О женах миронисицах. Рассказ второй. Бабушка

Лидия Вакина
        Что же это за праздник : день жен-мироносиц? Впервые услышала о нем от бабушки мужа. Решила, что это от слова « Мир». Придя в церковь, узнала о правильном смысле праздника. Но вот первое его понимание  все равно нашло место в моем сознании.

  За годы моей жизни я встретила много людей, которые оставили свой след в памяти, а может быть и в формировании моего характера. С кем-то я подружилась, кого-то поставила на высокий пьедестал уважения, с кем-то жизненные дороги разошлись в противоположных направлениях. Думается , что о ярких встречах надо рассказать.

О бабушке.

          Детство, деревня, бабушка, уютный запах пирогов , надежный тыл родительского дома – все это в памяти моего сердца навсегда. Бабушка- главный собеседник, учитель, друг и враг моих возможных проделок. Главный наставник. Ссоримся и миримся, но дружим. И всегдашний мамин запрет:
 - «Не сметь возражать бабушке, ни при каких условиях. Бабушка всегда права. Ей столько в жизни пришлось страдать, что неизвестно какими бы на ее месте стали мы сами. Ее слова и поступки неподсудны».
 Мудрая мамина школа. Помнятся строгие бабушкины наказы дочерям, внучкам:
 - «В нашем роду «разводни» ,отродясь, не было. И вам не велю. Полу- именем  друг друга не называть»!
Придет с огорода, всегда дело какое-нибудь найдет. Делает и приговаривает:
- «У Марьи в огороде Христос ночевал, а у нас…»

Это значит, что у тети Маши порядка больше, она больше трудов приложила. А наши дела никакого сравнения не выносят. Бывает и минутка отдыха. Сядет к окну, откроет какую-то  свою книжку без обложки и начинает вслух вполголоса читать чего-то непонятное : про тимпан и гусли, про чин Мелхиседеков. Вздохнет :
- «Господи, помилуй», перекрестится  на святые образа. И таким миром и покоем наполняется все пространство дома. И все-то она про нас знает. Содеянное ,и не содеянное нами, внучками.

        Всегда мое детское воображение потрясала бабушкина забота о том, где она будет покоиться после своей кончины. Взяла меня в родительскую субботу на Троицу с собой на кладбище. Положила в корзинку топор. Сделала зарубку на березе неподалеку от могилы своей матери и девочки младенчика Надежды и сказала:

- Запоминай! Тут меня похороните.

         В редкие мои приезды эту березку видно издалека. Слезы сами бегут от одного вида кладбища и приветливой бабушкиной березки. Отчего плачется? Нет в окрестностях жизни. Знакомо блестит озеро, но нет в заливе пристани, корытней (плавсредство, построенное по принципу катамарана), лодок. Некому собирать ягоды - морошку, чернику, клюкву на топких болотистых озерных берегах.

         Есть в моей жизни пока несбыточная мечта:чтоб возродились к жизни Российские деревни. И восстанавливались и заполнялись верующими людьми Храмы. Чтоб возродилась жизнь в тех милых с детства деревнях Костромской области и храм Вознесения Господня в д. Рязаново. Плачет на руинах разрушенной церкви Ангел. Что невозможно людям, возможно Богу. Может быть, Бог даст, возродится жизнь в этих оставленных людьми благодатных уголках. У меня есть долг в жизни: я должна приехать хотя бы на старости лет,     и успеть бы, потрудиться в возрожденном Храме.  Пригласить батюшку на соседний погост отслужить панихиду на могилках моих усопших родных. Видимо, нет на свете дороже и роднее тех дорог и тропинок, чем те, по которым ты бегал в детстве. Нет со мной тех наставников житейской мудрости и благочестия старшего поколения. Эту эстафету теперь должна нести я.