37. О несерьёзном и очень серьёзном

Владимир Теняев
Командир вертолёта Володя Кибкало обладал страшной и уверенной силой, не соответствующей флегматичному виду. Я мог хоть до утра «висеть» на его левой руке обеими и сразу, когда в шутку занимались подобием армрестлинга. Он же безучастно смотрел в уголок комнаты... А я пыхтел, сопел, нарушал все правила, но даже на миллиметр не мог сдвинуть или поколебать закаменевшую руку соперника от условного положения нормали-перпендикуляра... Володя, когда ему надоедало, и возникала надобность пропустить рюмочку или закусить, просто и равнодушно спрашивал: «Когда?» – Это означало, что я могу не пырхаться дальше понапрасну: Кибкало одним движением укладывал мои руки на стол. Обе! А плечики сильно болели после этого соревнования много дней...

А ещё помню, как Кибкало нёс в сеточке-авоське пачки денег за целый месяц работы и годовой отпуск. Он недоумённо озирался по сторонам и не понимал, как донести наличность домой. Не из-за боязни быть ограбленным, а просто от отсутствия нужной тары... К слову сказать, купюры выдали достоинством, максимум в пятьдесят рублей, но их было очень много. Они вываливались из-за пазухи, всех карманов и сетки-авоськи... Сторублёвые купюры являлись почти нумизматической редкостью. Однажды я ехал на совещание в управление и решил надеть форменное пальто, которое почти никогда не носил. Во внутреннем кармане неожиданно обнаружил сторублёвку, но так и не вспомнил, когда и зачем её туда сунул. Это даже не заначка, а скорее всего, отложенная купюра для дальнейшего внимательного рассматривания и изучения. Почему этот процесс так и не наступил, тоже большой вопрос!


… Пётр Стецюк работал командиром вертолётного звена Ми-8, базировавшегося в Хандыге. Если припомнить картинных былинных богатырей, то Петя напоминал Добрыню Никитича статью, ростом, недюжинной силой и огромными размерами. Даже не представляю, где он умудрялся подыскивать шубу-полярку, чтобы подходила. По-моему, даже то, что он обычно носил, никогда не застёгивалось на пуговицы, а просто подпоясывалось ремешочком. Возможно, специально удлинённым... Всегда румяный, доброжелательный, пребывающий в прекрасном настроении, уверенный в себе и очень грамотный пилот. К концу моей маганской карьеры продолжать лётные традиции династии Стецюков приехал его сын, только что окончивший вертолётное училище.
 

Там же, в Хандыге, работал и Вася Кислица. Только статус Василия был какой-то «плавающий» и непостоянный. Никогда с уверенностью нельзя было сказать, кто он сегодня, командир или уже снова второй пилот... Кислица имел репутацию пилота, не менее грамотного, чем Стецюк. Однако, Василий слыл страшным раздолбаем по части соблюдения лётных законов. Авантюрист-искатель, так сказать! Годами пребывал в статусе командира, потом что-нибудь обязательно совершал. Из разряда лётческих «подвигов-приключений», но не слишком уж страшное и ужасное. Его понижали в должности до второго пилота. Потом Вася мужественно преодолевал трудности бытия, подтверждал квалификацию и совершал новый «подвиг», только уже в обратную сторону. Руководству ничего не оставалось делать, как ходатайствовать перед вышестоящим начальством о вводе Кислицы в командиры Ми-8... И так – много-много раз и по замкнутому кругу. Но речь не об этом. Примерно такое же было свойственно и многим лётчикам, а не только вертолётчикам. Превратности судьбы, многообразие видов работы и жизненных искушений...


У Василия имелась привычка постоянно иметь в кармане бутылочки с домашней «хреновиной», узелочки, пакетики и даже спичечные коробочки, наполненные различными пахучими специями. Не помню точно, но в столовой всегда стояла на столах соль и какой-нибудь один вид перца, который и не пах давным-давно, что уж говорить о горлодёрных свойствах?! А свеженькая горчица, если не ошибаюсь, прекрасно готовилась только в аэропортовской столовой Олёкминска. Но у Васи всегда были припасены очень соблазнительные и ароматные специи, которые присылались с Украины, а кое-что он даже дома готовил и выращивал в цветочных горшках. Мне об этом рассказывали... Ассоциации с выращиванием конопли прошу оставить при себе.


Попасть в столовой за один стол с Кислицей было истинным и настоящим удовольствием для любителей чем-то сдобрить и приправить супы, борщи, солянки и так далее. Ноздри соседей щекотал и смущал запах свежих травок, а воображение подстёгивалось раздражающими покряхтываниями, откашливаниями и вышибленной слезой, вперемежку с соплёй, и отчаянным чиханием. Это ярко свидетельствовало о невероятной убойной силе натурпродукта, такого редкого на севере. Чесночок у Васи также лежал в кармане – самый свежий, ядрёный, крупный и умопомрачительный.
 

К слову сказать, чеснок в Якутии летом появлялся. Как предмет ассортимента. Но попытки его сохранить не отличались долговечностью. Не помогало ни хранение в песке, ни в соли, ни в растительном масле. Независимо от способа, он всё равно быстро терял чудодейственные свойства, становясь вялым и квёлым. Тогда приходилось решать дилемму: или удовольствоваться тем, что есть дома в наличии, или переходить на магазинный вариант сушёного продукта. Толку от магазинного было едва-едва. Так что попытайтесь представить, как разгорался аппетит у голодного контингента работников аэропорта, когда они обоняли и созерцали Васино богатство! И Васе никогда было не жаль поделиться с кем-угодно запасами. Даже с незнакомыми. Только он сразу предупреждал, что надо бы как-то поосторожнее... Не жрать нахально в три горла и не сыпать в тарелку столовыми ложками или горстями... Во избежание несчастных случаев и даже летальных исходов. Кто Васю Кислицу знал хоть чуть-чуть, тот сразу и безоговорочно верил. Остальные верили потом. После реанимации или в катафалке, вскоре после гражданской панихиды... Шучу, конечно, но один такой случай произошёл у меня на глазах во время обеденного перерыва.


Спустились в столовую после разбора у командира ОАО, на котором присутствовал и представитель управления. Пардон, уже не помню ни должности, ни специальности. Но – лётчик... Василий сидел за столом в одиночестве, готовясь к вылету в Хандыгу. Выглядел почему-то сумрачным, немногословным и сосредоточенным. Не знаю, быть может, устал слегка. Но тарелочка горохового супца уже стояла перед ним, а рядышком наготове «дымила» и бадейка с борщом, сдобренным сметанкой. Лётчику и вертолётчику без первого блюда трудновато! Почти всегда и ежедневно – сплошная сухомятка без горячего, да и столовки на маршруте попадаются не в каждом рейсе...


Вася на кончике ложки поочерёдно и очень осторожненько, даже сказал бы – бережно и экономно, выбирал из персональных пакетиков что-то, сочиняя лишь ему известную пропорцию вышеупомянутых ингредиентов. Букет создавал! И аккуратненько разбалтывал в тарелках, готовясь вкусить и насладиться. Представитель управления уселся напротив Василия, пожирая глазами бесчисленные пузырёчки, коробочки и пакетики. Васю он видел впервые. Поэтому удивился рачительности и хозяйственности вертолётчика, но больше поразился видимой бережливости, граничащей с жадностью. Кислица как раз закончил «порошковую» стадию священнодейства, задумчиво и неторопливо достал пузатую головку чеснока и осторожно поболтал двумя-тремя движениями в тарелках стручочком красного перца... Это мужика добило окончательно. Он возмутился: «Чего жадничешь-то? Дай, если не жалко!»
 

Васе было совершенно не жалко. Он с неизбывной грустью и глубочайшей тоской посмотрел на завистливого управленца, вынул пару стручков ярко-красного перца и протянул: «На!» – Тот сразу схватил неожиданный подарок и бросил в свою тарелку борщеца. А для верности, ещё и ложкой размял! Наверное, побоялся, что Василий передумает и отнимет... Или был любителем огненного перчика. Скорее всего, он сам быстро понял, как пожадничал, когда полную ложку в рот засунул... Хорошо, что щедрый Вася вовремя успел отпрыгнуть. Ну, теперь можете самостоятельно завершить композицию: весь стол и лётный костюм в борще и соплях, а из напитков, способных хоть как-то охладить пыл и жар в першащем горле, только горяченный чай!


… Давненько, ещё в далёком детстве, когда возвращался из школы вприпрыжку, помахивая портфельчиком, и пробирался через строения частного сектора, я решил не тратить время на то, чтобы присмотреться к опрометчиво выставленной растительности в цветочных горшках около калиток, а решил смаху и на бегу, по-снайперски, сорвать пару аппетитных ярко-красных и соблазнительных ягодок. Они казались сладкими-пресладкими, но только в моём воровском воображении лёгкости подобного куша и примериваясь очень издали... И точно так же, как и Васин визави, решил схрумкать ягодки на ходу, чтобы не быть узнанным и пойманным. Ягодки оказались тем самым перчиком, а до дома оставалось метров с пятьсот... Но я включил форсаж и мгновенно развил третью космическую скорость. В заднице пылала зажжённая толовая шашка, а в горле – даже и нет сравнения, что именно... Раскалённый лом! Но домой по-спринтерски добежал вполне живым и выпил весь водопровод, как верблюд. Только не сразу помогло... С тех пор, стараюсь осторожничать, внимательно присматриваться издалека и не обольщаться понапрасну привлекательным и кричащим видом незнакомых ягодок. И воровать у беспечных бабушек-домохозяек завязал.



… А теперь хочется несколько отвлечься от унылого и довольно однообразного повествования и выдать «малюсенькую» справочку из официальных источников. Для кого-то она станет откровением, для других – новостью. Кое-кто узнает впервые, а некоторые, возможно, кое-что припомнят. Ну, а остальным, наверняка, просто лень будет читать столько много букоффок алфавита. Но надеюсь, позже поймёте, для чего предлагаю осилить текст. Желательно вдумчиво... А я, заодно, прокомментирую пару случаев...


«Террор в воздухе.»


Июнь 1954 — захват самолёта «Ил-12» бортмехаником Владимиром Поляковым
в Новосибирске.

25 октября 1958 — попытка захвата самолёта «Ан-2» в аэропорту Н.Кресты (Якутия). Нападавших двое. Жертв нет.

21 июня 1961 — попытка захвата самолёта «Ан-2» в аэропорту Ашхабада.
Нападавших двое. Жертв нет.

3 июня 1969 — трое вооружённых жителей Ленинграда попытались захватить
самолёт «Ил-14», совершавший рейс Ленинград — Таллин. Нападавших трое
(двое мужчин и одна женщина). Убит бортмеханик, вступивший в борьбу с
угонщиками. Теракт был пресечён силами самого экипажа самолёта.

15 июня 1970 — попытка угона в Ленинграде группой из 16 человек самолёта Ан-2 в Швецию. Дело Кузнецова.

15 июля 1970 — попытка захвата самолёта «Ан-2», рейс Ленинград-Сортавала. Нападавших двое. Жертв нет.

15 октября 1970 — террористы — отец и сын Бразинкасы — угнали Ан-24 c 46 пассажирами на борту, следовавший из Батуми в Сухуми. Это был первый на территории СССР захват самолёта. Убита бортпроводница Надежда Курченко, три члена экипажа ранено.

27 октября 1970 — захват и угон в Турцию самолёта «Л-202», рейс Керчь-Краснодар. Нападавших двое (Гилёв Н.Ф. И Поздеев В.М.). Жертв нет.

13 ноября 1970 — попытка захвата самолёта «Ил-14», рейс Вильнюс-Паланга. Нападавших двое. Жертв нет.

С 3 января 1973 года согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР
угон воздушного судна стал квалифицироваться как самостоятельный вид
преступления.

23 апреля 1973 — попытка захвата самолёта «Ту-104», рейс Ленинград-Москва. Угонщик один. Убито два человека.

17 мая 1973 — попытка угона в КНР самолёта «Ту-104», следовавшего по маршруту Москва-Челябинск-Новосибирск-Иркутск-Чита. На высоте 6,5 тыс. метров сопровождавший самолёт милиционер выстрелил в спину угонщика
Рзаева, после чего сработало самодельное взрывное устройство. Самолёт разрушился в воздухе, погибли все — 81 человек.

25 июля 1973 — захват и угон в Трабзон, Турция, самолёта Ан-2, рейс
Ростов-Сальск. Угонщик один — Петров A.B. Жертв нет.

26 июля 1973 — попытка захвата самолёта «Ил-14», рейс Вильнюс-Паланга.
Угонщик один. Ранен один человек.

2 декабря 1973 — попытка захвата самолёта «Як-40», рейс Быково-Брянск.
Угонщиков двое. Убито два человека, два ранено.

26 января 1976 — попытка захвата самолёта «Ил-62», рейс Фрунзе-Москва.
Угонщик один. Жертв нет.

4 июля 1976 — попытка захвата самолёта «Ан-2», рейс Грозный-Элиста.
Угонщик один. Жертв нет.

23 сентябрь 1976 — захват и угон в Иран самолёта «Ан-24» Азербайджанского Управления гражданской авиации, рейс Забрат-Аджикабул-Пушкино-Пришиб-Ленкорань. Угонщик один, второй пилот Засимов В.И.. Пассажиров на борту не было. 25 сентября самолёт и лётчик возвращены СССР.

25 мая 1977 – захват и угон в Швецию самолёта «Ан-24» Рижского авиаотряда, рейс Рига-Даугавпилс. Угонщик один, дважды судимый Сосновский В.В.. Жертв нет. В Швеции Сосновский осуждён к 4 годам лишения свободы.

17 июня 1977 – попытка угона самолёта «Як-40», рейс Рига-Таллин. Угонщик один, Петров Г.В., 1954 г.р. - под угрозой взрыва потребовал следовать в Швецию. Самолёт посажен в аэропорту г. Вентспилса. У Петрова изъята ампула с жидкостью, имитирующая взрывное устройство.

10 июля 1977 – захват и угон в Хельсинки, Финляндия, самолёта «Ту-134»
Ленинградского Управления гражданской авиации, рейс Петрозаводск-Ленинград. Угонщиков двое, Шелудько А.Ф., 1955 г.р. И Загирняк Г.И., 1958 г.р., ранее судимые за бродяжничество и кражи. Билеты на самолёт были приобретены ими по чужим паспортам. В Хельсинки угонщики требовали дозаправки и вылета в Швецию, но были задержаны. Позже выданы СССР.

19 октября 1977 – попытка захвата самолёта «Ан-2» в аэропорту Тарту, Эстония. Угонщик один. Жертв нет.

6 ноября 1977 – попытка захвата самолёта «Ан-24», рейс Паланга-Вильнюс.
Угонщик — Альвикас, 1959 г.р., под угрозой взрыва гранаты «Ф-1» вынуждал экипаж следовать в Швейцарию. Самолёт посажен в Вильнюсе, у Альвикаса изъята деревянная копия гранаты «Ф-1».

21Февраля 1978 – попытка захвата самолёта «Ту-134», рейс Ленинград-Мурманск. Угонщик один — Дмитриченко, 1961 г.р., под угрозой взрыва требовал лететь в Осло, Норвегия. Самолёт посажен в Петрозаводске. Дмитриченко заперся в туалете и позже был задержан. Взрывоопасных предметов при себе не имел.

9 апреля 1978 — попытка захвата самолёта «Як-40», рейс Паланга-Рига-Таллин. Угонщик один — Афонин, 1955 г.р., угрожая пистолетом Марголина требовал лететь в Швецию. После отказа 11 раз выстрелил в двери кабины пилотов и стены самолёта. «Як-40» посажен в Пярну, Афонин задержан.

1 мая 1978 – попытка захвата самолёта «Ил-18», рейс Ашхабад-Минеральные Воды. Угонщик один — Скубенко, 1958 г.р., угрожая гранатой и пистолетом, требовал посадки в Тегеране. Вторым пилотом Аманязовым угонщик застрелен, самолёт посажен в Ашхабаде. У Скубенко обнаружены учебная граната и самодельный пистолет под стартовые патроны.

15 октября 1978 – попытка захвата самолёта «Ан-24», рейс Симферополь-Одесса. Угонщик один. Жертв нет.

9 ноября 1978 – попытка захвата самолёта «Ан-24», рейс Краснодар-Грозный-Баку. Угонщик один — Махаев, 1942 г.р., житель Грозного. Был ранее судим за антисоветскую агитацию и пропаганду, признан душевнобольным. Угонщик забаррикадировался в багажном отделении у пилотской кабины, через приоткрытую дверь успел ранить из пистолета бортмеханика самолёта, требуя следовать в Турцию. После приземления в Махачкале Махаев застрелился, на месте происшествия обнаружен пистолет «Вальтер», 4 гильзы. В обшивке найдено 4 пробоины, одна сквозная.

10 ноября 1978 – попытка захвата самолёта «Ан-24», рейс Харьков-Ростов-Сухуми-Батуми. Угонщик один — Вуль, 1942 г.р., житель Одессы, работавший сторожем киностудии. Под угрозой взрыва через 20 минут после вылета из Сухуми потребовал приземлиться в Турции. Самолёт совершил посадку в Батуми, где Вуль был задержан. Вместе с ним находились четырёхлетний сын и десятилетняя дочь.

6 января 1979 – попытка захвата самолёта «Ту-134» в аэропорту Пулково, Ленинград. Угонщиков четверо. Жертв нет.

1 апреля 1979 – попытка захвата самолёта «Як-40», рейс Одесса-Симферополь-Кутаиси. Угонщиков двое — Витас, 1960 г.р. И Вяншас, 1960 г.р., жители Литвы. Под угрозой взрыва после вылета из Симферополя потребовали следовать в Турцию. Самолёт совершил посадку в Симферополе, у угонщиков изъята имитация взрывного устройства в виде компаса, куклы и реле времени стиральной машины.

14 мая 1979 – несовершеннолетние Саманаев и Пазунов, жители г.Новокузнецка, захватили по месту жительства пассажирский автобус и потребовали отвезти их в аэропорт. При сопротивлении был убит один из пассажиров и взяты четверо заложников. Автобус был направлен в аэропорт Новокузнецка. При подъезде к вертолёту «Ми-8» во время перестрелки с сотрудниками милиции Саманаев был застрелен. Нападавшие имели при себе обрезы охотничьих ружей, ручную гранату и самодельное взрывное устройство.

14 сентября 1979 – попытка захвата самолёта «Ил-18», рейс Анадырь-Магадан-Хабаровск. Угонщик один — военнослужащий внутренних войск Даньченко, 1958 г.р., солдат летевшего на борту конвоя. Во время полёта, угрожая табельным пистолетом, потребовал следовать в США. При сопротивлении им был застрелен старший конвоя, сам угонщик убит сослуживцем.

20 марта 1980 – попытка захвата самолёта «Ту-134», рейс Баку-Ереван. Угонщик один — Мартиросов, 1959 г.р., житель Баку. Угрожая ножом, потребовал следовать в Турцию. Угонщик обезоружен экипажем, самолёт совершил посадку в Ереване. Жертв нет.

14 апреля 1980 – попытка захвата самолёта «Л-410», рейс Батуми-Сухуми. Угонщик один — Бежанидзе, 1964 г.р., ученик средней школы. Под угрозой взрыва самолёта требовал следовать в Турцию. «Л-410» приземлился в аэропорту вылета, где Бежанидзе был задержан.

7 мая 1980 – попытка захвата самолёта «Ту-134», аэропорт г.Минска.
Несовершеннолетний Маланченко, ученик 9 класса, перелез через забор, имея похищенную малокалиберную винтовку «Биатлон» и 17 патронов к ней, поднялся по трапу самолёта, следовавшего по маршруту Минск-Вильнюс-Ленинград. Дверь оказалась закрыта, Маланченко был задержан на месте.

8 июля 1982 – попытка захвата самолёта «Ту-154», рейс Мурманск-Ленинград. Угонщик один — Бурдук, 1961 г.р., во время посадки передал стюардессе записку доставить на борт 500 тыс. рублей под угрозой повторить случай с Курченко. Охраной аэропорта Мурманска Бурдук задержан, жертв нет.

19 сентября 1982 – попытка захвата самолёта «Як-40», рейс Кингисепп-Таллин, Эстония. Угонщиков четверо. Жертв нет.

7 ноября 1982 – захват и угон в Турцию самолёта «Ан-24» Северо-Кавказского Управления гражданской авиации, рейс Новороссийск-Одесса. Угонщиков трое — братья Шмидт, 1955 г.р. И 1962 г.р., и Шуллер, 1959 г.р., немцы по национальности. Нападавшие ранили в лицо бортмеханика выстрелом из пистолета, после чего ударом ножа ранили в руку пассажира. Под угрозой взрыва самолёт приземлился в Синопе, Турция. На следующий день самолёт со всеми пассажирами вернулся в Одессу, угонщики летом следующего года осуждены турецким судом.

25 января 1983 – попытка захвата самолёта «Як-40», рейс Ереван-Берд. Угонщик один — Якименко, 1960 г.р., лаборант института ботаники г.Ашхабада. После вылета из Еревана под угрозой взрыва потребовал следовать в Турцию. Самолёт произвёл посадку в Ленинакане, у Якименко изъято самодельное взрывное устройство.

27 мая 1983 – угон в Швецию самолёта «Ан-2» Рижского авиаотряда. Угонщик один, командир звена лётного отряда Ванангс. Во время работы на полях в Елгавском районе путём обмана пилота и техника завладел самолётом и совершил посадку на острове Готланд, Швеция. Самолёт вскоре возвращён.

5 июля 1983 — попытка захвата самолёта «Ту-134», рейс Москва-Таллин.
Угонщиков двое — Иванов М., 1963 г.р., Галунчиков А., 1965 г.р., под угрозой взрыва потребовали следовать в Швецию. Под видом дозаправки в Хельсинки экипаж произвёл посадку в г. Выборг на военном аэродроме. После эвакуации пассажиров Галунчиков был застрелен находившимся на борту офицером фельдсвязи, Иванов ранен. Взрывного устройства не обнаружено. При подлёте к государственной границе самолёт предполагалось сбить перехватчиком ВВС несмотря на наличие на борту пассажиров.

18 ноября 1983 – попытка захвата самолёта «Ту-134», рейс Тбилиси-Ленинград. Угонщиков cемеро, под угрозой взрыва и огнестрельного оружия потребовали следовать в Турцию. Самолёт совершил посадку в Тбилиси, утром следующего дня произведён штурм самолёта. Убито семь человек, включая двух угонщиков (один покончил жизнь самоубийством), ранено трое. Оставшиеся в живых задержанные — все дети высокопоставленных семей, приговорены к расстрелу, их сообщница — к 12 годам лишения свободы.

18 июня 1984 – попытка захвата самолёта «Ту-154», рейс Домодедово-Сургут. Угонщик один. Жертв нет.

17 ноября 1985 – попытка захвата самолёта «Ан-24», рейс Таллин-Рига-Вильнюс. Угонщиков двое — Щербаков А.В., 1947 г.р., пожарный, его жена — Малышева О.В, 1954 г.р., экономист, под угрозой взрыва требовали следовать в Швецию. Самолёт произвёл посадку на военном аэродроме в Хаапсалу, где угонщики были задержаны. Для угрозы экипажу в качестве взрывного устройства использовались часы «Севан» и школьный компас. Щербаков и Малышева осуждены соответственно к 15 и 5 годам лишения свободы.

19 декабря 1985 – захват и угон в Китай самолёта «Ан-24» Якутского Управления гражданской авиации, рейс Якутск-Чулман-Тахтамыгда-Чита-Иркутск. На отрезке Тахтамыгда-Чита второй пилот Алимурадов Ш.,1952 г.р., лезгин по национальности, пересёк государственную границу с КНР и приземлился у города Хайлар. Судом Харбина осуждён к 8 годам лишения свободы. Был возвращён в СССР по отбытию
половины наказания. Верховным судом Якутской АССР летом 1990 года приговорён дополнительно к 5 годам лишения свободы.

20 сентября 1986 — в аэропорту Уфы военнослужащие-дезертиры внутренних
войск МВД СССР младший сержант Мацнев Н.Р., 1966 г.р., и рядовой Ягмурджи С.В., 1967 г.р., под угрозой ручного пулемета и автомата захватили самолёт Ту-134А, выполнявший рейс Львов-Киев-Уфа-Нижневартовск, вместе с 76 пассажирами и 5 членами экипажа в качестве заложников. При захвате террористы открыли стрельбу, убив двух пассажиров и ранив одну женщину, потребовав лететь в Пакистан. В ходе штурма Мацнев был убит, Ягмурджи ранен и впоследствии расстрелян по приговору суда. Бортпроводницы Елена Жуковская и Сусанна Жабинец, сыгравшие важную роль при освобождении заложников, были награждены орденами Красного Знамени.

27 мая 1987 – угон в Швецию самолёта «Ан-2» Латвийского Управления
гражданской авиации (полевой авиаотряд в Салдусском районе). Угонщик один, Свистунов P.C., 1963 г.р. Жертв нет. Самолёт, не долетев до острова Готланд около километра, приземлился на воду. Свистунов осуждён в Швеции к условному лишению свободы.

13 сентября 1987 – попытка угона самолёта «Ту-134», выполнявшего рейс Минск-Ростов. Угонщик один — Хацкевич Г.Р.,1952 г.р., художник Минского художественного комбината, под угрозой взрыва требовал лететь во Францию. Был обезврежен экипажем, после задержания у Хацкевича изъята имитация взрывного устройства из кусков мыла, прищепки, звонка и телефонного провода. Судебно-психиатрической экспертизой Хацкевич признан невменяемым. Помещён в психоневрологическую больницу Минска на излечение.

8 марта 1988 — Семья Овечкиных (участников группы «Семь Симеонов») из
Иркутска захватила пассажирский самолёт ТУ-154 № 85413, выполнявший рейс по маршруту Иркутск-Курган-Ленинград. Требование террористов — совершить посадку в Лондоне. После приземления самолёта на аэродроме под Выборгом, был отдан приказ на штурм, не дожидаясь прибытия группы «А». В результате непрофессиональных действий группы захвата погибли 9 человек (включая 5 террористов), в том числе бортпроводница Тамара Жаркая. 19 ранено.Самолёт полностью сгорел. Из террористов в живых остались маленькие дети, 28-летняя Ольга Овечкина и 17-летний Игорь Овечкин.

30 марта 1988 – попытка захвата самолёта «Ту-134», рейс Фрунзе-Москва.
Угонщик один. Жертв нет.

1 декабря 1988 – нападение на земле с захватом заложников в Орджоникидзе. Четыре человека — Якшиянц П., 1950 г.р. (трижды судимый, отец троих детей), Муравлёв В., 1962 г.р., Вишняков Г., 1966 г.р., Анастасов В., 1963 г.р., захватили автобус с 30-ю школьниками и учительницей. Прибыв в аэропорт, потребовали самолёт для вылета за границу. Автобус был направлен в аэропорт Минеральные Воды. Там требования были удовлетворены — кроме самолёта было предоставлено оружие, бронежилеты, выплачено 2 млн. долларов. На транспортном самолёте «Ил-76» угонщики вылетели в Израиль и там сдались местным властям. Через два дня все были возвращены. 17 марта 1989 г. Якшиянц приговорён к 15, Муравлёв, Вишняков и Анастасов к 14 годам лишения свободы. После попытки побега и захвата заложников в тюрьме, срок Якшиянцу был продлён.

20 января 1989 – попытка захвата самолёта «Ту-134», рейс Архангельск-Борисполь-Одесса. Угонщик один — Коцюбан Н.Г., 1952 г.р., бывший офицер ВВС, под угрозой взрыва потребовал после вылета из Борисполя следовать в Бухарест, Румыния. Самолёт произвёл посадку в Одессе, где Коцюбан был задержан. Взрывчатых веществ не обнаружено.

21 Января 1989 – попытка захвата самолёта «Ан-24», рейс Ивано-Франковск-Киев. Угонщик один — Земсков С.М, 1966 г.р., житель г. Копейска, под угрозой взрыва самолёта во время руления в аэропорту Ивано-Франковска потребовал вылета за границу. Задержан охраной аэропорта, взрывчатых веществ не обнаружено.

30 марта 1989 – попытка захвата самолёта «Ту-134», рейс Воронеж-Астрахань-Баку. Угонщик один — Скок С.Л., 1956 г.р., после вылета из Астрахани потребовал под угрозой взрыва следовать в Непал. Самолёт произвёл посадку в Баку, где Скок был задержан.

21 декабря 1989 – попытка захвата самолёта «Як-42», рейс Днепропетровск-Москва. Угонщик один — Лисной П.К., 1930 г.р., житель Украины. Через стюардессу передал экипажу новогоднюю открытку с текстом: «Прошу дать возможность улететь мне за границу, управлять самолётом буду лично я. Если просьба будет не выполнена, самолёт взорвется лично со мной... Не вздумайте глупить. Взрывное устройство сработает мгновенно.» –  Самолёт совершил посадку в аэропорту Быково, где Лисной был задержан. При проверке никаких взрывчатых веществ не обнаружено.

7 июня 1990 — Боевик захватил самолёт, выполнявший рейс Грозный-Москва. По его требованию лайнер приземлился в Турции. Экипаж и пассажиры самолёта не пострадали, захватчик был убит.

9 ноября 1991 — группа из трёх террористов (Шамиль Басаев, Сайд-Али Сатуев, Лом-Али Чачаев) захватила 178 заложников на борту пассажирского самолёта Ту-154 в аэропорту города Минеральные Воды. Эта акция была осуществлена в знак протеста против введения в Чечено-Ингушетии режима чрезвычайного положения. Лайнер угнали в Турцию, где боевики освободили заложников и провели пресс-конференцию, на которой потребовали не допустить ввода российских войск в Чечню. После этого турецкие власти позволили террористам вернуться в Чечню.

15 марта—16 марта 2001— три чеченских террориста захватили в Стамбуле (Турция) 174 заложника на борту самолёта Ту-154 «Внуковских авиалиний», вылетавшего в Москву. Лайнер приземлился в Саудовской Аравии, где в результате штурма заложники были освобождены. Стюардесса и один террорист были убиты при штурме, двое задержаны и осуждены на 6 и 4 года тюрьмы.


Нет прощения тем, кто для достижения своих целей умышленно убивает невинных, в том числе женщин и детей. Сознательно пошедший на убийство беззащитных не может называться мужчиной и ставит себя в один ряд с гнуснейшими выродками рода человеческого.


(Использованы открытые материалы ОООП ГУВДТ МВД СССР, ЦОС ФСБ РФ, МГА СССР)




… Комментировать все случаи просто бессмысленно! Да и далеко не всё описано в подробностях, и не все случаи приведены. Кое на чём остановлюсь чуточку подробнее.


Конечно же, про Курченко и Овечкиных знает почти каждый. Чего не хватало семье Овечкиных, никогда не пойму, как не в силах понять, о чём именно кинофильм «Мама» с Нонной Мордюковой в главной роли. Я бы такой фильм не снимал. Но это –только моё мнение.


19 декабря 1985 года... Ш.Алимурадов — второй пилот Ан-24 — приставляет
нож к горлу командира, вынуждает его пересечь госграницу с КНР и сесть на просёлочной дороге. Сам ушёл пешком, но был схвачен китайскими властями... Я немного знал его. Не так, как знают по имени и здороваются за руку. Просто он частенько прилетал в составе разных экипажей в Сангар. А мы, естественно, знали многих лётчиков в лицо и даже пофамильно!


Так вот, у этого Алимурадова имелся затяжной конфликт с руководством Якутского ОАО, а конкретно с командиром лётного авиаотряда. И его не хотели вводить в командиры. Истинных причин не знаю, а слухами пользоваться – последнее дело... Может быть, по качествам профессиональным «зарубили». Возможно, что и личные какие-то причины имелись. Но Алимурадов не нашёл лучшего способа заявить о себе или отомстить, кроме предательского способа «подставить» коллег, пассажиров и всё руководство. И получил восемь лет китайской тюрьмы... Правда, потом его вернули, и Алимурадов снова начал качать права, отыскивая правду... И «пятёрочку» к сроку тут же схлопотал, но уже от нашего правосудия...


Справедливости ради, хочу сказать, что в те времена отношения с КНР сложились весьма напряжённые. Несмотря на это, пассажиры и экипаж были «обогреты» вниманием и заботой... И каждого одарили китайским пуховиком и даже громадным дефицитным термосом!


(продолжение следует)