Кабала

Маргарита Фортье
«Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту".



    В силу своего стремления быть кем-то  и  иметь что - то,   я   сам  изо дня в день  шёл к ней. Шёл осознанно , зная, что зависимость будет аномальна, иногда мотивируя тем, что  мы все   в той или иной  степени находимся в  «кабале».
 Уж кто чем «болеет»-   кто любовью,  кто свободой, кто игроманией, кто деньгами,  кто статусом,  а кто  властью.  Все  находимся  в  зависимости    долга : семья, дети, родители,карьера.
Моя история не нова, кто-то заканчивает в петле после таких ударов судьбы, а я пока живу, ищу выход,но делая шаг  чувствую снова стену, тупик.
 
      Женился  по залёту, как  один из многих пацанов  по «невнимательности». Не позволила  совесть раскидать детей по белу свету.
Девчонка   нравилась, вроде влюблён ,  но не более. А где я эту  большую любовь искать буду, может она и не придет и не наступит совсем, а так всё-таки ребёнок,семья,родная кровь.Хочется ведь этого родного тепла,чтобы как у всех и очаг горит и еда на стеле..

 Что-то ёкнуло там внутри  и затрепетало  от слов « у нас  будет ребёнок». Теплом повеяло, вспомнил маму. Грудь расправилась , а вдруг пацан будет! Продолжение рода. 
Парню без отца никак нельзя, тряпкой вырастет  и слюнтяем. Безотцовщина,  бить будут,кто защитит.   Женился без уговоров..
 
Разгул   кооперативов  дал   возможность  получить первый заработок.  Институтов   не заканчивал, но голова была на плечах, да и  попал видимо наугад в ту струю, которая зовется у нас фортуна.

В то время многие  побросали институты, потеряли головы от шальных денег фарцовки. Считали, что желания заработать достаточно, а образование это обуза,     трата времени, и вообще  для   «ботаников».

А деньги вот они, только приложи смекалку, упорство,  протяни руку и они твои.Страна в раздрае... Напряги  серое вещество,  и  пойдут , поплывут родненькие в карманы.
 
Образовали корпорацию по  изготовлению,  тогда еще первых,  окон со  стеклопакетами. Это было новое дело в стране.  Стеклопакеты. Про них и слышать-то не слыхивал   народ.   

Рамы   делали   из лиственницы  здесь  в России, а стеклопакеты из  Швеции  возили под заказ. Собирали  окна на заводе опят же  в России. Но это было потом . А первые  деньги  я наварил на фарцовке.  С женой мотались в Турцию и Польшу  за шмотками   для толкушки.
 
Естественно этот капитал, что скопил  от продажи шмоток,  вложил  в предложенное мне дело. Вы не  поверите, но окна пошли  на  ура! Это сейчас   тысячи  диллеров,сотни компаний и  заводов, а тогда  мы были фаворитами, первыми на этом уровне бизнеса.

И потекло бабло  в карманы. Знаете,  что делают деньги с человеком? Они сначала возносят его, потом самоутверждают , потом балую,портят, а затем  добивают,когда их нет.

Молодой, упорный, горы  сворачивал в девяностые.
Крутился как волчок,  поесть забывал , минута «простоя» и  уже деньги мимо тебя прошли.  Нас трое учредителей было. Я занимался  заказами, договорами, поставками   леса за границу.НЕ пыльная работа, но я был лучший по встречам с поставщиками.Умел уговорить, уломать. 

  Помню, появился у меня именно тогда мой первый,  белый шестисотый мерен. И ни один гаишник  его не тормозил.  Ссали.  А если вдруг какой – то чумной лейтенант  и останавливал   с испугу, то   сотня баксов, за превышение скорости,  была для него  посланием  с неба.
 
Еще и честь отдавал если пересекались на дороге . Потом   ксива появилась ментовскАя  «не останавливать, не проверять».  И меня заносило. Я почувствовал коленопреклонение  людей перед «зелёными».

 Приехали   как-то с женой в   супермаркет. А она к тому времени, благодаря  тем же «зелёным», превратилась  из скромной продавщицы  в холёную львицу, нацепив    цацок и тряпок  крутых брэндов.

Так вот,  выходя из торгового центра с кучей пакетов барахла, не заметили, как потерялась наша дочка. Не пацан  у меня родился не пацан, доча - любимая и единственная. Ей только три года исполнилось тогда..

Дочку  я безумно любил. Я  тогда жену свою Маринку чуть на месте не  убил за ротозейство. Кидался как волк по площади. В Москве народа  полно, и потеряться, как плюнуть. Маринка  в вой, я вообще озверел  от горя.

Прыгаю в мерс   и к ближайшей будке  ГАИ, прямо по встречке летел.Встречные машины в стороны «раскидал».  Останавливаюсь .    Залетаю в будку, глаза от  страха за дочь  по пятаку. А у ментов   глаза от моей езды  и наглости  не меньше ..

-Мужики помогите…!-кричу , - помогите! Дочь  минут двадцать, как потерялась, три годика. Заплачу наличными!- а у самого слёзы текут.
Десять штук зелёных на стол  кидаю.
 
У мужиков челюсти отвисли,... но ничего ребята сработали отлично. Моя дочура,  через  час с небольшим  была уже  со мной. Пережил за этот час не пересказать, готов  был всё отдать и душу Богу.  Тогда я почувствовал, что могут деньги.
 
Будь я простой, лохонутый   «чел»,  неизвестно,      как все обернулось  и по времени и   отношение , хотя за отношение  ручаться не могу. Ребята  оперативно работали. Ведь  они тогда поставили всю улицу  в стояк , пока искали мою дочь.
Вынужденная пробка  в Москве    это  не  хухры - мухры, это жопа,это погоны, объяснительные  и остальная фигня,  если бы кто из высшего руководства  разбирался. 

....Из двушки - сталинки  с родителями, я переехал в трёху, приличную  съёмную квартиру. Обставленную  и    отремонтированную по последней моде того времени , обозначая  коротко заграничным словом «с евроремонтом».

Производство росло, деньги шли. Поменялся и мой стиль в одежде, в потреблении  напитков .  Когда многие люди только слышали модные  «лейблы» ,  я уже эту одежду  носил и пил эти вина.. Всем видом показывая свою состоятельность, свой статус -человека с деньгами.
 
Горнолыжные курорты со знаменитыми людьми в компании, элитный   отдых - Кипр, Мальдивы, Швейцария, Италия . Всё это благодаря   «зелёным»  бумажкам.
Это  они баловали меня   элитным отдыхом, холили в спа салонах, машинами, жильём. Я чувствовал себя   свободным, как это ни  парадоксально,  но это была видимость свободы,  это была моя кабала. Получив «заём» от жизни, я растрачивал свою жизнь направо и налево.Бабы пошли,они всегда там где есть бабло, как кошки трутся у ног.

Моя дочь  начала ходить в элитную школу и на её обучение я не жалел денег. В школу  отвозил и встречал шофер. У Маринки   запросы тоже  выросли, и откуда они взялись, ведь простая не избалованная девчонка была. Шубы и не одна, джипы и не один, украшения   не  в подарок, а  как должное и ворох.Откуда это чтоб "не ложками, а вёдрами"?!
 
  А друзья? Откуда   у меня, необразованного  мужика (хотя  просто мужиком я  уже не был,  восемь лет в бизнесе  дали о себе знать ), появились  в друзьях высокооплачиваемые  адвокаты, работники ФСБ, прокуроры, работники  управ , управляющие банками. 
Были  люди, которые  мне  привозили продукты, за моё внимание к ним,  за мою  просто « дружбу». Привозили  всё, что пожелаю.. зная, моё положение  и мою платёжёспособность.

  Конкуренты.Они  в бизнесе  убирались быстро   благодаря  связям, но в основном    ребятами, которым отстёгиваешь «зёлень» и они  пашут: роют компромат, скупают акции, ищут слабые места предприятий и  опа, в один из  дней  мы новые хозяева.  Теперь они называются рэйдэры.Всё катило.
 
    Деньги  «пищали», их надо вкладывать.Начал строить дом.   Купив,  земельный участок в Подмосковье  я начал  строить моё детище.

Насмотревшись на  дома  нуворишей, я  с таким же размахом  начал своё строительство.  Я «болел» им. Это  моя гордость была. Огромная ванная комната  с
« джакузи» на пять мест. Гардеробная, в которой можно было жить. Огромный камин, где  мог поместиться  человек  в  рост.Кухня со стадион . Да всё, всё, куда не посмотри, было продумано  и   воплощено  мной  со знанием дела и  особой роскошью.
Почему особой? Потому что  позволял себе  переделывать и переделывать,  затратив уже на это дорогостоящий материал.

 Строители боялись , чуть что я в крик, шум, режу расценки. Я привык к подчинению.  Помню,   сделали паркет  и  пришло время сдачи,   мне  не понравились    блики  некоторых паркетин, цвет не подходил слегка.

- -Переделать всё! Весь паркет перебрать .

Все молчали. Видел ненависть в глазах. Решил еще давануть  по нервам.
-За испорченный паркет удержать.
И переделали, и удержал, и смолчали.
 
....  Связи росли.  Открыл два  магазина. Жена изъявила заняться делом. Да какое дело  для неё? Так  покрасоваться, потешить своё «Я», сама ведь   в этом деле  не понимала ничего, ладно бы стремление учиться было, на деле только "веер" из пальцев.
 Думаю: «Ну, пусть потешится».    Права правления отдал ей в утеху. А сам    от  головокружительного  успеха   в делах начал привыкать пить.

 Напивался я до чёртиков. Меня привозили домой ночью, а утром  я снова похмелялся. Ну, а какие дела  могут быть у вечно  поддатого ?..Да, простые, выпить еще.

Я до того оборзел, что  ездил  даже за рулём  "датый". Ну, как же, ведь всё схвачено. Все  кушали  из моей ладони. Один мой звонок и права  привозили домой с извинениями.
 Даааа, упиваться властью денег  это тоже кабала. 
 
  Жена  устраивала скандалы, а я всё больше падал в эту яму. Ведь есть друзья, и непростые, а « верные». Они клялись мне не раз в вечной дружбе, в вечной помощи,   ударяя себя в грудь кулаком . 

Образования не хватало. Я ведь по  профессии  работяга, слесарь . Правда,  высококвалифицированный, но слесарь. Поверхностные  знания  в бизнесе, прорехи в  образовании, и уверенность, что так будет всегда, усыпили  мою бдительность, усыпили  мозг, интуицию.

Голова кружилась от успеха, от барских  замашек, лицемерия и лести. А настоящие друзья,  те которые  не были богаты,  которые знали что такое слово «друг» не от   количества  лавэ,   стали  бесполезны,    оставлены мною.
 Причем брезгливо, надменно, с долей апломба. « Кто я, а кто вы?!» 

Мне нравилось  показывать свою  безграничную возможность.
Как- то  один знакомый,  бизнесмен из другого города,  обратился  пробить номер машины, люди  угрожали его жене. Все данные по этим  «корешам» у него были  через час на столе.  Кто, откуда, адреса, работа,  даже семейное положение, тем более в то время, когда комп был  в новинку.

Расширение бизнеса требовало новых вливаний денег. Сумма,  которую должен был внести каждый из учредителей,  была не маленькая. Мне для  внесения её потребовалось взять кредит в банке под залог всего имущества: дом, машины, мебель, квартиры.
 
Но в нашей стране, всё приходит неожиданно и ночью. Утром ..дефолт! Это непонятное слово дефолт принесло мне полный  конец. Те средства, что я  взял в валюте, увеличились    в возврате  банку в  разы.

Я не смог платить .Долг рос. Кабала принимала реальные размеры моего краха.
Бизнес  во время кризиса  пошел на «нет». Чтобы как-то выкарабкиваться пришлось отдать свою  долю акций  компаньонам.  Рушилось всё . Некоторая часть денег,  оставшаяся от   кредита,  была просто истрачена  на разную мелочь: очередной джип для жены, золото, отдых.

Не находя выхода, продолжал пить. А разве мозг пьяного человека   может работать  в полную  силу, он деградирует. Выпивая,  переставал видеть  проблему, она казалось мне  просто  недоразумением - «я выкарабкаюсь. …я не раз выходил из ситуаций. ..я смогу и всё будет хорошо.Друзья помогут!» Эти фразы  мелькают в пьяной голове,  давая  самоуспокоение и надежду.

А утром  проблема  вырастает до  не соизмеримых размеров, а ты тем временем похмеляешься  и так каждый день. И уже не помогают  слёзы и слова жены  "найти выход", ни боязнь за будущее дочери. И все навороченные друзья тихо пропадают с  поле твоего  зрения, молчит их телефон. Как будто их  и не было.

Они как крысы  покидают первыми корабль, в случае угрозы спокойствию. И ты  мечешься, а выхода нет. Ни одну ночь не спишь трезвым, потому что трезвый ты  видишь реальную ситуацию – это конец.
 
И в  какой- то день,  Банк за просроченные платежи по  займу просто напросто  забирает всё заложенное имущество.Ты  оказываешься на улице. Да, да  я соглашусь со многими сейчас: « Ничего  поживёте как все. Поиграли в  олигархов, попили крови, теперь  на свой шесток».

Не знаю я, как они живут олигархи, но я знаю, как должны жить люди. Не ползать, а жить!  Мы опять стали жить в двушке-сталинке с родителями. Мать парализовало, отец умер,  не смогли  перенести  крах.  На фоне всего у жены случился инсульт. А я  с  инфарктом пролежал  два месяца в больнице.

После больницы    старался наверстать, вернуть. Но время упущено. Вылетел на полгода из  бизнеса,  где каждый день равен  году.

Снова  запил. И запил опять по  «чёрному» . Жена  с дочерью уехала,бросила меня .  А я всё пил и пил. Просыпался и  опять пил. Занимал деньги у соседей, естественно не отдавал, и пил. Потом по  друзьям побирался, от которых сам когда - то отказался.
 
Врал, что работаю замом  на крутой фирме.Амбиции, мать их. Но просил мало, зная, что не отдам, поэтому и мало,...  лишь бы, выпить.

Один раз еду на велосипеде ( да,  именно на нём!),  а мне навстречу  знакомый по  прошлым  временам, на крутой тачке  на встречу. Остановил его. Похмелиться  то надо. Как  всегда начал гнать «пургу», что  спортом занялся вот и  езжу на велосипеде. И в конце  разговора  попросил сотку.

- Ты знаешь у меня только крупные, ну если хочешь, в бардачке мелочь валяется,  возьми - ответил  он, по моему  виду уже догадываясь, что  «крупняк»  точно не отдам.

И я полез собирать мелочь. Руки дрожали от запоя, а я  собирал эти маленькие монетки  и проклинал  свои руки и себя.

Потом опять клиника, операция на сердце  и инвалидность в итоге. Я инвалид  в сорок лет. Жена подобрала меня  после выписки из больницы.  Пожалела видимо, а может, любит, не смотря ни на что?
Ведь их женщин трудно понять... то ли жалость, то ли любовь   к таким мужикам. 

Дочь растет, вернее, выросла, ушла от моей опеки. Поступила в институт , учится  и работает  .
Жена -  в метро кассиром.  У неё на нервной почве  перекосило лицо, сказали, что атрофировался нерв из-за несвоевременного  лечения.

....А я  не живу, я доживаю. Устроился охранять  склады, где хранятся пиломатериалы. Запах  дерева стоит по всей территории, напоминая мне  о былом. Ностальгирую.

И опять  кабала  памяти  тревожит  меня, и тогда  я  беру бутылку  и предаюсь воспоминаниям, засыпая под утро с мокрым лицом.  Я стал сентиментален, плаксив и жалею бродячих собак ...как буд-то я из их стаи.

Нет, плакать не позорно, предпочитаю выплакать … Вечером возвращаюсь домой  и вижу разбитую ванну, сломанную газовую плиту, некрашенные  деревянные полы .

Я  не смотрю  в зеркало, там старый больной человек, я не смотрю в глаза жене, там  расстерянность и жалость, я не смотрю в глаза дочери, там укор.

Я смотрю  под ноги, я вижу землю....и всё чаще думаю о ней, о той которая приходит за нами не спрашивая нас.

Николаю П.посвящаю.