Славко

Сергей Финашин
Фото  Славко Словенова. Москва. 2007. Снято Георгием Куликовым.



Как-то на автобусной остановке со мной поздоровался пожилой мужчина,   на вид ему было немного за 60. Среднего роста, небритое  узкое, худое лицо. Потертая кожаная куртка, такой же потертый портфель - внешний вид данных предметов   явно выдавал   их советское еще прошлое и нынешний невысокий достаток владельца. Хрипловатый голос старого курильщика. По внешнему виду совсем не «комильфо».

Я всматривался в его лицо, пытаясь   найти в памяти хоть какую-то зацепку.
- Не помню, - развел, наконец, руками я.
- Ну, вспоминай, вспоминай - молодость,-   Сайгон! Мы разговорились, но я его так и не вспомнил. Человеком сайгонским я не был никогда, правда, кофе пить заходил туда частенько, поэтому он меня и запомнил. Он сказал, что уже на пенсии, живет рядом со мной в соседнем квартале. Давно пишет стихи, правда еще не издавался. Что   в «сайгонские» времена входил в кружок поэтов сложившийся вокруг Иосифа Бродского. А сейчас он переводит Омара Хайяма. На этом мы   расстались.

С тех пор при встрече мы здоровались уже как старые знакомые. Говорил он на различные бытовые темы, - магазин, баня, здоровье, и т.д. Отпускал простоватые шутки, и сам первый же   смеялся. Когда говорил я, поворачивал голову боком, приставляя к уху ладонь рупором, - слышал он плохо, а слуховой аппарат не хотел покупать. Какой-либо поэтичностью-лиричностью от него не веяло. И мне трудно, честно говоря, глядя на него, было представить, что он пишет стихи. Учитывая его сайгонское прошлое, предполагал, что если и пишет, то, наверное, что-нибудь модернистское.

Прошло несколько лет, и я случайно в журнале прочел его стихотворение. Оно меня удивило своей свежестью и искренностью. К тому времени вышла, и книга, я прочитал ее и понял, что знаком с настоящим поэтом. Это Славко Словенов, его первая книга называлась «Глаголъ», переводы Хайяма тоже уже вышли. Скоро должен выйти его второй сборник.   Вот несколько стихотворений:    

 

О, ЖИЗНЬ МОЯ!


Я немного стою,
Верно, меньше Тебя:
Чем живу? Суетою
Пустоту теребя…   

Что слова! Воспаленье
Мозговой ерунды,
Обещанье горенья
Самой мокрой воды!

 И, мечтая о чуде
(Чтобы сажа бела!),
Я завидую людям,
У которых – дела,

 У которых – мозоли,
И не случай, а план,
У которых – до боли! –
Первозданный талант. 

 Не приучен к наукам,
И к себе не жесток…
Жизнь моя, дай мне руку –
Десять тысяч дорог! 

 Поведи за собою,
 Кровь мою огрубя…
 Я немногого стою –
 Много меньше Тебя. 

     ПРОЛОГ

Лиловые светы январского лунного утра.
Седые, хрустящие лапы хвои в переплете окна…
По комнате бродит моя неуютная утварь,
Как будто бездонную дрему и думу колдует она.

 Последние всполохи – хмурое пламя рассвета! –
 Уже пробуждают привычно к привычному морю забот:
 Будильник …Трамваи…   И утренний выпуск газеты…
 И все – как вчера, как всегда и на долгие годы вперед.

 Проспекты, кафе – озаренные зыбким неоном…
Торопится заспанный люд, растворяясь в сиреневой мгле…
 И падает снег… И авто шелестят монотонно…
Глухой суетой начинается день трудовой на Земле. 

 А день рассветает разлетами стай голубиных!
 По свету, по легкому насту – и так хорошо на душе!
 Хозяйки выныривают из домов – в магазины…
И мамы выводят-выносят румяных своих малышей. 

 У кассы в кино – многошумное племя студентов:
Всерьез обсуждают больные проблемы – рубля и любви…   
И в мерном движеньи колышутся улицы-ленты.   
«Тик-так» отбивают сердца, и рождается нежность в крови.

О, как коротки вы, январские снежные дни!
 В автобусах едут усталые люди с работы.
Уже вечереет: в домах зажигают огни,
 И город берет на сугробах минорные ноты… 
 
И Шумана грёзы, и лунные звуки Бетховена,
Плывут над людьми, растворяясь в сиреневой мгле… 
 Но    
 В мире (я знаю!)               
 Пылают багровые войны.
И мысли об этом               
 мне жить не дают 
                на Земле!      
         


ЖДУ ВЕСЕННЕГО РАССВЕТА

 
 Большого дня – весеннего рассвета! –
 Я жду в ночи. Один. И у окна…
 Слегка волнуюсь: шутка ли – поэту
 Свидание назначила Весна!   

Её самой не видно, но – я слышу:
Летит-спешит подснежником апрель!
Прислушиваюсь. Тихо. Только с крыши
Звенит стеклянной каплею капель…   

Не чудится ль? Не оттепель ли это?
Нет-нет!Я сердцем чувствую: ОНА!
 Ах, как волнуюсь!..  Шутка ли – поэту
 Свидание назначила Весна… 

Славко Словенов (Вячеслав Геннадиевич Гогин) родился 14 ноября 1935 года. Умер  14 апреля 2016 года.