Цветы с прошлого лета

Светлана Шапиро
По картине Андрея Белле
«Цветы с прошлого лета»
http://andreybelle.com/drowings/21/047.html


        Летний  ливень принес прохладу московским улицам.

        Супруги промокли, смеялись, спешили. Целовались в подъезде как юные влюбленные. А потом муж с удовольствием расставлял вазы с розами по комнате, как делал это много лет подряд,  для нее. А на кухню  принес маленькие невзрачные цветы, желтоглазики в синих ресничках лепестков. Улыбнулся, сообщил, что воды им не нужно вовсе, бессмертник, нас переживет.  Жена, напевая,  перебирала  сочные ягоды клубники, готовясь к вечеринке по поводу их отъезда к морю.

        Гости ушли далеко за полночь. А утром он попросил вызвать скорую помощь.

        Неотложка. Дежурный врач. Такой необходимый укол. Но сердце Эдуарда Максимовича Барклая остановилось 19 июня 1984 года.

                Опустела без тебя Земля…

        Она всегда знала, что не вечная. Ей при рождении дали имя родной  сестры, умершей в двухлетнем возрасте, – Майя. Смерть ходила рядом, когда военная Москва  содрогалась от сигналов воздушной тревоги. Потом мама сказала, что от судьбы не уйдешь. Если суждено попасть под бомбу – прячься, не прячься – все равно этого не избежать. Решено было во время налетов вражеской авиации от  вязания  рукавиц для бойцов Красной Армии не отвлекаться. Так закалялся  характер Кристалинской.

         В середине 60-х годов великий маэстро Эдди Рознер, с оркестром которого она выступала, заподозрил неладное со здоровьем Майи, очень непохожими на последствия перенесенной певицею ангины были выступившие уплотнения на ее шее.  Врачи поставили ей смертельный диагноз – рак лимфатических узлов.  Запретили петь.  Но Кристалинская  не могла не петь. Она проживала на сцене жизни своих героинь, и в этом была ее жизнь.  Майя  всегда пела так, как в последний раз. Потому что не была уверена, что  для нее  наступит такое желанное завтра.  Бесчисленные сеансы облучения и химиотерапии чередовались с гастролями и  выступлениями.  Она продолжала выходить на сцену такой же, как прежде, легкой походкой. Но голос стал печальнее и,  в глазах появилась невысказанная  грусть, а на шее — кокетливо повязанная  косыночка, скрывающая боль и горе певицы.

          Майя Владимировна Кристалинская  почти четверть века жила в ожидании страшного финала, но она пела и боролась со смертью за каждый день жизни, за каждый ее миг. Она всегда знала, что не вечная. Она! Но не Эдик! С его уходом из жизни вокруг нее наступила пустота.

                Как мне несколько часов прожить?

         Закончились все  хлопоты, прощания, церемонии. Она осталась одна.  Во дворе какая-то мамаша зовет сына домой. Кто-то куда-то спешит. А вон тот мужик возвращается домой с авоськой, в которой виден хлебный батон. Вроде бы, все так же, как обычно. Не обычно только одно – мужа нет рядом.  Немигающим взглядом уставились на нее цветы бессмертника. Нас переживет…

          Непонятно, как  существует весь этот мир, в котором нет того,  кого любим?  Как? Как кто-то радуется? Как кто-то поет? Спешит на работу? Покупает хлеб в магазине? Даже солнце, неужели оно может светить, когда пусто вокруг?

                Так же падает в садах листва,
                И куда-то всё спешат такси…

         Есть в фильме «Три тополя на Плющихе»* эпизод**, в котором героиня фильма напевает песню «Нежность»***, ту самую, первой исполнительницей которой была Майя Кристалинская. После выхода на экраны большой страны фильма об одиноких душах с нерастраченной нежностью, о томительном ожидании большой безоглядной любви и несбывшихся надеждах, было много споров о моральном облике советских женщин, и, все же, героиня фильма не стала счастливой. А Майя – стала! Вопреки болезни! Стала самой счастливой с того момента, как в ее жизни появился Эдуард.

         К тому времени она уже успела  скоропалительно выйти  замуж за  Аркадия Арканова, да и расстаться с ним. Каждый вечер она пела и чувствовала, как растворяется в любви зрителей. Но стихали аплодисменты, концерт оканчивался, Майя возвращалась домой, и ей было так  одиноко!

         Майя Кристалинская познакомилась с архитектором Эдуардом Максимовичем Барклаем в конце 60-х в доме хирургов Вишневских.  Болезнь певицы Барклая не смутила. Он стал бывать у нее на концертах, дарил букеты любимых ею  роз, провожал домой, ухаживал сказочно красиво.

               Почти сразу же после знакомства Майя  призналась, что неизлечимо больна и жить ей осталось, может быть, два-три дня. И  у нее уже никогда не может быть детей.  Ее мучали сомнения, зачем такому успешному и привлекательному мужчине связываться с больной, измученной болезнью, женщиной?! Но Эдуард в ответ твердил о том, что они два берега у одной реки. Обещал носить на руках.

            И она поверила. Одинокому сердцу хотелось любить и быть любимым, хотелось мгновений, от которых захватывает дух, из которых и состоит жизнь.
 
           Эдуард  решительно  переехал в ее скромную однокомнатную квартирку. С его появлением всегда рядом с Майей были шикарные розы. Барклай оказался надежным другом, искусным кулинаром и шеф-поваром, удивительно внимательным и заботливым человеком. Рядом с ним она почувствовала, что такое настоящая женщина и почему ее нужно носить на руках! «Сколько неба, сколько света, сколько солнца… Неужели это мне одной?», - пела Майя,  и была счастлива!

        Позже, по совету Эдуарда, Майя начала появляться на сцене не в привычных костюмах, а в элегантных платьях с высоким воротом. Он подбирал для нее фасоны платьев и ткани. В 1974 году певице было  присвоено почетное звание Заслуженной артистки РСФСР,  и Майя Владимировна искренне утверждала, что эту награду они заслужили вместе с Эдуардом Максимовичем.

       А когда к своему пятидесятилетнему юбилею Кристалинская переживала, что голос стал звучать значительно хуже,  и выступать она стала намного меньше, супруг подарил ей идею заняться переводом на русский язык книги Марлен Дитрих «Размышления».

       Долгие годы они были рядом. Дарили друг другу нежность, а вместе с нею – дарили жизнь. Как бессмертник может стоять без воды? Как человек может прожить без любви?

                Только пусто на Земле одной
                Без тебя, а ты…

       Без него  ее жизнь потеряла всяческий смысл. Жить стало неинтересно. Певица перестала наблюдаться у врачей.  Стараниями друзей удалось уговорить ее в  начале 1985 года лечь в клинику, но  болезнь прогрессировала.

       Потеряв супруга, Майя Владимировна  стремительно теряла остатки  здоровья.   Вот уже потерян голос,  найдено одиночество. И осталась нерастраченной нежность … На кухне пылился с прошлого лета  злобный желтоглазый бессмертник. Он высох, потерял цвет, но все еще был. А Майя Владимировна уже не могла  говорить.  Ее сил хватало набрать номер телефона знакомых. Эта сильная женщина плакала в трубку.

       В июне певица была помещена в реанимационное отделение Боткинской больницы. Пролежав там без сознания несколько дней,  Майя Кристалинская умерла  19 июня 1985 года.
 
       Так иногда бывает с любящими половинками, не зря говорится, что жили они счастливо и умерли  в один день.

                Опустела без тебя Земля…



ХХХ


* «Три тополя на Плющихе» -  29 апреля 1968 года на экраны вышел фильм Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе". В год выхода картины ее посмотрело 26 миллионов зрителей.
Героиня фильма, которую играет Татьяна Доронина, ненадолго приезжает в столицу из деревни. Первый, с кем она знакомится, - таксист (его играет Олег Ефремов). Их встреча случайна, она даже не придёт на свидание, но даже часа, проведённого вместе, ей достаточно, чтобы по-новому взглянуть на свою жизнь, почувствовать, как не хватает ей человеческого тепла и понимания.
Картина снята по рассказу Александра Борщаговского "Три тополя на Шаболовке", напечатанному в 1966 году.
Фильм стал обладателем премии Международного католического бюро по кинематографии МКФ в Мар-дель-Плата-68 и премии за лучшую женскую роль (Татьяна Доронина) Всесоюзного кинофестиваля (1970) в Минске. Кроме того, по итогам конкурса журнала "Советский экран" Татьяна Доронина стала лучшей актрисой 1968 года.


**http://www.youtube.com/watch?v=GdR7ldYyD9M
      Нежность - Три тополя на Плющихе

 
* **«Нежность» — песня, написанная в 1965 году композитором Александрой Пахмутовой и поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым. Входит в цикл песен «Обнимая небо».
Существует «мужской» вариант песни — «Твоя нежность» с той же мелодией, но другими стихами, которые были написаны Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым в 1966 году.
http://www.youtube.com/watch?v=9zwQVyvGA6w&feature=related
Майя Кристалинская – Нежность