Памяти артиста

Наталья Еремеева
Актер Валерий Золотухин — мой кумир. И потому на встречу с ним в Новокузнецкий драматический театр я повела своего пятнадцатилетнего сына. Мне хотелось поделиться с ним любовью к великому артисту и подарить праздник общения с неординарным человеком.

Театр был полон. А на сцене только двое: Золотухин и маленькая женщина-аккомпаниатор.

С первой минуты, если даже и были в зале случайные люди, все словно превратились в глаза и уши. Мне нравилось все: воспоминание о детстве и его рассказы об интересных людях, с которыми артисту посчастливилось дружить и работать, а главное стихи и песни в его исполнении.

Краем глаза я наблюдала за реакцией сына и видела его неподдельный интерес к происходящему. Валерий Сергеевич по-новому открыл для него Владимира Высоцкого и Сергея Есенина.

Вернувшись домой, сын не только прочел «Анну Снегину» и «Черного человека», но и последнюю поэму выучил наизусть.

Следующая встреча с Золотухиным произошла в Сростках.

Побывав однажды на Шукшинских чтениях, мы ездим туда каждый год. Гора Пикет. Гора поклонения таланту и делам великого земляка очищает душу и наполняет ее чем-то чистым и светлым, дает заряд энергии, желание не только жить, но и жить интересно.

В конце июля, в день рождения Василия Макаровича, на его родину съезжаются люди со всей России. И каждый год бывает в Сростках Валерий Золотухин.

Я помню эту встречу с ним. Она произошла у дома-музея В.Шукшина. Пожилой уставший человек среднего роста, в обычной серой кепке и темном плаще, стоял, опираясь на шикарную инкрустированную трость-помощницу.
В тот же приезд был в Сростках и Георгий Жженов. С его книгой воспоминаний «прожитое», уже подписанной автором, я и подошла к Золотухину. Поблагодарила за тот концерт, представила сына и рассказала о его воздействии на мальчишку. Валерий Сергеевич хитро прищурился, улыбнулся, его глаза ожили и заблестели: «Приятно! Очень приятно! Благодарю.Ну что, с меня автограф?»

Доверил сыну свою трость, взял книгу и авторучку, размашисто расписался, а в скобках уточнил: Золотухин.

Людская река текла по улице Мастеров на Пикет. А по берегам ее местные жители предлагали причудливую выпечку, помидоры и малосольные огурчики, ядреный квасок, молоко и запашистый мед. Мастеровые люди свезли на праздник картины, глиняные игрушки, шкатулки и много еще  всякого интересного.
 Угощаясь и пробуя предлагаемую вкуснятину, мы в общем потоке поднялись на гору.

Там на вновь сколоченной сцене, на обычных деревянных лавках из свежеструганных досок, вальяжно расположились гости, вреди них был и Золотухин. Сидел сгорбившись, опираясь обеими руками на дорогую трость, и словно был отрешен от происходящего.

А перед сценой, прямо на земле расположились зрители.

Слово предоставляется...
Валерий Сергеевич легко поднялся с лавки, свободной мальчишеской походкой вышел на середину сцены, и над многотысячной аудиторией полился его сильный голос: «Ходют кони под горою...», сказал несколько слов, чем вызвал оживление в публике, и вернувшись на место, словно вспомнив о своем возрасте, вновь превратился в старика. «Ну, надо же, одно слово — артист», -сказал сидящий рядом мужчина и порадовал меня тем, что такое превращение Золотухина заметила не только я.