Двери восприятия

Валерий Шум 12
«Жизнь человеческая - это рутина, перемежаемая оргиями».
Олдос Хаксли.

В некоторых развитых странах (Китай) за распространение наркотиков расстреливают. В других развитых странах (Голландия) разрешено употребление лёгких наркотиков, а следовательно, официально разрешено их распространение.

Но в Китае проживает почти полтора миллиарда человек, а в Голландии в сотни раз меньше. Не берусь судить, где истина. Но, думается, как всегда, где-то посередине. Ведь табакокурение - тот же наркотик.
Попробуем по всём этом нелёгком деле разобраться.

Психотомиметики. Или, как говорили в Советской армии на занятиях по ОМП продвинутые инструкторы-прапорщики – психо-химические средствА, применяются с 50х годов.
Наиболее известны мескалин, псилоцибин. Военные токсикологи относят к этим веществам и производные лизергиновой кислоты (ЛСД). Вероятно, современный арсенал представлен значительно шире. Кто бы в этом сомневался…

В советские времена весьма популярен был фильм "Мёртвый сезон", где наш разведчик Ладейников вычисляет нацистского военного преступника доктора Хааса, занимавшегося в концлагере как раз вопросами воздействия психотомиметических препаратов на мыслительные и поведенческие функции людей. В прямую о "дверях восприятия" в фильме, по понятным причинам, тогда не говорилось, но аналогия с ЛСД, конечно, напрашивалась как бы сама собой.

Когда-то, довольно уже давно, на занятиях по военной токсикологии в нашем Первом ЛМИ проводились опыты с психотомиметиками. Вполне дееспособному (некастрированному) молодому коту впрыскивался аналог ЛСД, и спустя сравнительно короткий промежуток времени, Барсик от страха приходил в дикий ужас, завидев белую лабораторную мышь.

В 1968 году в одном из клубов Лондона на 25-летие лидера группы «Роллинг стоунз» Мика Джаггера,  было приглашено около полутысячи гостей. Преимущественно, мировой рок-бомонд.
Хозяин вечеринки, дабы произвести впечатление и не ударить фэйсом об тэйбл, покорил всех изысканностью вкуса и безукоризненностью манер, при этом удивив гастрономической новинкой. В качестве закуски к пуншу, наполнившему огромные китайские фарфоровые вазы, коих было бесчисленное множество, подавались… пирожки с гашишем. Не говоря уж о «кислоте» - так всегда называли ЛСД, - которую и вовсе раздавали, едва ли не как порции сахара к чашечке кофе.

Очевидцы, одним из которых был Джон Леннон, рассказывали потом, что произведённый эффект был потрясающим. Вслед за химической трансперсонализацией – расширением сознания, явился жуткий страх: кого-то из гостей заглючило в том смысле, что клуб окружён лондонскими милиционэрами на мотоциклетах с пулемётами, и сейчас всех начнут расстреливать. Поэтому большинство гостей, из тех, кто ещё мог стоять на ногах, вышибая окна и двери, в какой-то момент вечеринки бросилось из клуба наутёк. А Мик Джаггер имел потом серьёзные неприятности. Правда, выпутался.

Хиппи  всегда были убеждены, что в названии битловской песни « Люси в небе с бриллиантами» зашифровано «ЛСД», поскольку по-английски фраза звучит, как: «Lusy in the sky with diamonds».

Хотя, официальная легенда гласит, что Джон Леннон объяснил появление этой композиции в альбоме «Сержант Пепперс» впечатлением от детского рисунка его сына Джулиана, изобразившего одноклассницу Люси в небе и с брюликами.

Но так ли уж беспочвенны были восторги хиппи?

Собственно, ЛСД – или диэтиламид лизергиновой кислоты, был получен ещё в 1938 году швейцарским химиком Альбертом Хоффманом, и сравнительно долгое время применялся как обычный психотропный препарат, к которому медики имели тогда свободный доступ.

Однако всё это продолжалось до поры, до времени, пока на мировой сцене не появился американский учёный-психолог по имени Тимоти Лири, проводивший опыты с галлюциногенами, и предлагавший добровольцам-студентам попробовать препарат «на вкус». Позже Тимоти Лири войдёт в историю как продолжатель идей писателя Олдоса Хаксли, автора романа «Двери восприятия», изобретателя понятия «психоделика», а так же многих афоризмов ("Для того чтобы написать легко продающуюся книгу, надо иметь легко продающиеся мозги").
Следует добавить, что популярная американская группа «Doors» (Двери) всегда считалась культовой в среде наркоманов всех времён и народов.

Опыты с галлюциногенами, производимые Тимоти Лири, превзошли все ожидания, и тут же в американской студенческой среде распространились впечатления «о чудесных лекарственных путешествиях». Было это в начале 60х годов, и, вероятно, это время и надо считать основополагающим в смысле грандиозного подсаживания на иглу всех будущих поколений.

Конечно, власти США потом опомнились, и стали этого Тимоти Лири всячески преследовать, а президент Никсон назвал его самым опасным человеком Америки. Однако зерно уже было брошено в почву, и вскоре не заставили себя ждать первые плоды, поскольку у экспериментатора появились авторитетные последователи.
Тем более что им была разработана методика приёма ЛСД, при которой сеанс проходил под наблюдением руководителя.

Одним из горячих последователей Хаксли и Лири был писатель Кен Кизи, автор знаменитого романа «Пролетая над гнездом кукушки». Считается, что Кизи был крайне недоволен экранизацией своего романа, получившего впоследствии множество «оскаров», поскольку режиссёр Милош Форман как бы задвинул в угол его главного героя - Маленького вождя, склонного к лекарственным трансперсонализациям.
Примечательно, что все трое (Хаксли, Лири и Кизи) затем помрут от рака.

В 1959 году, ещё учась в Стэнфордском университете, Кен Кизи пошёл трудиться помощником психиатра в госпиталь ветеранов «Mенло Парк», где добровольно участвовал в экспериментах по изучению воздействия на организм ЛСД и других психоделиков. (Как и Олдос Хаксли, участвовавший на добровольных началах в опытах с мескалином – предшественником ЛСД, ещё в 1953, в возрасте почти 60 лет?!)

Через пять лет вместе с друзьями-единомышленниками Кен Кизи организовал хипповскую коммуну под названием «Весёлые Проказники». Коммуна устраивала концерты-хеппенинги под названием «кислотные тесты»  с раздачей ЛСД всем желающим, сопровождавшиеся «надлежащей»  музыкой и световыми эффектами.

 Затем, купив старый школьный автобус, «Проказники» раскрасили его яркими флуоресцентными красками, назвали «Furthur» («дальше») и отправились в путешествие по Америке, якобы на Международную выставку. Правда, ни до какой выставки так никогда и не доехали.

Эту поездку французский публицист и философ Жан Бодрийяр назовёт потом «самым странным путешествием за всю историю человечества».

Но вернёмся к Тимоти Лири. Казалось бы, такая его цитата:
«За прошедшие семь тысяч лет существования человеческой цивилизации ни философия, ни наука так и не смогли разумно объяснить, в чем же состоит смысл жизни. Неужели два полушария нашего мозга и вдвое большая, чем необходимо, продолжительность жизни - это ошибка переходного процесса? Неужели мы добываем знания лишь для того, чтобы с большим комфортом двигаться к священной могиле? Или у нас вообще нет ни роли, ни цели?»

Вроде бы всё просто и логично. Закончился репродуктивный период, и в твоём существовании  нет уже никакой биологической надобности. Однако природа посылает тебе испытания в виде «вдвое большей, чем необходимо, продолжительности жизни», норовя при этом досадить ещё и множеством разнообразных болезней.
Казалось бы, автор озадачен вечными вопросами, и обеспокоен судьбою всего человечества.
Но это на бумаге. В реальности же он был обеспокоен другим: как бы выбраться из тюряги, в которую его неоднократно упекали за хранение и распространение наркотиков.

И, тем не менее, Тимоти Лири принадлежит открытие одной любопытной закономерности.  Дело в том, что его всегда интересовала связь между психоделическим опытом и мистическими восточными учениями Китая и Тибета. Ему удалось показать, что галлюцинации, возникающие при приеме ЛСД, по стадиям развёртывания и по содержанию, близко соотносятся с процессом умирания, описанным в тибетской Книге мертвых.

Кроме исследования собственно галлюцинаций, он изучил и множество мистических феноменов, трактуя их как варианты измененного состояния сознания, родственные психоделическим. В последующем эти исследования Лири послужили базой для развития теории трансперсональной психологии.*


«А помните ли вы свой первый трансперсональный опыт?» – спросили как-то в интервью Станислава Грофа, всемирно известного психолога и писателя, последователя Лири.

«Он был настолько необычным и поразительным!" ,-  ответил Гроф, - "что его просто невозможно забыть. Это произошло в ноябре 1956 года в лаборатории чешского НИИ психиатрии, когда я добровольцем принимал участие в ЛСД-сеансе. Замысел эксперимента заключался в воздействии мощной стробоскопической лампой в момент кульминации моих ЛСД-ощущений. Моё сознание оставило тело, и все границы Вселенной растворились. Я испытал внушающий и по сей день трепет опыт Космического Разума, перестал быть отдельным существом и стал самим Мирозданием…»

Как говориться, безумству храбрых поём мы песню…
Да уж…зря, что ли, "утверждают космонавты и мечтатели, что на Марсе будут яблони цвести…"

И Гроф продолжает далее:
«Этот опыт я описываю в своей книге: «Когда невозможное становится возможным. Приключения в необычных реалиях», в скором будущем выходящей в русском переводе. Опыт полувековой давности был настолько сильным, что на всю жизнь вызвал у меня интерес к необычным состояниям сознания. Конечно, он не смог тогда сразу разрушить моё материалистическое мировоззрение, которое было привито учёбой в коммунистической Чехословакии».**

Вот оно, оказывается как. А мы теперь пожинаем героиновые и амфетаминовые плоды.

Да на этом фоне и Трофим Денисович Лысенко, в своё время не без успеха «объяривавший» рожь и обещавший будущим поколениям рай гигантских растений, вырисовывается едва ли не как весёлое и добродушное существо с крылышками.
Задумаешься тут, откупоривая каждый раз новую информационную, а тем паче, научную бутылку. А не вылетит ли из неё какой-нибудь новый джинн, и не поставит ли весь наш прекрасный мир в очередной раз на уши?..


*Одной из форм психологической трансперсонализации является медитация.
Мы так и не знаем, что это такое, и к чему, в конечном итоге, эта медитация может привести человеческое сознание. Ведь нам известны лишь её свойства, но совершенно непонятны механизмы происхождения.
Между тем, биоэнергетика, или, если угодно, экстрасенсорика, тоже пока ещё лишь научная данность, имеющая одни только свойства.
Поговорите с любым практикующим биоэнергетиком (не мошенником, естественно), и вы поймёте, насколько несчастным может быть человек, наделённый подобного рода качествами. И, пожалуй, жизненный опыт гения Вольфа Мессинга, тому наглядный пример.


**В последние годы Станислав Гроф, считающий себя законопослушным гражданином, идей химической трансперсонализации активно не пропагандирует. Им, в частности, разработана новая трансперсонализационнная методика – хлонотерапия, способствующая расширению сознания  посредством  углублённого и учащённого дыхания.
А вот уж подобного рода опытов, как практикующий врач-невролог, и вовсе не советую - сразу же начнутся перебои с сердцем.
Лучше пробовать дышать по методу доктора Бутейко: дело в том, что идея "поверхностного дыхания", разработанная Бутейко, определённым образом "закаливает" специальные мозговые структуры, отвечающие за механизмы регуляции мышечного тонуса органов грудной клетки. Методом Бутейко неплохо лечатся бронхиальная астма и гипертоническая болезнь. Не говоря уж о мозговых проблемах.