Сахалин - ШЕЛЛ не проиграл!

Анатолий Косенко
      Если говорить о своей юридической карьере, то я доволен ею. Увидел и смог многое. В разные годы и в разных странах вел дела крупнейших компании мира, консультировал открытие десятков совместных предприятий...
 
      Но начиналось все с «Шелла», причем, трагикомично.

      На дворе стоял 1992 год.

      В то время я работал на Сахалине, куда после МГУ забросила судьба. Перестройку встретил опытным уже юристом: это и определило дальнейший путь. Я открыл юридическую фирму для обслуживания иностранных компаний в нефтегазовых проектах Сахалина. Она стала одной из первых таких фирм в СССР. К началу 1992 года в ней за тремя десятками редких тогда компьютеров сидело столько же сотрудников, и работы хватало всем, благо интересовавших иностранцев инвестиционных проектов не убывало. В связи с одним из них и случилось все то, что тут описано.




      Дверь открылась, и в кабинет зашла секретарь приемной Анна.

      - Англичанин к Вам. Назвался Холмсом. Из компании «Шелл».

      Я оторвался от дел.

      - По-русски говорит?

      Секретарь покачала головой.

      - Нет, но я уже позвала Лизу.

      Лизавета Белоногова была одним из моих переводчиков. 

      - Хорошо. Пусть заходят. 

      Она вышла, и тут же в кабинете появились высокий худой господин и Лизавета.

      Я вышел навстречу им, поздоровался с посетителем и пригласил за стол переговоров.

      Мы сели, обменялись визитками.

      На его визитке было выведено «Кит Дэвид Холмс» и «Ройал Датч Шелл». Внизу были напечатаны адреса офисов англо-голландской компании в Лондоне и Амстердаме.

      Я отложил визитку и пр инялся рассматривать гостя.   

      Ему было лет сорок-пятьдесят. Темноволосый. На лице выделялись тоненькие, лихо торчащие шильцами в стороны, усики, которые я до этого видел лишь в старых кинофильмах да на фотографиях начала XX века. Выглядел он солидно. В дорогом сером пиджаке, дорогом галстуке. Его руку украшал дорогой перстень.

      - Я рад нашему знакомству, - произнес, наконец, гость, откладывая в сторону мою визитку.

      Лизавета перевела.

      - Тоже рад знакомству, мистер Холмс! - ответил я. – Чем могу быть полезен Вам?

      Белоногова перевела и это.

      Англичанин помедлил и произнес.

      - Нам нужен хороший юрист на Сахалине... - он внимательно посмотрел на меня, словно хотел понять, действительно ли я хороший специалист. - Мне посоветовали Вас…

      - Благодарю, - кивнул я. – А для каких дел?

      Он посмотрел на меня вновь.

      - Хотим открыть свое представительство здесь… 

      - Как? – удивился я. – Так «Шелл» же…




      Тут надо сделать отступление, чтобы понять все, что предшествовало нашей встрече. 
      
      С началом перестройки нефть и газ Сахалина заинтересовали крупнейшие иностранные компании. Проекты их добычи на шельфе острова назвали  «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Сахалин-3», «Сахалин-4», «Сахалин-5»... Только первые два требовали инвестиций порядка 25 млрд. долларов США.
      
      Проект «Сахалин-1» был связан с добычей нефти и газа на месторождениях Чайво, Одопту, Аркутун-Даги. Его отдали японо-американскому консорциуму СОДЕКО-ЭКСОН.
      
      А «Сахалин-2» был связан с добычей нефти и газа на Пильтун-Астохском и Лунском месторождениях. Им и заинтересовалась в 1991-92 годах самая крупная в то время компания мира «Шелл». Но незадолго до нашей с м-ром Холмсом встречи случилось непредвиденное - она проиграла на тендере право разработки ТЭО этого проекта японо-американскому консорциуму «МММ», созданному компаниями «Мицуи», «МакДермот» и «Маратон».
      
      И вдруг я слышу об открытии представительства «Шелла» на Сахалине…




      - Как? – удивился я. – Так «Шелл» же проиграл тендер по Пильтун-Астохскому и Лунскому месторождениям! Зачем ему открывать здесь свое представительство?!    

      В ответ на это англичанин произнес фразу, которую я – как девиз, как принцип – скопировал и перенес на все свои дальнейшие дела.

      - О, «Шелл» не проиграл, - улыбнулся Кит Дэвид Холмс. – «Шелл» пока не выиграл…

      Это было конфузом…

      Причем, с большой буквы…

      Я пристыжено извинился и, желая уйти от этой темы, поинтересовался, что планируют они поручить мне.

      - Обычную юридическую работу. Сопровождение нашей деятельности. Нам надо открыть тут представительство, взять в аренду помещения под его офис и оборудовать их, нанять сотрудников, завезти автомобили. Мы хотим взять за городом участок земли и построить на нем дом для главы представительства, обеспечить его электричеством, водой, спутниковой связью, установить охранную сигнализацию. В местном аэропорту нужна будет стоянка для небольшого самолета компании с реанимационным оборудованием.

      - А это зачем? – удивился я. 

      - Да мало ли зачем! - парировал Холмс. – Вдруг с кем-то что-то случится! Чтоб можно было доставить больного или пострадавшего в ближайший японский госпиталь на Хоккайдо…

      Из перечисленного им было ясно, ребята в «Шелле» работали обстоятельно, предусматривая все, вплоть до таких мелочей…

      - И остальное все – такое же… - заключил англичанин. – Вы нужны, как специалист, знающий тут всех и вся. Документы. Согласования. Переговоры. Переписка. Договоры. У «Шелла» есть принцип – не экономить на проработке правовых вопросов…

      Мы посидели молча минуту.

      - Хорошо, - ответил я ему. – Согласен. Вопрос лишь, на каких условиях предлагаете мне это делать?

      Холмс отреагировал мгновенно.

      - Будете получать 50 долларов за каждый час своей работы по нашим заданиям…

      О таких деньгах в начале 90-х мы и не слышали. Однако, внутренний голос потребовал не спешить, взять паузу. В те годы вообще часто приходилось двигаться на ощупь, подчиняясь не опыту, знаниям, а интуиции. 

      - Хорошо, - ответил я. – Разрешите подумать до утра? Мне нужно посоветоваться с американским партнером. Он помогают мне в работах с такими компаниями, как Ваша…

      Англичанин насторожился.

      - А кто этот партнер?

      Я не блефовал, так как к тому времени уже работал на внешнем рынке с одним из американских юристов. 

      - Адвокат из Сиэтла Эрнст Метьюз III. Насколько знаю, консультирует дела губернатора и секретаря штата Вашингтон…

      - Ааа… - успокоился англичанин. – Нет проблем! Советуйтесь... Во сколько мне завтра зайти?

      Мы договорились о его завтрашнем визите и распрощались.




      Вечером того же дня я созвонился с Эрнстом Метьюзом III, который, выслушав мой рассказ, взорвался от возмущения.

      - Какие 50 долларов?! Это «Шелл», Анатолий! Понимаешь?! «Шелл»… Требуй не менее 250 долларов за час!

      Мои глаза полезли на лоб.

      - 250 долларов? За час? А если не согласятся?

      Эрнст был непреклонен.

      - Есть еще такие как ты на Сахалине?

      Я пожал плечами, словно он мог это видеть.

      - Естественно, есть умные юристы.

      - Нет. Я не об этом… - перебил меня Эрнст. - У них есть такие как у тебя фирмы?

      - Таких фирм нет. Юридическая лишь у меня одного…

      Эрнст засмеялся.

      - Тогда спи спокойно! «Шелл» не будет экономить на юристах… Ему обязательно потребуется существующая юридическая фирма, которой бы он – у них такая практика – перепоручил бы все свои дела! Держись этой почасовой ставки, и он примет ее…




      Утром следующего дня мистер Холмс появился у меня в офисе.

      Мы расположились за столом. Рядом со мной села приготовившаяся переводить Лиза Белоногова.

      - Чем порадуете? - спросил меня он.

      Я набрал полную грудь воздуха и, взяв себя в руки, спокойно произнес.

      - Мы подтверждаем нашу готовность обслуживать «Шелл» на Сахалине. Все работы, которые Вы перечислили, для нас проблем не составят. Мы их выполним и гарантируем это! Единственное, что не можем принять - предложенную Вами ставку… .

      - А какую хотите? – так же спокойно поинтересовался он.

      - 250 долларов за час, - выдал я. – Это настояние моего американского партнера. Мы будем работать в паре с ним.

      Англичанин внимательно посмотрел на меня.

      Я ответил спокойным взглядом на его взгляд.

      - О-кей, - улыбнулся он. – Теперь уже мне надо посоветоваться со своим руководством. Какой сегодня день? Пятница? Вот и давайте… в понедельник сообщу о его решении.

      Он встал, и мы распрощались.




      В жизни бывает всякое. Полоса светлая. Полоса темная. Но такая темная полоса, как тогда, у меня бывала не часто.

      Весь день пятницы, всю субботу и воскресенье я был как на иголках. И не удивительно. Послушавшись совета Эрнста Метьюза III (римская цифра «три» в конце фамилии означала, что он в своем адвокатском роду был третьим Эрнстом Метьюзом), я объявил Холмсу абсурдную по тем временам для России почасовую ставку. И тем самым загнал себя в тупик. Отступать от названной ставки нельзя. А не отступать - глупо. Завышенная ставка должна была неминуемо привести к нашему с Эрнстом фиаско. «Шелл» свободно мог нанять в то время за 400-500 долларов в месяц достаточно опытного местного юриста, который бы и решал все его дела…

      С другой стороны, Эрнст клялся, что «Шеллу» нужны были не свои юристы, а сторонние юридические фирмы, которым бы он мог поручить свои дела. А таких фирм, кроме моей, на Сахалине не было… 

      При всем этом, я понимал, что 50 или 250 долларов в час не многим разнились на самом деле. Лишь полоумный мог подумать, что при первой ставке я зарабатывал бы у "Шелла" 400 долларов в день, а при второй - 2000 долларов... Отнюдь. В реальной жизни клиент оплачивал лишь несколько, а в крайних случаях - десяток-другой, часов в месяц. По сути, я боролся, послушав Эрнста, за сотню-другую-третью лишних долларов в месяц! Тогда как - и я это уже понимал - должен был бы соглашаться работать на "Шелл" за любые деньги! Хотя бы для того, чтобы иметь шанс указать имя этой компании потом в своем резюме!

      Сколько было выпито в те дни, я не помню. Но помню, что спиртное меня не брало…

      Я ни на минуту не мог расслабиться, успокоиться…

      Кажется, даже не спал почти, выкурив полблока сигарет…

      Жалко было терять такую перспективную работу, к которой я – возможно один из немногих в регионе – как раз и был готов…




      Наконец, наступил понедельник.

      Придя на работу, я встретил в приемной англичанина.

      Мы прошли в кабинет. За нами зашла и Лиза Белоногова.

      - Чаю? Кофе? – спросил его я.

      - Кофе, если можно! – попросил он.

      - А ты, Лиза? – спросил я переводчицу.

      - Спасибо, Анатолий Тимофеевич, ничего не буду. 

      Я вызвал секретаря и поручил ему приготовить два кофе.

      - Ну, и… - спросил я Холмса. – Какое решение приняло Ваше руководство?

      Его приход ко мне и заказанная чашка кофе давали надежду на то, что не все потеряно еще. Будь иначе – его бы у меня не было…

      Англичанин развел руками.

      - Увы, мое руководство не приняло Вашу ставку, мистер Косенко…

      К этому я и готовился. Предполагал, что заявленная нами с Эрнстом ставка не будет принята и придется торговаться…

      Я улыбнулся и абсолютно искренне обратился к Холмсу с давно заготовленной мною фразой.

      - Мистер Холмс, рынок у нас только начинается… Даже я, один из самых готовых к нему здесь, не имею пока опыта, который бы подсказал, как быть в такой ситуации…  Посоветуйте что-нибудь, если Вы хотите нашего сотрудничества! Ведь у Вас  этот опыт есть…

      Кит Дэвид Холмс с интересом посмотрел на меня. Он, по-видимому, не ожидал такого хода с моей стороны.

      - А Вы знаете, какая мысль пришла мне сейчас… - засмеялся он вдруг.

      - Какая? – осторожно поинтересовался я.

      - А вот какая! Наши предлагают 50 долларов за час… Ваши предлагают 250 долларов за час… Складываем и делим пополам! Получается 150 долларов за час! Если принимаете эту ставку, я не буду согласовывать ее ни с кем! У меня есть право утверждать такие траты…

      Внутри меня взорвалась маленькая атомная бомба. Но я не показал ему этого, а помедлил и, как бы нехотя, идя навстречу ему, вздохнул.

      - О-кей… Давайте с этого начнем, а там посмотрим…

      На том и порешили…




      Спустя день работа уже закипела…

      Через неделю было открыто Представительство «Шелл Девелопмент Сахалин Би-Ви».

      Какое-то время спустя шла во всю работа и по другим заданиям, перечисленным Кит Дэвидом Холмсом на первой встрече. О них я не могу – в силу конфиденциальности – рассказывать здесь. Но об одном деле, которое давно уже не составляет коммерческой тайны, поведаю с удовольствием.

      Как-то англичанин появился у меня и объявил, что, наконец, пришло время снять офис для открытого нами Представительства.

      - Прошу, Анатолий, вот о чем… - мы общались уже накоротке. – На шестом этаже «Сахинцентра», в правом крыле, кабинеты по одну сторону коридора занимает консорциум компаний «Мицуи», «МакДермот», «Маратон». А кабинеты по другую сторону коридора – напротив их - пусты. Не могли б Вы снять их на имя своей фирмы с правом передачи вашему клиенту, которого пока не можете назвать? Это, мол, требование клиента…

      Мишу Рябцева, директора этого единственного тогда на Сахалине международного бизнес-центра я хорошо знал, а потому был уверен, что смогу договориться об этом.

      - Не вопрос… Кабинеты простаивают из-за большой арендной платы, и вряд центр не ухватится за такое предложение, мистер Холмс. Ведь он сдаст неизвестному арендатору сразу целое крыло. Думаю, это реально…

      Он обрадовался.

      - Только оговорите, пожалуйста, Анатолий, ваше право оборудовать помещения оргтехникой до въезда своего клиента. А главное, запишите в арендном контракте право будущего арендатора вывесить на стеклянных дверях этого крыла свои эмблемы…

      Моя фирма была в том же здании и занимала половину крыла третьего этажа. А  потому я уже через несколько минут был у Миши Рябцева, а через час договорился с ним об аренде для моего клиента-инкогнито нужных помещений. Спустя день мы заключили контракт с условием передачи мною прав арендатора этому клиенту без заключения каких-либо новых договоров с центром, а просто в уведомительном порядке… 




      Я не помню уже, сколько времени выжидал Холмс, оттягивая афиширование того, что против офисов консорциума «МММ» находятся офисы его злейшего противника «Шелла». Но хорошо помню момент, когда на стеклянных дверях крыла, которое занимали они,  появились желто-красные ракушки «Шелла»…

      Шок, испытанный тогда в «Мицуи», «МакДермоте», «Маратоне», сравнить было не с чем. Оказалось, что уже несколько месяцев эти нефтегазовые монстры работали на виду у своего конкурента. Можно было только догадываться, каким образом и что их противник смог за это время узнать, находясь в двух шагах от них… 

      В моем кабинете раздался телефонный звонок.

      - Толь, - орала благим матом телефонная трубка голосом Миши Рябцева. – Что ж ты мне не сказал, что снимаешь офисы для «Шелла»?!

      Я улыбнулся.

      - Миш, ты ведь слышал тогда. Клиент – а теперь ты знаешь, это «Шелл» - запретил мне называть его. Отказал бы ты мне тогда – не было б этого разговора! Но ты согласился! Или нет?! Согласился, не взирая на то, кто будет реальным арендатором! Какие претензии ко мне?!

      - Да такие… - кипел на другом конце провода Рябцев. – Во-первых, из «Мицуи» уже  приходили, топали ногами, что я не предупредил их об аренде соседних помещений конкурентами. Грозятся съехать. А во-вторых, Толь, я для «Шелла» держал целое крыло на втором этаже… Полгода держал! Блин! Лучше б я его сдал! Сколько денег потеряно! Так нельзя! Не по-товарищески… Мог бы хотя бы шепнуть…   

      Я выслушал до конца его сдобренный матом спич, а когда он закончился, возразил.

      - Миш…

      - Да не Миш я, - перебил он меня.

      Я выждал опять паузу.

      - Хорошо… Михал Михалыч… Объясняю… Это «Мицуи» должна была позаботиться о себе! Чтобы рядом не было пустых помещений! Чтобы в контракте с тобой было оговорено, что соседние помещения не могут быть сданы «Шеллу», а ты тогда в контракте со мной должен был бы оговорить, что мой клиент-инкогнито может быть кем угодно, только не «Шеллом»! Это он – их консорциум – должен был замазать своими эмблемами все двери на своем этаже, чтобы "Шеллу" некуда было свои "ракушки" лепить! Это как в фразе: «Получай, фашист, гранату!» Не чесались? Получили! Какие ко мне претензии?! Это – первое. А второе - вот что. Какие шепоты между нами могут быть?! Мы с тобой не в песочнице, а работаем оба! Каждый из нас делает свое дело! Ты с меня за мои одиннадцать кабинетов шкуру последнюю дерешь, а я тебе должен на ушко за это что-то шептать?! У нас есть с тобой контракт, Михал Михалыч?! Я сделал все по контракту… Сегодня получишь официальное уведомление, что мой клиент-инкогнито – это «Шелл». Извини, на этом кончаю. Свободен, Миша!

      Сказав это, я бросил трубку. Обид его не боялся. Знал, покричит и успокоится, т.к. никто никуда не съедет из его центра: других приличных помещений в городе не было. Мы с ним работали бок о бок не один год, а потому помиримся...

      Так оно, благополучно, и завершилось все...

      И для Миши Рябцева…

      И для меня – я консультировал дела "Шелла" на Сахалине еще около двух с половиной лет.

      И для «Шелла». Он вскоре вошел в консорциум "МММ" и привел в него давнего своего партнера компанию "Мицубиси". Консорциум превратился в «ММММ-Шелл».
      Сегодня оператором проекта «Сахалин-2» является фирма «Sakhalin Energy», акционерами которой являются «Газпром», «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси».
      Победителей давнего тендера "МакДермота" и «Маратона» среди акционеров нет. А проигравший тот тендер «Шелл» есть…

      Потому что…

      Помните, слова Кит Дэвида Холмса?

      «Шелл» не проиграл…

      «Шелл» еще не выиграл…

      Так и я впоследствии – какое бы дело ни было – никогда не складывал руки, если поначалу что-то не удавалось…