Шелк и ВШП2 Уточнения

Заметки Географа
Уточнения сведений по ВШП и Шелке:

[64] В 10 веке в Бухаре, Самарканде было развито производство шелковых, шерстяных и хлопчатобумажных тканей; значительная часть текстильной промышленности шла на вывоз в дальние страны.

[49] Шелком платили налоги и дань, он выступает как эквивалент денег при расчетах в торговых операциях. В 6 – 5 веках до н.э. шелком оплачивались военные услуги и поставки лошадей. Согласно согдийским источникам, один отрез шелка стоил 28 дирхем, тогда как пара рабочих волов стоила всего 12 дирхем. Даже в начале 7 века н.э. один конь стоил 4,5 отреза шелка.

[88] Через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в прошлом велась оживленная торговля между Китаем, странами Ближнего и Среднего Востока и Восточной Европы, пролегали миграционные пути, т.е. пути переселения гуннов, юэчжи и других народов с востока на запад и юго-запад. …народы Восточного Туркестана и Средней Азии переняли у китайцев способы разведения шелкопряда и технологию изготовления шелковых тканей и бумаги, а китайцы заимствовали у народов Средней Азии технологию изготовления стекла, глазури, тонкого сукна и возделывание садовых и бахчевых культур: винограда, гранатов, фасоли, люцерны и др. [89, 90, 91].

[92] Экономические и культурные взаимоотношения Средней Азии с Китаем в первой четверти 15 века  приходятся на время правления в Китае императора Чжу-ди (1402-1424), сына императора Чжу Юань-Чжана (1368-1398) , основателя династии Мин (1368 – 1644). Этот период в Китае отмечен относительным развитием ремесла (шелкоткачество и хлопчатобумажная, стекольно-фарфоровая, лакокрасочная отрасли, плавка металла и металлообработка, горнодобывающая и др.).

[94] На рубеже 3-2 веках до н.э. Китай подвергался набегам северного соседа – хунну. И китайские императоры для борьбы с этим воинственным конным народом стали искать союзников. Ими могли оказаться юэчжи (они же кушаны, саки), господствующие над степью к западу от излучины Хуанхэ и к северу от Наньшаня. На поиски предполагаемого союзника ханьский император У Ди в 138 г. до н.э. направил своего посла Чжан Цзяна. По дороге его захватили хунну, ему удалось бежать лишь в 128 г. до н.э. Но юечжы в царстве Дася, отвергли мысль о союзе с Китаем. Чжан Цзян в 127 г. до н.э. отправился назад в Китай. Он обогнул с севера Памир, который назывался Цунлин (Луковые горы), через Алайскую долину и бассейн верхнего Яркенда, главного притока Тарима, он пришел к верхнему Хотану (правый приток Тарима). Переходя от одного оазиса к другому вдоль южной окраины пустыни Такла-Макан, он вышел к огромной плоской впадине, в которой расположено бессточное блуждающее озеро Лобнор.  В 126 г. до н.э. Чжан Цзян вернулся в Китай. По сравнительно точным расчетам он прошел около 25000 ли (14200 км). Из Китая он первый открыл дорогу в Западный край. С именем Чжан Цзяна китайские историки связывают появление в Китае культуры люцерны, винограда, граната, огурца, грецкого ореха и фигового дерева.

[94] Около 3 века н.э. древними согдийскими купцами был открыт торговый путь в Семиречье, через Джунгарские Ворота. Как известно в то время согдийские купцы держали в руках торговлю шелком.

[94] Разгром тюрками варварского объединения племен эфталитов в 560-х гг. позволил согдийским купцам беспрепятственно вести посредническую торговлю с Китаем. Согдийцы обратились к Истеми, ставшему к тому времени ханом, с предложением направить посольство к иранскому шаху, с тем, чтобы добиться разрешения на провоз шелка через его страну. Истем и согласился, так как у тюрков скопились большие запасы шелка, собранного в качестве дани или награбленного в походах. Но разрешение на провоз шелка получено не было. (Это вероятно было связанно с тем, что пересекались торговые интересы купцов двух стран, и согдийцы выступали в качестве конкурентов). Вследствие этого разногласия, согдийцы уговорили тюрков начать войну (из-за торговых интересов) с Ираном, но для этого им следовало найти союзника. Им предположительно должна была стать Византия, куда было и отправлено посольство (для заключения военного союза и торгового договора). Во второй половине 6 века н.э. согдийцы продолжали колонизацию земель, проделав огромный путь через Центральную Азию к Байкалу, они осели в Приангарье; с собой согдийцы принесли культуру развитого земледелия. Археологическими раскопками последних лет в устье р. Унги (левый приток Ангары у 54о с.ш.) обнаружены многочисленные предметы среднеазиатского происхождения и согдийские захоронения. 

[41] Самаркандский золотошвейный бархат верблюжьими караванами доставлялся в Золотую Орду, Москву, Стокгольм, Вену, Рим. Мировую славу завоевали самаркандские стальные мечи и прочнейшие кольчуги, принятые еще в 4 веке до н.э. на вооружение в Поднебесной империи. Именно из Самарканда в течение столетий шла в западноевропейские страны высококачественная пергаментная бумага.

[49] Окраска ткани или нитей, точнее закрепление красок. Освоив первые две технологии (выращивание шелкового червя, получения кокона и разматывания кокона, то есть собственно извлечение шелковой нити), согдийцы начали изготавливать шелковые ткани. Однако их окраска выцветала быстрее, чем у танских (т.е. китайских) образцов.

[97] Данные о торговых связях населения Центральной Азии с окружающими его регионами восходят к 3000-2000 до н.э. Торговым эквивалентом Китая для торговли в Западном крае был шелк. Кроме того, установившаяся традиция посылать на запад кочевникам шелковые ткани засвидетельствована уже в доханьское время. Первые известные нам письменные сведения о торговле шелком китайцев с западными соседями относится к первой половине 3 века до н.э.

[97] Существует еще одно важное свидетельство существования торговых связей между Востоком и Западом в середине 1000 до н.э. это стеклянные изделия, центром производства которых начиная со 2000 до н.э. было Восточное Средиземноморье. Археологические открытия последнего времени позволяют выявить неизвестную ранее систему связей, игравших значительную роль во второй половине 1000 до н.э. Речь идет о «западном меридиональном пути», связывавшем Центральную Азию и Южную Сибирь с юго-западными районами современного Китая, северной Бирмой и северным Вьетнамом. Этот путь протяженностью в несколько тысяч километров проходил главным образом по степному плоскогорью, что значительно облегчало движение по нему центральноазиатских кочевников. По «западному меридиональному пути» шла активная миграция в обоих направлениях, хотя основным было движение с севера на юг, и прежде всего миграция на юг цянских племен. Как свидетельствует «Цяньханьшу», этот маршрут был знаком древним китайцам, которые называли его «дорога цянов» [98].

[97, 86] Важные сведения о бытовании в Центральной Азии товаров из областей Шу и Цюнду (современная провинция Сычуань) содержаться в главе 123 «Шицзы», в известиях о путешествии Чжан Цяня на Запад. Он в частности, пишет: «В бытность мою в Дася (Бактрии) я видел там бамбуковые посохи из Цюн и холсты (хлопчатобумажные ткани) из Шу и спросил, откуда они получают это? Жители царства Дася сказали мне, что купцы их ходят торговать в Шэньду».

 [97] … древние китайские тексты и данные археологических находок (прежде всего в Шичжайшане и Пазырыке) убедительно свидетельствуют, что во второй половине 1000 до н.э. по «западному меридиональному пути» происходила значительная миграция населения и активная торговля. Южными ее контрагентами были купцы из Шэньду и Шу, северными – бактрийские торговцы. Изменившаяся в последующие века политическая ситуация значительно ограничила связи по «западному меридиональному пути», хотя движение по нему продолжалось (в 3-2 века до н.э., 7 – 10 веках н.э.).

[97] Связи между Южной Сибирью и древними цивилизациями Передней Азии в середине 1000 до н.э. осуществлялись по пути, идущем из ахеменидского Ирана через Восточный Туркестан в Туву, на Алтай и Минусинскую котловину. Восточная часть этого пути, от Восточного Туркестана до Южной Сибири, по-видимому, совпадала с «кыргызским путем» средневековых китайских  и арабских письменных источников. О связях Южной Сибири с Ближним Востоком свидетельствуют уникальные находки из Пазырыкских курганов. О значительной древности этих связей, восходящих к 8 веку до н.э., говорят находки в кургане Аржан (Тува) шерстяных тканей ближневосточного происхождения.
 
[101] Восточный отрезок этого пути, вероятно, соприкасался с северной частью «западному меридиональному пути», по которому в Центральную Азию поступали изделия из юго-западного Китая. Возможно, что этот путь был как-то связан со «степным путем», описанным Геродотом. В первой половине 2 века до н.э. произошло значительное расширение торговых контактов (сюнну) со Средней Азией и Ближним Востоком. К этому времени, вероятно, относится начало функционирования пути из Восточного Туркестана в Северную Монголию, по-видимому, в общих чертах совпадавшего с «уйгурским путем» раннесредневековых китайских письменных источников. Выход ханьцев во второй половине 2 века до н.э. в Ганьсуский коридор, а затем в Восточный Туркестан значительно меняет сложившуюся в Центральной Азии систему путей. Во 2-1 веках до н.э. происходит освоение пути, или, точнее, сети дорог, связывающих основные культурные регионы Евразии. В вышедшей в 1877 г. и ставшей классической работе «Китай» К. Рихтгофен назвал эту трассу «Шелковый путь», и с течением времени это название стало общепринятым.

[97] Как свидетельствуют «Описания западного края» китайских династийных историй, в первый период существования Великого шелкового пути через Восточный Туркестан проходили две основные дороги: Южная (Наньдао) и Северная (Бэйдао). Северная дорога, следуя через Лоулань до Карашара, далее «вдоль Северных гор (Тянь-Шань) по Реке (Тарим) шла на запад до Шулэ (Кашгар) [98]. Узловым пунктом на этом пути был Кашгарский оазис (Яньци), куда направлялись караваны, идущие из Лоуланя (Крорайны). Из Кашгара «северный путь» вел через перевал Терекдаван в Ферганскую долину и оттуда в земли Канцзюй (Мавераннахр), Яньцай (район Нижней Волги и Приуралья), оканчиваясь в Северном Причерноморье.

[97] Ценные сведения о двустороннем движении по южному отрезку Великого шелкового пути (из Вахана через Каракорумский хребет к Свату) могут доставить многочисленные наскальные надписи и рисунки, обнаруженные в верховьях Инда в районе Гилгита экспедицией под руководством К. Йеттмара. Эти надписи датируются 1-8 веками н.э. и большинство их относится к кушанскому времени (2-3 века). Они выполнены различными индийскими письменностями, бактрийские, парфянские, кушанские, согдийские, китайские.

[97] Если в первые века новой эры связаны с далеким Причерноморьем поддерживались через Кашгар и Ферганскую долину, то к 5-6 вв. новая трасса «северного пути» проходила через Хами, мимо оз. Иссык-Куль, по долине Таласа и далее к низовьям Амударьи и Волги. В описании «северного пути» у Пэй Цзюя нашло отражение возобновление торговых связей по древнему пути, связывавшему восточно-туркестанские и согдийские центры с Черноморским побережьем и Византией. Обладая к тому времени высокоразвитой техникой производства художественных тканей, согдийцы продолжали вывозить шелковые ткани из Танской империи, что подтверждается обнаружением на горе Муг значительного количества разнообразных китайских тканей (гладких, камчатных, полихромных).

[97] Главным товаром экспорта в страны Запада, естественно, был шелк – благодаря своей легкости, компактности, громадному спросу и дороговизне. Шелк перевозился в кусках. Длина и ширина кусков регламентировалась законом. Так, для ханьского времени ширина шелковых тканей составляла примерно 0,5 м, длинна 9 м. Такого куска хватало для изготовления одежды.

[97] Вскоре после появления транзитного торгового обмена на Великом шелковом пути начался процесс распространения шелководства из Китая на Запад. Первые сведения об этом процессе относятся к 1-2 вв. н.э. и связываются с Иу (Хами) – самым восточным в цепи оазисов Восточного Туркестана.

[106] После установления контактов Китая с Центральной Азией и Восточным Средиземноморьем в страну по Великому шелковому пути стали в большом количестве поступать разнообразные шерстяные изделия, для наименования которых применялись иранские и арабские названия. Таковы ковры-тадэн, покрывала и завесы-цюйсоу, гобеленовые ткани-цзи и паласы-пан. Эти привозимые изделия производили большое впечатление на древних китайцев, незнакомых с техникой обработки шерсти, льна, ковровым производством и гобеленовым плетением.

[107] Широкому распространению стеклянных изделий вдоль трассы Великого шелкового пути в первые века новой эры способствовал значительный прогресс в стеклоделии. В 1 веке до н.э. (возможно, и ранее) в Сирии был изобретен метод изготовления сосудов путем выдувания стекла через вдувальную трубку.

[97] В 5 веке в Северном Китае происходит процесс освоения технологии изготовления стеклянных изделий. После этого стеклянные изделия стали в Китае значительно дешевле, и никто не считал их чрезмерно ценными. 

[97] Шелк и бронзовые зеркала, которые шли на Запад, шерстяные и стеклянные изделия, поступавшие на Восток, составляли не менее трех четвертей общего объема торговли на Великом шелковом пути. Вместе с тем ассортимент товаров, перевозившихся по Шелковому пути, главным образом с Запада на Восток, по данным многочисленных источников (текстов, изобразительного материала, археологических раскопок), весьма внушителен. Представление об этом можно получить по классическим работам                Б. Лауфера [108] и Э. Шефера [109]. Главным итогом торговой активности на Шелковом пути был плодотворный обмен духовными и материальными ценностями, что оказало значительное влияние на всю средневековую историю культуры народов Евразии.

[24] В далеком Китае символом экзотического, желанного и недоступного слыли знаменитые золотые персики Самарканда, их дважды присылали в дар китайскому императору правители Самарканда в 7 веке. На ближнем Востоке, в Иране славились самаркандская бумага, парча, серебристые ткани, шелк, большие медные котлы. Недаром арабский географ 10 века Истахри писал, что «Самарканд – это рынок Мавераннахра и место стечения купцов, большая часть товаров Мавераннахра попадает в Самарканд, а затем расходится по другим областям».

[24] В 3-5 века налаживается постоянный контакт согдийцев с Китаем.

[111] В районе Мазари-Шарифа (Афганистан) в кушанскую эпоху есть упоминая что водились львы. Известно, что 87 году кушанские послы вывезли отсюда львов в подарок китайскому двору. Имеются сведения, что где-то здесь в 1256 году охотился на львов сын Чингисхана - Хулагу; упоминает о львах и великий путешественник Марко Поло, а также авторы 15 века.

[112] Через территорию Центральной Азии глубокой древности пролегали караванные пути, связывающие страны Дальнего Востока с Западом. По Шелковому пути осуществлялась транзитная торговля. Общение (Запада и Востока) шло через Центральную Азию, которую в силу ее географического положения просто нельзя было обойти. Именно через Центральную Азию на Ближний Восток, а оттуда в Европу попали бумага, тушь, ксилографическое книгопечатание.

[112] С 5-4 вв. до н.э. появились шелковые свитки для письма (кит. «бошу»). Образцы подобных свитков были найдены вместе со свитками из бумаги около Великой Китайской стены. В 1 веке н.э. появляются первые образцы бумаги из необработанного шелка или шелковых волокон. 105 год н.э. официально считается в китайской литературе годом изобретения бумаги. Согласно источникам, изобретателем ее был Цай Лунь. За последнее время в западных районах Китая найдены образцы бумаги датирующийся 87-49 гг. до н.э. и 52 г. н.э.

[112] Проникнув из Восточного Туркестана в Среднюю Азию, техника бумажного дела прочно утвердилась в Мавераннахре. В 8 веке арабы от китайцев научились изготовлять бумагу и ввели его во всех странах Халифата. В 12-13 веках испанские арабы (Омеядский Кордовский Халифат – которые кстати были родом из Бухары) преуспели в производстве бумаги. От них умение делать бумагу заимствовали итальянцы. Вскоре после этого бумага стала изготовляться по всей Европе. Вероятно, не только испанские арабы передали европейцам технику изготовления бумаги, так как она долго носила название «дамасский лист». Но и это название указывает на ее несомненно восточное происхождение. По мнению Т.Ф. Картера, самаркандская бумага, ранняя арабская бумага 8 века и первые образцы европейской бумаги 13-14 веков очень близки друг к другу и к центральноазиатской бумаге. Крайним западным пунктом караванных путей, соединявших в древности Восток и Запад (в том числе и Великий Шелковый путь), была Сирия. Со 2 века н.э. сирийцы имели сложное и развитое книжное дело.
[112] Краска или чернила так же необходимы для письма и печатания, как и бумага. Есть мнение, что первая тушь могла быть известна в Китае в весьма отдаленные времена, еще при первой китайской династии, Шан (1766-1122 гг. до н.э.), существование которой подтверждено надежными и богатыми археологическими материалами.

[116] В античные времена пряности поступали в Египет, Грецию и Рим в основном из Индии и с Цейлона. Частичное применение находили и пряности местного происхождения – из Малой Азии и Средиземноморья. Караваны с пряностями, двигавшиеся со стороны Персидского залива и Красного моря через Аравию, а также по Тигру и Евфрату, стекались в финикийский город Тир – на восточном побережье Средиземного моря, отсюда их по морю вывозили во все остальные города Средиземноморья. После того как в 332 году до н.э. Тир был захвачен войсками Александра Македонского, центр торговли пряностями переместился в Карфаген, а затем, в середине 2 века до н.э., в Александрию, где и оставался до тех пор, пока римляне не установили своего господства по всему Средиземноморью. Приобретение пряностей в древнем Риме составляло одну из важнейших статей расходов, ибо ценились они чрезвычайно высоко. Римский историк Плиний жаловался, что эти товары продаются на рынках Империи в 100 раз дороже первоначальной стоимости (ежегодно в Риме на пряности тратили до 50 миллионов сестерций). Однако, несмотря на это, никто из римских купцов не отваживался самостоятельно отправится в далекие земли за пряностями, и выгодная для восточных купцов посредническая торговля продолжала процветать вплоть до заката Римской империи.

[116] В годы раннего средневековья, последовавшие непосредственно за крушением Римской империи, когда ремесло и сельское хозяйство Европы пришло в упадок, европейским странам нечего было предложить в обмен на дорогие товары восточных купцов, и торговля пряностями временно заглохла. Позднее она возобновилась, но уже в новых государствах, сложившихся в Восточном Средиземноморье. Монополистом в торговле с Востоком стала Византия, и ее столица Константинополь оспаривала у Александрии звание всемирного центра по торговле пряностями. Пряности в Византию доставляли арабские купцы, доминировавшие на Востоке и в Средиземноморье с 7 века. Местом, где арабы непосредственно соприкасались с европейцами, был Пиренейский полуостров. Поэтому часть пряностей от арабов попадала в тогдашнюю Европу через испанцев. В середине 11 века турки-сельджуки стали полными хозяевами Малой Азии, а в 1055 году захватили Багдад – самый крупный центр арабской культуры и торговли. Хорошо налаженная торговля Востока с Византией и Европой была полностью нарушена.

[116] С начала 13 века право торговли пряностями было поделено между тремя итальянскими республиками: Венецией, Генуей и Пизой – до тех пор, пока в 14 веке Венеция не стало единоличной столицей по торговле пряностями в Европе. За фунт мускатных орехов, например, давали трех-четырех овец или корову. В средние века пряности, вследствие своей высокой стоимости, нередко заменяли собой золото в штрафах, контрибуциях и других платежах.

[116] В 1498 году Васко да Гама, впервые минуя посредников в торговле, привез на своих кораблях перец, гвоздику, корицу и имбирь, а затем спустя три года, вновь организовал грандиозную экспедицию, привезшую 2000 тонн пряностей. Это вызвало небывалую сенсацию в торговых, да и не только в торговых кругах, Европы. Было очевидным, что экономическому и политическому могуществу Венеции придет конец. Более того, прямой вывоз пряностей из стран Азии в Европу, минуя арабов, нанес непоправимый ущерб всей системе арабской торговли, что сыграло роковую роль в судьбе многих арабских государств, расположенных на традиционном пути из Индии в Средиземноморье. Центр мировой торговли пряностями переместился на Пиренейский полуостров.

[97] Связи между Южной Сибирью и древними цивилизациями Передней Азии в середине 1000 до н.э. осуществлялись по пути, идущем из ахеменидского Ирана через Восточный Туркестан в Туву, на Алтай и Минусинскую котловину. Восточная часть этого пути, от Восточного Туркестана до Южной Сибири, по-видимому, совпадала с «кыргызским путем» средневековых китайских  и арабских письменных источников. О связях Южной Сибири с Ближним Востоком свидетельствуют уникальные находки из Пазырыкских курганов. О значительной древности этих связей, восходящих к 8 веку до н.э., говорят находки в кургане Аржан (Тува) шерстяных тканей ближневосточного происхождения

Следует отметить, что среднеазиатские шелковые ткани «занданачи» 7-9 вв. (получили свое название от бухарского селения Зандана) вытканы … из некрученных нитей, как это установлено проведенными за последние годы исследованиями техники шелкоткачества. Правда, с конца 10 в. под тканью «занданачи» понимались в основном высокосортная хлопчатобумажная материя, также широко известная за пределами Средней Азии. В арабской географической литературе в числе крупных центров текстильного производства (второй половины 10 века) упомянуты Самарканд, Бухара, Ниса, Абиверд. Важнейшим центром шелкоткачества являлся также Мерв. Более 70% находок шелка (в Европейской России) сосредоточено в бассейне верхней и средней Волги. Этот любопытный факт, кажется нам, может служить косвенным доказательством правильности отнесения (шелковых)… тканей к среднеазиатскому импорту, так как известно, что торговля Руси со Средней Азией шла по волжско-каспийскому пути через г. Булгар – крупнейший экономический центр Поволжья. Исследовательница средневековых тканей А.А. Иерусалимская отмечает, что слабая крутка нитей была характерна для Ирана, как и вообще для шелкоткацких мастерских Востока. Однако продукция иранских центров шелкоделия отличалась от среднеазиатских тем, что была выработана из тонких нитей, в то время как последние применяли относительно толстую пряжу. Известно, что в Исфахане, Ширазе, Иезде, Нишапуре, Тебризе на экспорт производились не только шерстенные, льняные и хлопчатобумажные ткани, но и различные сорта шелковых. Их вывозили в Аравию, в страны Средиземноморья и в Восточную Европу. Известно, что на Востоке стоимость тканей исчислялась в кусках, содержащих количество материи, необходимое для шитья длиннополого платья. … в Саксине находились колонии иранских и среднеазиатских купцов. Этот город, расположенный в дельте Волги, являлся в 12 веке крупнейшим торговым центром, через который шел поток товаров в Волжскую Булгарию и далее в русские земли. О размерах производившейся здесь торговли можно судить хотя бы по тому, что между Саксином и Алхамом, гаванью города Амоля, ежегодно плавало до 400 кораблей. Булгар являлся местом постоянного контакта русских и восточных купцов на северо-востоке Европы. Сюда прибывали восточные купцы с тканями и другими ремесленными изделиями, пряностями и рисом, отсюда увозили русские меха, мед, воск, кору для дубления кожи и рабов. Сношения со Средней Азией осуществлялись преимущественно водным путем. Волго-Каспийским путем, хорошо документированным источником (Ибн Хордабех, Масуди, ал-Гарнати), следовали купцы в Поволжье и караваны, шедшие из Волжской Булгарии в Хорезм. Отправным пунктом для среднеазиатских купцов служил порт Абаксун на юго-восточном побережье Каспия, который был соединен сухопутными дорогами с Ургенчем, Бухарой, Нишапуром и другими городами. Из Абаксуна торговые караваны шли вдоль северо-восточного берега Каспийского моря до устья Волги и вверх по реке до города Булгар. Обычно из Абаксуна купцы отправлялись в путь ранней весной, чтобы прибыть в Поволжье вскоре по окончании охотничьего сезона. Видимо, в это же время совершали свои поездки в закаспийские области русские и булгарские торговые люди. Существовала еще сухопутная дорога, связывающая Булгар с Хорезмом через плато Устюрт. Этой торговой трассой шел караван с которым в 922 г. прибыл в Булгар Ибн Фадлан. В то время она еще не была оборудована караван-сараями, где купцы могли доставать провиант и фураж для вьючных животных. Как показали археологические исследования, караван-сараи появились в Юго-Восточном Устюрте в 12 – начале 13 в., что свидетельствует о росте значимости этой караванной дороги. Они отстояли один от другого на 20-25 км, т.е. это составляло расстояние нормального перехода каравана (Fehner M. V. (1981 About history of commercial relation of Russian with Eastern countries in before Mongolian time (On material of Silk drapery). In book Caucus and Middle Asia in ancient and middle age time (History and Culture), by editors Litvinskiyi B.A., Moscow, Science, pp.139-145).

В 1 тыс. до н.э. хотанский нефрит вывозился в Китай в значительных количествах. Находки нефритовых изделий чжоуского и раннеханьского периодов (10 в. до н.э. – 1 в.н.э.) по объему и численности значительно привышают находки более поздних периодов.  Насчет китайского нефрита смотрите здесь:
• Сыма Цянь. Шицзи – исторические записки. Том 1-10. Пекин. 1958.
• Эгами Намио. Юэчжи и нефрит. Изучение истории и культуры Азии. Токио. 1967.
• Hulsewe A., Loewe M. China in Central Asia. The early stage: 125 B.C. –A.D. 23. London. 1979.
Информация о торговле Шелком Китайцев с западными соседями начало первой половины 3 века до н.э.:
• Сыма Цянь. Шицзи – исторические записки. Том 1-10. Пекин. 1958.
• Эгами Намио. Юэчжи и нефрит. Изучение истории и культуры Азии. Токио. 1967.
• Herrmann A. Die alten Seidenstrassen zwischen China und Syrien – Quellen und Forschungen zu alten Geschichte und Geographie. H. 21. Leipzig. 1910.
• Harada Joshito. East and West. Volume 2. Memories of the Research Department ot the Toyo Bunko (Oriental Libriry) Tokyo. 1979. #29.
• Ван Бинхуа. Краткий отчет о раскопках погребений со срубами в Алагоу в Синьцзяне. Веньу. Пекин. 1981. №1.

Используемая литература (немного в разнобой, это черновики моего диссира :) ):


             64.История Народов Восточной и Центральной Азии с древнейших времен    до
               наших дней. Москва. Наука. 1986. с. 222, 226-228.

      49. Богомолов Г. 2007. Три секрета шелка. Наука и жизнь Узбекистана. №5-6. с.4-6.

         88.Из истории Средней Азии и Восточного Туркестана 15-19 вв. Ташкент. Фан.
            1987. Отв. Редактор. Ахмедов Б.А. с. 3.

         92.Буриев А.Б. Сведения Хафи—И Абру о взаимоотношениях Средней Азии с
             Китаем в 15 веке. Из истории Средней Азии и Восточного Туркестана 15-19 вв.
             Ташкент. Фан. 1987. Отв. Редактор. Ахмедов Б.А. с. 24, 26-27, 34.

         94. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий.
            Географические открытия народов Древнего мира и средневековья. Издание
            третье, переработанное. Том 1. Москва. Просвещение. 1982. с.25, 33-35, 38,
             138-140, 143, 145-146, 151, 234.

           41.Алескеров Ю.Н. Самарканд – Путеводитель. Ташкент. ЦК КП Узбекистана.
               1976. с.32, 18.


            97. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Очерки истории.
               Под редакцией Тихвинского С.Л., Литвинского Б.А. Академия Наук СССР.
               Институт Востоковедения. Москва. Наука. Главная редакция Восточной
                Литературы. 1988. с. 352-390.

            86. Бичурин Н. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней
                Азии в древние времена. М.; Л., 1950-1953. Том 3. с 274, 153.

            101. Грязнов М.П. Аржан. Ленинград. 1980. с. 199-206.

           106. Чэнь Чжутун. Экономические и культурные связи Западной и Восточной Хань
                с Западным краем и другими территориями. Шанхай. 1957. с. 14-15, 7.

           107. Forbes R. Studies on ancient technology. Volume 5. Leiden. 1957. Pp.
                110-196.

           108. Laufer B. Sino-Iranica. Chicago. 1919.

           109. Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинках в
            империи Тан. Москва. 1981.
          
           24. Science and live in Uzbekistan. Fan Va Turmush scientific journal. Volume
                3-4.
                Tashkent: 33-36.

            111. Сарианиди В.И. Бактрия. Сквозь мглу веков. Москва. Мысль. 1984. с. 68.

          112. Терентьев-Катанский А.П. С Востока на Запад. Из истории книги и
                книгопечатания в странах Центральной Азии 8-13 веков. Серия:   
                Культуры Народов Востока. Москва. Наука. Главная редакция восточной
                литературы.
                1990. с37, 9-10, 20-22, 31-32, 34.

          116. Похлебкин В.В. Все о пряностях. Виды, свойства, применение. Москва.
                Пищевая промышленность. 1975. с. 8-9, 10-11, 12-13, 14-15.

          89. Ван Чжилай. Чжунъя ши (История Средней Азии). Пекин. 1980.

         90. Фэн Пзяшэн, Чэн Суло, Му Гуан-вэнь. Вэйуэр цзу шиляо цзяньбянь (Сборник
            материалов по истории Синьцзяна). Том 2. 2-е издание. 1982.
         
         91. Лю Чжисяо. Вэйуэр цзу лиши (История уйгуров) 3 тома. Пекин 1985.
         
          98. Hulsewe A., Loewe M. China in Central Asia. The early stage. 125 D.C. –
           A.D. 23. London. 1979. Pp. 209, 73.