько геометрических фигур. В углах полученных додекаэдров и октаэдров или, извиняюсь, треугольников и квадратов, если они вам больше по душе поместите столько окружностей или, все-таки, эллипсов, сколько позволяет вам чувство меры. В каком порядке эти фигуры будут олицетворять космос, землю и человека не суть важно, но не забудьте про законы пропорции и симметрии, если хотите, чтобы изделие имело товарный вид. Смелее, у многих это получается. В завершение добавьте выноски с лаконичными, но в тоже время ёмкими определениями отдельных деталей вашего акта сотворения Веры, например: Кристалл Жизни, Абсолютная Реальность и т. п. измышления раскрепощенного ума. И, наконец, по своему усмотрению укажите место сосредоточения божественного начала. Поздравьте себя. Вы только что создали новую систему мироустройства, а заодно и религиозного поклонения, единственным (пока) адептом которой вы уже стали с последним движением карандаша.
Хотя ничего из того, о чем я только что поведал, может быть, делать и не стоит. И вот почему. Строго говоря, даже к самой удачной схеме Абсолютной Реальности следует прилагать правдоподобное описание взаимодействия нарисованных кубиков и шариков с окружающей действительностью. И если вы, уважаемый читатель, не подвержены дару словотворчества, то ваш труд так и останется листком бумаги для сугубо личного пользования.
К несчастью так происходит не со всеми схемами. Книжные лотки завалены работами каких-то темных личностей, сумевших благодаря одной только великой силой мысли обнаружить в мирном небе над головой не только кристаллы жизни, но даже краеугольные камни мироздания. Эти книги – плоды сочинительского рукоблудия авторов, которые, возомнив себя гуру от космогонии, не стесняются лишний раз напомнить о наличии у них ученых степеней и научных званий. Не результаты опытов, не точный математический расчет и даже не голос свыше, а полёт фантазии водит пером наших метафизиков. Угадав настроения в обществе, они следуют одним и тем же маршрутом в гущу модных на данном отрезке времени торсионных полей, гипотетических измерений и прочего потустороннего хлама, и, как результат, их произведения, несмотря на острую конкуренцию, похожи одно на другое как сериалы в телевизоре. Едва стряхнув с себя пену псевдонаучных споров с соучредителями небесного царства, самые оборотистые из новых пророков водружают в облюбованной ими точке пространства-времени своего бога с надеждой обратить на него наше внимание. Между прочим, такое богостроительство церковью не поощряется, а несколько веков назад каралось ею довольно строго.

Что же движет этими людьми помимо похвального желания разбогатеть, создав собственную религию? Почему товарищи профессоры и доценты с кандидатами опустились до поисков того, от чего сто лет назад на пороге ХХ века уже было отказались? Как они до этого докатились?
Начало было положено, когда стало уже просто глупо скрывать от широкой общественности факт делимости не только атома, но и его составляющих. Постепенно отбросив лексикон классической физики, перейдя на жонглирование терминами, придуманными для описания микро– и макромира ученые, сами того не желая, возвели стену между наукой и ничего не подозревающим населением. С одной стороны это неплохо, поскольку число советчиков по поиску кварков, квазаров и супер-струн сократилось до минимума. Но с другой стороны население, потерявшее ориентировку, пребывает сегодня один на один с популяризаторами идеи тесной смычки науки и мистики. А ученые, тоскуя по былому уюту и вниманию, остались один на один с уже открытыми тайнами природы, и с теми потрясающими тайнами, которые природа соизволит им открыть. В ходе проверки рабочих гипотез и шлифовки постулатов что-то заставило некоторых деятелей науки переосмыслить основополагающие теории, сделать новые выводы и присовокупить к процессу образования Вселенной наравне со спонтанной флуктуацией вакуума ещё и полёт мифического Духа. Что же такое нехорошее раскопали ученые в дебрях мироздания? Чего они испугались?
Прошедший век удвоил объем знаний человечества. Но, взяв высокие рубежи, наука, в полном соответствии с логикой познания, увидела перед собой ещё более широкое поле деятельности. Необъятные горизонты. Недостижимые. В круг людей, имеющих образование намного выше среднего, стали проникать настроения обеспокоенности и тревожные рассуждения: что Космос слишком велик и жесток, что понять его, узнать о нем всю правду невозможно никогда, ни за какие деньги. Что Вселенной наплевать, есть ли планета Земля с людьми на ней или её никогда не было, нет и не будет. Кстати, Вселенная о нашем существовании, скорее всего не догадывается, что, конечно, не может не радовать. Человек слаб. Единственная возможность «закрыть вопрос» – это, несмотря на отсутствие улик, объявить со страниц бестселлера о существовании высшей силы, владеющей и помыкающей таким обширным хозяйством. Разумеется и человеком помыкающей тоже – разумным, ученым, но слабым.

Но, выговорив «а», так и подмывает ввернуть «б». Если допустить, что кроме Человека и Космоса существует еще и Абсолютная Реальность, то можно допустить все, что угодно. Если богоискателям показалось, что в поисках высшего разума они прикоснулись к истине, то им могло показаться и нечто особенное. Им могло почудиться, что, выделив на Небе точку опоры для людей, утративших оную на Земле, они заодно приблизили исполнение самой сокровенной мечты любого человека: мечте о жизни после смерти. Без намека на такую возможность все их новоявленные теории и, разумеется, тиражи их книжек не будут стоить ни гроша. Им на руку играет то, что большинство населяющих Землю и уважающих себя людей по вполне очевидной причине рады любой, даже стремящейся к нулю вероятности пристроить, когда придет время, за пазухой у Господа Бога свою бесподобную душу. Говорят, что на склоне дней всякое лезет в голову и, уходя в мир иной, окончательно уходить все-таки никому не хочется. Миллиарды людей готовы на всё, или почти на всё, чтобы и после смерти наблюдать, беседовать, сопереживать, учить – долго. Очень долго. Всегда. Возможно пребывая в виде облака благородного газа или в виде сгустка элементарных частиц. На худой конец, подсказывают гуру, можно с Божьей помощью существовать просто в виде одной только мысли, в виде чистого и ясного сознания без всяких материальных примесей. То есть можно и быть и не быть. На зависть Гамлету, узел проблем разрубается остроумно и очень эффективно. Но если технические трудности удается преодолеть (на словах!), то вопросы этики и, если хотите, личной безопасности вообще не ставятся.
А ведь даже самому крутому апологету веры в невероятное не мешает иметь представление о том, кому и зачем он намерен вручить свое самое ценное, самое родное, самое-самое последнее. А также решить, следует ли простодушной пастве облачаться в сбрую божьего раба? Так уж необходимо нашим душам пополнять легионы рабов, униженных и оскорбленных?
Граждане, соблюдайте осторожность! Разочарование в жизни дело поправимое, но вдруг придется разочароваться в загробной жизни? Проявив суетливую прыть ради улучшения места своего небытия, вы смените безмятежный покой уютной, персональной могилы в родной земле на кошмар перенаселенной коммуналки на небесах, где единственным лучом света в темном царстве будет портрет управдома в красном углу. Если вы, сравнивая рай с захудалой ночлежкой, не сможете уловить разницу, то это еще полбеды. Настоящая беда придет, когда управдом, поддавшись минутному порыву или шутки ради, решит, что присутствие вашей души в столь святом месте совершенно недопустимо.

Шутки шутками, а всё же что там, за гранью разумного? Что происходит по ту сторону здравого смысла? Самая загадочная и парадоксальная проблема, которая время от времени занимает человечество (не считая постоянно действующей и, безусловно, самой важной в жизни людей проблемы взаимоотношений полов) это проблема его взаимоотношений с Богом. Никто не спорит, что Вера вещь великая и очень деликатная. Несмотря на прогресс цивилизации и уменьшение всеобщей свирепости, вера в Бога не ослабевает, и существует подозрение, что не исчезнет никогда. Но осознание этого факта, объяснение которому частично дано в текущей статье, не лишает нас возможности привести свою точку зрения на Бога и на Веру.
Эти два Абсолюта всегда подвергались сомнению. Ради профилактики неверия заинтересованные люди строят храмы, читают проповеди, служат мессы, устраивают молебны и крестные ходы и т.д. и т.п. и пр. и пр. Те же люди, проявляя заботу о пастве, губят миллионы людей в клерикальных войнах, собирают миллионные суммы в виде пожертвований и миллионными тиражами издают библии с комментариями и разъяснениями к ней. Но, несмотря на эти титанические усилия, не все сомнения удается разрешить. Не все поступки Господа поддаются анализу, а многие из тех, что поддались, не принимает бесхитростная человеческая душа. Не каждый богослов или служитель церкви способен разобраться во всех тонкостях веры, а за простой народ и говорить нечего.
Особенно нелегко приходится тем, кто не узнал веру с пеленок, а пытается найти дорогу к храму по путеводителю. Не забывайте, граждане, про осторожность. Если близко к сердцу принять содержание библии, придется всерьез обеспокоиться сохранением своего благоразумия. По прочтении наугад нескольких страниц из главной религиозной книги складывается впечатление, что Бог ведет себя, как капризная дама: у него найдется тысяча причин, чтобы не услышать молитву верующего, или услышать в ней то, что ему хочется. Для иллюстрации этого прискорбного обстоятельства приведем один факт из жизни, который дает нам право утверждать, что Бог в том виде, в каком его преподносит нам церковь это самое великое заблуждение человечества.

Эта история приключилась в не таком уж далеком прошлом, но уже звучит как легенда или миф. В одном городе набожный, но, сами понимаете, не безгрешный человек надумал поучаствовать в денежной лотерее. В день принятия решения о покупке лотерейного билета он, склонив голову перед иконой, в двух словах и не очень внятно, наверное, стесняясь своего желания, сообщил Богу о необходимости поправить материальное положение. В то же самое время, в том же городе умирало полугодовалое чадо, которое еще не только не успело согрешить, но даже подумать об этом. В той же церкви, где в скором времени кому-то выпадет счастье зажечь перед ликами святых благодарственные свечи, мать малыша расшибла лоб, моля Господа о спасении невинной души.
Давайте, уважаемые читатели, проведем мысленный, – не все же нам мешки ворочать, – эксперимент. Что бы вы сделали на месте нашего Вседержителя? Если у вас на шее ответственность за всю Вселенную с неподдающимся исчислению количеством объектов, то поневоле задумаешься: решением какой проблемы заняться в первую очередь. А к решению какой, возможно, и вовсе не приступать. В случае с лотереей сначала молитву нужно расслышать и запомнить. В день «Х» повторно вернуться к этому вопросу и повлиять на ход тиража, а затем принять слова горячей благодарности счастливчика и его многочисленной родни. Во втором случае надо было просто пошевелить губами и вдохнуть жизнь в маленького человечка. При том цейтноте, который должен испытывать Господь, большинство из нас, я уверен дорогие читатели, люди и человеки, сосредоточилось бы на выполнении менее хлопотной, но более милосердной и благородной миссии. Однако Боженька милостивый и милосердный поступил не по-человечески: грешный и набожный любитель наличности праздновал удачу, а умершего ребеночка вскоре предали земле.
Наверное, его мать молилась недостаточно истово и рьяно. Другой вариант: молилась истово, но в душе сомневалась. Или молилась без всяких сомнений, и ребеночек был почти как ангел чист и невинен, но лежал на нем грех прадеда, и потому в милости рабу божьему пришлось отказать. Это не моё кощунство.
Это библия не видит ничего плохого в смерти младенца во искупление чьих-то грехов. Ей вторят книги богословов и толкователей закона божьего. А также заметки экзальтированных пилигримов Веры о своих хождениях по святым местам. Книг этих очень и очень много. В них слова, слова, слова. Предложения, абзацы, главы. Тысячи названий, миллионы томов. Сотни миллионов страниц со словами про Бога и человека. И на каждой странице неправда, а кое-где даже откровенная ложь. Книги-сказки о Боге и о нас с вами.
Но может быть, мы пытаемся их понять слишком прямолинейно, а нужно иносказательно? Может быть, мы хотим от этих книг слишком многого? Или, скорее всего, мы ищем в них то, чего там никогда не было? От таких вопросов голова пойдет кругом не только у скептика и атеиста, но даже у лояльного церкви и в целом положительного человека. Ради наведения в голове элементарного порядка не помешало бы привлечь на помощь науку в виде одной из ее дисциплин символической логики, которая способна любой текст очистить от ненужного хлама слов и передать его точный смысл, и подвергнуть анализу какую-либо главку из любой богословской книги. Не стоит удивляться, если по окончании проверки 99 процентов текста окажутся словесной шелухой. А тот один процент, не лишенный какого-то смысла, будет означать следующее:
– страдайте и молитесь, но на милость особо не рассчитывайте;
– молитесь, пока, а там будет видно;
– ваше дело верить и молиться, а что из этого получится, не знает сам Господь Бог.
Эту формулу счастья церковь вдалбливает в мозги людям с той самой поры, как навязала им своё посредничество в общении с Богом.
Налицо неувязочка. Божья благодать сходит на людей с дьявольской избирательностью, то есть самым случайным образом, милуя и не милуя и плохих людей и очень даже хороших. Нужно или признать, что Бог – личность с неуравновешенной психикой, или поискать другое объяснение положению вещей в нашем грешном мире.
И все же, как бы её – неуравновешенную личность – поточнее себе представить, как если бы в действительности она имела место быть? Если мы все же хотим верить, но не можем верить в Ничто. Наверное, следуя инструкциям на страницах библии, нужно иметь в виду некую вездесущность, не имеющую ни формы, ни цвета, ни запаха, ни других каких-либо параметров, всезнающую и всевидящую, с абсолютной властью и вздорным характером, подверженную приступам неконтролируемой ярости и неоправданной щедрости, с непомерными запросами и непредсказуемыми действиями. Но ум протестует: такой крутой винегрет в одном образе, претендующем на титул Высший Разум Вселенной… Невозможно. Исключено.
Остается принять, что нами слепо и бездумно правит материальный мир. Мир хаос. Мир, живущий по законам физики и не знающий законов духа. Мир, лишенный мысли, порядка, правды и справедливости. Мир, существующий без видимой цели. Очень интересный мир, но есть ли в нем место Богу? Есть место.
Нужно ли верить в Бога? Нужно верить. Но не в эрзац истины, не в иллюзию совести, о которой слагают сказки все кому не лень. Обязательно нужно верить, чтобы были силы исполнить то, для чего человек появился в этом мире:
               
жить достойно и достойно встретить смерть.

Верьте в себя, люди. Ваш Бог – это всё хорошее, что есть у вас в душе.
Взгляните на этот мир, бессмысленный и беспощадный. Кто знает, какие катаклизмы ждут своего часа на Земле, в Небе, в черных дырах бездонного Космоса? Вглядитесь в себя, какие звери точат зубы в черных дырах вашего сознания? Иногда вам не становится жутко? Не гоните Бога из своей души. Он вам еще пригодится.