детская книга

Роберт Папикьян
Роберт Папикьян

ГОРОД ЧУДАКОВ


(сокращенный вариант)

   Глава 1

Подружки Оля и Лиля катались в парке на велосипедах по акациевой аллее: сплошь зигзаги и повороты! Очень страшно!
– Поедем рядом, – сказала Лиля. И если Оля отставала или вырывалась вперед, она кричала:
– Так нечестно!
И очень сердилась. Раньше они ни разу не ездили дальше зеленой скамейки со сломанной спинкой, от которой начинался крутой поворот.
– Поедем дальше! – решительно предложила Оля.
– Ты что? Не вздумай!
Но Оля уже нажала на педали.
– Так нечестно! – закричала Лиля, но подружка уже скрылась за поворотом. Лиля подождала, подождала, и поехала к выходу из парка.
Оля ехала и ехала, поворот за поворотом. Неожиданно аллея кончилась и открылась поляна, белая от ромашек. Большие разноцветные бабочки порхали с цветка на цветок.
«Лилька ужасная трусиха! Ну и пусть! – подумала Оля. – Зато она не увидит Ромашковой поляны!»

Она нарвала большой букет ромашек, села в тени  дерева  и  начала  плести  венок.  Она  плела   и плела, а солнышко пригревало и пригревало... Белое облачко,  на которое стала смотреть Оля, вначале было похоже на овечку, потом на пуделя, а затем на лебедя...
Оля встала, примерила венок, и он оказался ей как раз впору. «А где же Ромашковая поляна?» – удивилась девочка. Вместо поляны перед ней было маленькое серебряное озеро, по которому плавал белый лебедь. Оля подошла и посмотрелась в озеро, как в зеркало. Венок был очень красив и на каждой ромашке колыхалась бабочка.
 «Почему они не улетают? – удивилась Оля. – Значит, они знают, что я никогда не ловлю бабочек и не прикалываю их булавками, как Лилька, поэтому они меня и не боятся». Оля не стала трогать и поправлять венок, чтобы не спугнуть бабочек, хотя ей очень хотелось потрогать и поправить.
Озеро ослепительно блестело. «Как лед!» – подумала Оля. – Но ведь лед не бывает летом! Она тронула озеро ногой. Настоящий лед! Она осторожно ступила, потом разбежалась и покатилась, разбежалась и покатилась...

Глава 2
«Лилька просто умрет от зависти, когда узнает», – подумала Оля. И тут она увидела, что стоит на асфальтовой дорожке. И перед ней высокие резные ворота. Сбоку – скамейка, на скамейке сидит и умывается Рыжий Кот. Рядом фуражка  с золотым гербом. Кот очень похож на рыжего  Ваську, которого во дворе гоняли мальчишки. «Но я его  никогда не обижала, я даже кормила  его  сардельками»,– вспомнила Оля.
– Где это я?
– Ты что, неграмотная, читать не умеешь? – сердито спросил Кот.
«Какой противный!» – подумала Оля и подняла голову. Над воротами разноцветными буквами было написано «ГОРОД ЧУДАКОВ».

– Вытирай ноги! – приказал Рыжий Кот. – Чему вас только в школе учат!
Оля удивилась – ее красные туфельки были испачканы глиной. А потом испугалась, вспомнив про новый велосипед, которого не было рядом. «Ой, я забыла его на поляне!»
– Никуда твой велосипед не денется, – сердито сказал Кот. – Найдешь его у Исходящих Ворот.
– У каких ворот?.
– У Исходящих, вот каких! Бестолковщина!
– Вы грубиян! – обиделась Оля. – Откуда я знала, что у вас есть Исходящие ворота! Я здесь новенькая!
– Новенькие бывают деньги и вещи, – важно сказал Кот.  – А Ворота – Входящие и Исходящие. Эти Ворота – Входящие, так как через них входят, а выходят из Города через Исходящие ворота.

– Это документы бывают входящие и исходящие, – сказала Оля. – А ворота... Разве через эти Ворота нельзя выходить?
– Категорически запрещается! – воскликнул Кот и  его глаза грозно сверкнули. – Раз они Входящие, значит, через них положено только входить. Каждый предмет имеет свое назначение. Одно время я жил у писателя. У него была пишущая машинка, на которой он писал свои истории. А у его жены была стиральная машина, в которой она стирала вещи.
– А мне папа подарил ручку с «вечным» пером, но через три дня перо сломалось. И еще. Рядом с нашим домом – стадион. На нем – беговая дорожка, но мы с бабушкой по ней гуляем, а не бегаем...

Внезапно раздался вой сирены, и мимо промчалась пожарная машина с пожарниками в блестящих касках. На машине желтыми буквами было написано: «ЛИМОНАД». Рыжий кот замер по стойке «смирно» и отдал честь.
– Вы забыли надеть фуражку, а без фуражки отдавать честь не положено, – сказала Оля.
– Больно умная! – рассердился Кот.– Грамотные все стали! Давай проходи, некогда мне тут с тобой болтать!

Глава 3
Оля хотела спросить, как пройти к Исходящим Воротам за велосипедом, но не спросила, потому что асфальтовая дорожка вдруг покатилась, как в метро и по сторонам поплыли дома, разноцветные, словно сложенные из игрушечных кубиков.
«Какой разноцветный город! – подумала Оля. – И стекла тоже разноцветные. Лилька не поверит, что я была в таком городе! Вот бы принести ей в подарок какой-нибудь сувенир!»

И как только она об этом подумала, как тут же увидела разноцветный киоск, на котором разноцветными буквами было написано: «СУВЕНИРЫ».
Чего только не было в этом киоске! Брелки-зверьки, оловянные солдатики, куколки в необыкновенно красивых платьях, игрушечные кухни и мебель, и даже паровоз с пятью вагончиками.
Вместо продавца на жердочке сидел красно-желтый Попугай. Он вертел головой из стороны в сторону и гортанно выкрикивал:
«Сувенир-р-ры! Сувенир-р-ры! Не пр-р-родаются! Не пр-р-родаются!»
«Не продаются! – расстроилась Оля. – Наверное, продавец ушел куда-то. Да у меня и денег нет ни копеечки». Она хотела отойти от киоска, но Попугай заволновался, запрыгал и тревожно закричал:
– Не имеете пр-р-рава! Я буду жаловаться! Я тр-р-ребую, чтобы вы выбр-р-рали сувенир-р!
– У меня нет денег!
– Пор-р-разительная глупость! У нее нет денег! Ни у кого  нет  денег!  Я тр-р-ребую,  чтобы  вы  выбр-р-рали сувенир-р!

Оля растерянно оглянулась. Рядом стоял странный Картонный Человек. Он был ростом с Олю, а вместо головы у него был кусок картона с нарисованным чайником. Человек-Чайник вежливо поднял шляпу-крышку и спросил:
– Что за крик, а драки нет?
– Попугай требует, чтобы я выбрала сувенир. Но у меня нет денег!
– Так выбирай! Дают – бери, а бьют – беги! А деньги в нашем городе давно отменены. Не нужен стал презренный металл!
– Я тр-р-ребую! – снова завопил Попугай.
Оле давно понравилась куколка в длинном платьице с кокошником. А если без денег, то она охотно взяла бы и еще одну, в коротком платьице, для Лили, и еще, если можно, несколько куколок для девочек из своего класса. Тогда они все поверят, что она была в удивительном городе, где все дают без денег! Все это Оля единым духом выпалила Человеку-Чайнику, и вдруг увидела, что он побледнел и испуганно воскликнул:
– Ты, кума, сошла с ума! Не жадничай, не торопись, иначе съешь Фруктовый Приз!
Оля не знала, что это за Приз, но голос у Человека-Чайника был такой испуганный, что она решила отказаться от сувениров. Но было уже поздно...
– Я все слышал!  –  завопил Попугай.  –  Получите ваши сувенир-р-ры!
В руке у Оли оказалась нарядная сумочка-пакет, в которой лежали все сувениры, которые ей понравились.
– Пришла беда – открывай ворота! – воскликнул Человек-Чайник. – Я умываю руки!

Глава 4
Но Оля не обратила внимания на эти слова Человека-Чайника. И даже не заметила, как он исчез.  Покраснев от удовольствия, она достала куколку в длинном платье. Она сразу же придумала ей имя – Мальвина.
«Чудаки какие-то! – подумала Оля. – Возмущаются, когда у них не берут бесплатные сувениры. Вот бы сюда наш класс! Ни одного сувенира не осталось бы!»

Оле очень хотелось сразу же поиграть с новыми куклами. Но тут ее кто-то тронул за плечо. Перед ней стоял Пингвин в черном фартуке и ослепительно белой сорочке.
– Здравствуй! – сказал он Оле как старой знакомой. – Мы тебя уже ждем!
И не успела Оля ничего ответить, как Пингвин взял ее, словно маленькую, за руку и повел к большой двери, над которой была надпись: «ТРИ ПИНГВИНА. КАФЕ-МОРОЖЕНОЕ».
В кафе почти не было посетителей. Полосатый котенок с синим бантиком лизал из блюдечка мороженое, да три козленка пили лимонад.
– Прошу за почетный стол! – сказал Пингвин.

Оля огляделась. На стенах были нарисованы синие львы, белые медведи, пингвины и чайки. В углу стоял цветной телевизор, по которому показывали мультфильмы Уолта Диснея. Оля так загляделась в телевизор, что пропустила момент, когда появилось Торжественное Шествие. Загремел веселый марш «Антарктида моя, Антарктида!», слова которого она знала:

Антарктида, ты мой дом,
моя мечта.
Ледяная, голубая красота!
Не страшны нам ни бураны,
 ни мороз,
Он милее нам жары и алых роз.
Величавый айсберг
по морю плывет.
Он прекрасней и крупней,
чем теплоход.
Антарктида,
край наш бело-голубой.
Антарктида,
для пингвина дом родной!

Впереди Торжественного Шествия шагал Пингвин, который привел Олю в кафе. Он нес на подносе Большой Фруктовый Приз – торт из семнадцати сортов фруктового мороженого! Здесь было мороженое: яблочное, клубничное, малиновое, вишневое, грушевое, крыжовниковое, черносмородиновое, земляничное, сливовое, ананасовое, апельсиновое, банановое, лимонное, грейпфрутовое, алычовое, черешневое и даже кокосовое.
Второй  Пингвин  нес графин  с   лимонадом, а третий – вазу с пирожными.
«И это все мне? Как жалко, что Лильки нет рядом! – подумала Оля, принимаясь за удивительный Приз, сделанный в виде корзинки с фруктами. – Мне ни за что не съесть все это чудо!»
– Желаем приятного аппетита! – воскликнули три Пингвина.

Глава 5
Такого вкусного мороженого Оля никогда не ела! Она ела и ела, и запивала лимонадом, и смотрела мультфильмы, а потом снова ела и ела... Да, это был настоящий Пир! Как жалко, что подруг не было рядом. Все-таки очень скучно пировать одной.
Скучно и неинтересно.
И даже не очень вкусно.
Пировать одной – это не праздник!
Внутри у Оли стало холодно-холодно. «Как бы не простудить горло», – подумала она и посмотрела вокруг.

Все глазели на нее: и полосатый котенок, и три козленка, и толпа ротозеев, собравшихся возле большого окна.
«Чего это они уставились?» – обиделась Оля.
– Они давно не видели, как едят Большой Фруктовый Приз, – вежливо объяснил Пингвин.
– Они тоже хотят мороженого? – спросила Оля и с сожалением взглянула на розовую лужицу, оставшуюся от Приза.
Пингвин опустил взгляд и промолчал.
– Я все объясню, – сказал Человек-Чайник, неизвестно как оказавшийся за столом. – Не ищите разгадки, лишь запретный плод – сладкий. А в нашем городе ужасно не любят все сладкое!
– Не любят сладкое?
– Да! Да! Не любят! Разрешено есть сладости когда угодно, и это стало вдруг не модно!
– А что же теперь любят дети?
– Кашу. И щи. Щи и каша – еда наша!
– Я очень люблю манную кашу, – застенчиво сказал Вежливый Пингвин. – Я даже стихи про нее сочинил:

Здоров я и весел
И рано встаю,
Водой обливаюсь
И песню пою:
Там, там, там,
та, ра, ра, рам –
Ем я кашу по утрам!

Мне дело любое
Теперь по плечу:
Могу сдвинуть горы
Коль сам захочу.
Там, там, там,
та, ра, ра, рам -
Ем я кашу по утрам!

Как стал я героем
Отвечу, друзья!
Ем манную кашу,
В ней сила моя!
Там, там, там, там,
Та, ра, ра, рам –
Ем я кашу по утрам!

Вежливый Пингвин перестал петь. Стало слышно, что ротозеи что-то кричат. Оля прислушалась.
– Сла-сте-на! – кричали ротозеи.
– Они дразнятся! – слезы навернулись на глаза Оли.

Глава 6
– Собака лает, ветер носит, – спокойно сказал огромный, толстый человек в тельняшке, полосатых пижамных брюках и домашних тапочках. – О, я вижу, Малышка, ты славно потрудилась! Что она съела, Винни?
– Большой Фруктовый Приз! – радостно улыбаясь, ответил Вежливый Пингвин, которого, оказывается, звали Винни, – всего лишь Большой Фруктовый Приз, Боцман Лот!
– Неплохо для такого маленького суденышка! Каковы трюмы, такова и загрузка! А в этом просторном трюме, – Боцман похлопал себя по громадному животу, – я думаю, легко уместятся три  самых  Больших  Приза! И не заставляй меня ждать, приятель!
– Слушаюсь, Боцман Лот! – просиял Пингвин Винни. – Сию минуту, дядюшка Лот!

Ротозеи замерли, приплюснув носы к стеклу. Полосатый котенок и три Козленка тоже уставились на боцмана.
– Сейчас вы будете очевидцем потрясающего зрелища, – прошептал Картонный Человек, – Боцман Лот съест сразу три Больших Приза!
– Что ты там шепчешь, картонная душа? – грозно прорычал Боцман. – Правду надо говорить громко, чтобы слышали все! Только ложь и клевета шепчутся по закоулкам!
Загремел марш: «Вперед, капитаны!», и появилось Торжественное Шествие. Винни нес Большой Фруктовый Приз, за ним два Пингвина несли Большой Бисквитный Торт и Большой Лимонный Пирог. И все это они поставили перед Боцманом Лотом.

Вперед, капитаны!
Вперед, капитаны!
Любимое море зовет!
Нас ждут незнакомые
дальние страны,
А рядом – наш опытный Лот!
Туманы и рифы,
шторма, ураганы,
Далекий и трудный поход.
Вперед, капитаны!
Вперед, капитаны!
Ведь с нами отважный наш Лот!

Боцман Лот точными движениями разрезал Большой Бисквитный Торт на четыре части и тут же отправил одну часть в огромный рот.
– Ух, ты! – проблеяли Козлята.
А полосатый Котенок только облизнулся.

Большой Лимонный Пирог Боцман разломил руками на три части и в мгновение ока расправился с ним.
– Ах, ты! – ахнули Ротозеи.
– Чуде-е-есно! – проблеяли три Козленка.
А полосатый Котенок только облизнулся.
– Весло! – грозно приказал Боцман Лот, поднимая вверх руку.
– Есть весло! – весело воскликнул Вежливый Пингвин и вложил в ручищу Боцмана огромную деревянную расписную ложку. Раз, раз, раз – и от Большого Фруктового Торта осталась только маленькая лужица.
– Эх, ты! – с сожалением вздохнули Ротозеи.
– Пре-е-елестно! – проблеяли Козлята.
А полосатый Котенок стал умываться лапкой.
Представление окончилось.
– То, что естественно, то не стыдно, – назидательно сказал Боцман Лот, вытирая громадным полосатым платком огромный рот. – У человека с чистой совестью всегда хороший аппетит...
 


Глава 7
Улица была пустынна. Оле захотелось домой. Но как найти Исходящие Ворота? Она огляделась. Мимо проехал открытый трамвай. На скамейках сидели мальчишки и девчонки в оранжевых комбинезонах с граблями и вилами и пели озорную песенку:

Сено, сено, сено!
Нам море по колено!
Работа – удовольствие.
Готовим продовольствие.

Раз, два, три! Раз, два, три!
Уберем до зари!
Труд, труд, труд!
Полезен нам и тут!

Не любим мы лениться,
А любим мы трудиться!
Раз, два, три! Раз, два, три!
Уберем до зари!

– Поедем с нами! – крикнул вихрастый мальчишка.
Оле очень захотелось в этот веселый трамвай! Но он уже промчался мимо...

– Я Шууу, я Шууу, вот возьму и укушу, – зловеще прошипел кто-то у Оли над ухом. Она вскрикнула от страха. Прямо перед лицом колыхалась змея, которую держал в руке Мальчишка со Злым Лицом. Змея шипела и повторяла, как заведенная:
– Я Шууу, я Шууу, вот возьму и укушу!
От страха Оля не могла двинуться с места. Мальчишка громко засмеялся.
– Что, испугалась, Сластена!
– Не называйте меня Сластеной! Я не виновата, что мне вручили Большой Фруктовый Приз!
– Вино-вата! Вино-вата!
– Как не стыдно обижать слабых! Это опять ты, Севка! Воюешь с девчонками! Пугаешь говорящей игрушкой!
Перед Олей стоял Мальчик в Очках.
– Никого я не пугаю, – забормотал Севка, пряча Змея в карман куртки. – Нашел за кого заступаться – за Сластену!
– Заступаться за слабых надо! – твердо сказал Мальчик в Очках. – Ты правда Сластена?
– Никакая я не Сластена, я Оля!
– Сластена, Сластена, я сам видел, как ты уплетала Большой Фруктовый Приз! Вон и платье испачкала!
Глаза Оли наполнились слезами.
– Пойдем в Универмаг и возьмем новое платье, – спокойно сказал Мальчик в Очках, – а ты, Севка, иди своей дорогой. Ты почему не поехал на уборку сена?
– У меня болит горло, – сказал Севка растерянно.
– С больным горлом надо лежать в постели и помалкивать.
Севка уныло зашагал прочь.

Глава 8
–  Я вижу, ты нездешняя. Меня зовут Антоном. А тебя Оля? Хорошо! Пойдем выберем платье.
В Универмаге были огромные окна и зеркала. Продавщицы,   кучерявые Овечки в зеленых сарафанах, скучали.
– Пожалуйста, подберите этой девочке новое платье, – попросил  Антон.
– С удовольствием! – сказала одна Овечка. – У нас огромный выбор. Последняя мода – с накладными карманами и отложным воротничком. Любые расцветки! Выбирайте!
И Овечка выложила на прилавок радужный водопад платьев.

– У меня нет денег, – тихо сказала Оля.
Овечка удивленно заморгала глазами.
– В нашем городе деньги давно отменены, – сказал Антон. – Все можно получить бесплатно.
– Просто так?
– Конечно, нет. Надо заслужить.
– Вот видишь, а я не заслужила!
– Считай, что это подарок, – сказал Антон.
– Подарки дарят на день рождения или на праздники, и только друзьям, – сказала Оля.
– И знакомым тоже, – сказал Антон. – Мы ведь знакомы? Подарки дарят, чтобы сделать другому приятное. Какой твой любимый цвет?
- Голубой.
– Тебе очень идет голубой цвет, – сказал Антон, когда Оля надела новое платье, – можно, я буду называть тебя Голубой Девочкой?
– Нет, пожалуйста, называйте меня Олей. Так зовут меня мама и папа, – сказала Оля, и вдруг ей ужасно захотелось домой, к маме и папе.
– Откуда ты приехала? – спросил Антон, когда они вышли из Универмага.
– Я приехала из дома, – сказала Оля. И пояснила: – на велосипеде.
Антон улыбнулся.
– Мне не нужна твоя тайна.
Оля глядела на прохожих и вдруг спросила:
– Почему они ходят в старой, поношенной одежде? Ведь в Универмаге можно все получить бесплатно.
– С тех пор, как все можно получить бесплатно, горожане стали любить старую одежду. К старым вещам привыкаешь так же, как к старым друзьям. Знаешь поговорку: старый друг лучше новых двух?

Глава 9
Мимо прошагал Человек с Бубликами: он был весь обвешан связками бубликов. Затем степенно прошагала седая Дама в Мехах. Несмотря на жару, на ней была норковая шуба и шляпа из соболей. Медленно, размашисто прошагал Человек на Ходулях.
– Кто эти люди? – удивленно спросила Оля.
– Это Чудны;е Чудаки, – сказал Антон. – Над ними смеются, но их не обижают. В нашем Городе, как и всюду, есть Чудаки Чудны;е и Чудаки Ч;дные. Ч;дных Чудаков у нас намного больше. Их все любят и уважают. Вот, гляди!
Фьють! Фи-фи! Тиу-тиу!
По улице шел улыбающийся мужчина с голубыми глазами и, раздувая щеки, дул по очереди в три свистульки. Карманы старого пиджака у него оттопыривались. К нему подлетела стайка мальчишек.
– Мастер Гоби, дай свистульку!
– Выбирайте.

Мастер Гоби достал из кармана пригоршню свистулек и разложил их на ладони. Каких свистулек тут только не было! Глиняные зверюшки из ивовых веточек, из прозрачной пластмассы, из акациевых стручков.
– А тебе вот эту, – сказал Мастер Гоби и протянул Оле свистульку-стрекозу.
«Как он угадал, что именно эта свистулька мне приглянулась?» – удивилась Оля.
Свистулька была изумительная! Прозрачная стрекоза с ажурными радужными крылышками. Она издавала тоненькое: «тю, лю, лю!»
– Когда надоест, можешь ее съесть, свистулька сладкая, – сказал Мастер Гоби и улыбнулся.
Антон выбрал простую свистульку  из  акациевого стручка, которая издавала только: «фи, фи, фи!»

Как здорово было переговариваться свистульками!
– Фи-фи-фи, – спросил Антон. И Оля поняла, что ее спросили: «Тебе свистулька нравится?»
– Тю-лю! – ответила она. И это означало: «Да, очень!»
– Фи-фи! – спросил Антон. И Оля сразу поняла, что он спросил: «А мастер нравится?»
– Тю! – ответила она. И Антон догадался, что это означало: «Да!»

Глава 10
А Мастер Гоби стоял, прислонившись к тополю и закрыв глаза, и улыбаясь, слушал веселые переливы своих свистулек:

Фи-фи-фи! Тю-лю-лю!
Веселиться я люблю!
Пошутить, побегать, спеть
И в свистульку посвистеть!

– Мастер Гоби Ч;дный Чудак, – сказал Антон. – Его все очень любят.
– А сколько в Городе Ч;дных Чудаков?
– Не сосчитать! На Земле хороших людей больше, чем плохих. Так и с Чудаками. На Ч;дных Чудаках наш город держится!