Сверкающий мир

Людмила Береснева
     Порывистый ветер рукой скрипача коснулся проводов – они вздрогнули и сладостно-грустно запели.
     Снежный вихрь неожиданно заиграл, как кларнетист, на старой водосточной трубе свою звонкую мелодию.
     Засвистел ветер высоким и тонким звуком флейты, пробиваясь сквозь дощатый забор.
     Под мелодию вьюги в ярком свете уличных фонарей кружились, искрясь, переливаясь, сверкая алмазами, легкие снежинки. И казалось:

                Бриллианты в свете лунном,          
                Бриллианты в небесах,
                Бриллианты на деревьях,
                Бриллианты  на снегах. ( А.Фет)

     В эту  предновогоднюю  ночь  я стояла завороженная блеском этого снежного бала, игрой лучистых его огней.  И вдруг мне вспомнилось одно из ярких впечатлений недавней поездки в Израиль. Да, незабываемы были и Храм Рождества Христова в Вифлееме,  и печальные оливы Гефсиманского сада,  и скорбный путь  по Виа Долороза,  и омовение в Иордане, и многое-многое другое.
Что же это было за яркое событие, завершающее мое путешествие  по Израилю?
     Алмазная биржа Тель-Авива.
Музей  бриллиантов этой биржи расположен на первом этаже 28-этажного здания-башни.
      И вот я вхожу в первый зал музея. В этот миг меня  буквально ослепляет сияние бриллианта.  Он   возник, как дивный цветок, откуда-то из темноты под музыку, в которой слышалась мелодия дождя. Это был не обычный бриллиант  с 57 гранями, а, как стало известно, у него их - 240. Свет, проникающий в него, веером рассыпался из сердцевины,  драгоценный камень сиял всеми своими гранями.
     Мгновенно мелькнула мысль, что это знаменитый «Кохинор» (Гора света).
Но разум тотчас отверг предположение, так как известно, что тот камень давно красуется в короне Ее Величества королевы Великобритании.
     С этой минуты радость любования не покидала меня. Я восхищалась сокровищами природы и мастерством человека, раскрывающего  их красоту. Передо мной были россыпи фиолетово-розовых аметистов, сочно-зеленых изумрудов. Как зерна спелого граната, горели пиропы.  Сияли небесной чистотой сапфиры.  Пламенели углями догорающего костра кроваво-красные рубины. Мягко-зеленоватой бирюзой светились аквамарины. Замысловатыми рисунками от черного до оранжево-красного поражали глаз слоистые агаты. Но красота всех этих камней меркла перед магической красотой ограненного алмаза. Шамир – царь всех камней -  называли его древние евреи; адамас – «неодолимый» - величали его греки; фарий – преклонялись перед ним индусы, считая, что алмаз образован из пяти начал природы: земли, воды, воздуха, неба и энергии. И на всех языках мира в его имени звучит превосходство – «непобедимый», «несокрушимый», «неодолимый», «наитвердейший» и, конечно же, «блистающий».
     Вспомните слова А.И.Куприна в рассказе «Суламифь»: «Алмаз – свет солнца, сгустившийся в земле и охлажденный временем. Он играет всеми цветами, но сам остается прозрачным, точно капля воды», - восторженно говорил царь Соломон своей возлюбленной Суламифи,   преподнося кольцо с алмазом.
     В музее Алмазной биржи в Рамат-Гане представлены бриллианты всех цветов и оттенков. Рассматриваю их и  поражаюсь мастерству человека, работающего с этим удивительным камнем. Вот искрится в лучах света, распустив прозрачные сияющие крылья, стрекоза из бриллиантов чистой воды. За ней устремилась ласточка, горлышко которой сверкает редчайшими красными бриллиантами. Грациозно повернула голову кошка с голубыми глазами. От чутких ушек до кончика хвоста она сделана из черных бриллиантов. И даже предметы нашего времени: теннисный мяч, мобильный телефон, дамский пистолет, усыпанные бриллиантами, -  становятся произведениями искусства.
     В музее Алмазной биржи Израиля вам покажут интересный фильм, как мастера-огранщики раскрывают красоту и блеск алмазов, превращая их в бриллианты, перед вами предстанут во всей красе известнейшие алмазы, масса которых до огранки была свыше 400  карат. Бриллианты, сделанные из этих алмазов, как люди, носят имена, у них сложнейшие судьбы: «Великая Звезда Африки», «Кохинор», «Регент», «Хоуп», «Флорентинец», «Эврика», "Красный Крест»… Среди них два бриллианта: «Орлов» и «Шах» - хранятся в Алмазном фонде России.
     «Орлов»  - самый крупный   бриллиант, принадлежащий России. Это камень голубовато-стального цвета, найденный в Индии и там же ограненный в виде розы с большим количеством мелких граней, расположенных ярусами. Существует легенда, что тот бриллиант был когда-то глазом статуи, украшавший дворец Брахмы. Французский солдат, охранявший  статую, похитил тот бриллиант и продал его капитану английского судна. Много раз красивейший бриллиант менял своих хозяев, пока его не купил в Амстердаме даже по тем временам за баснословные деньги – 400 тыс. золотых рублей – граф Орлов. Он подарил этот бриллиант Екатерине Второй в  знак  своей «пылкой любви», и драгоценный камень засверкал в скипетре императрицы. 
     А вот печально знаменитый алмаз желтого цвета – «Шах». На трех его гранях  вырезаны имена правителей, первых владельцев этого камня. Этот  алмаз долгое время висел над троном Великих Моголов как талисман, пока не попал в Персию.
     После разгрома в 1829 г. русской дипломатической миссии в Тегеране и убийства дипломата и поэта А.С. Грибоедова сын шаха вручил Николаю Первому этот желтый драгоценный камень в качестве «компенсации» за гибель русского дипломата.
     Экспозицию выставки музея Алмазной биржи Израиля заканчивает  необычный экспонат - старинные золотые песочные часы. В колбах этих часов вместо песка – бриллианты. Ослепительно сверкая, они медленно перетекают из одного сосуда в другой, напоминая людям о быстротечности времени, и в то же время внушают мысль  о красоте и радости жизни.