Воздушные чрезвычайные пожарные

Владимир Спасибо
 
Сергей Шойгу в интервью "Известиям" 23 декабря 2010 г. по случаю 20-летия МЧС упомянул о программе переоснащения МЧС на 2011-2015 годы стоимостью 43 млрд рублей. «Эти средства пойдут в том числе на оснащение авиационной техникой. В ближайшие годы на вооружение МЧС будет принято восемь самолетов Бе-200ЧС. Кроме того, в рамках сметы МЧС планируем приобрести два самолета Ан-148, 18 вертолетов Ка-32 и Ми-8. Планируется также оснастить авиапарк МВД России, Минобороны России, ФСБ России выливными авиационными приборами и другим необходимым оборудованием для обнаружения и ликвидации пожаров. Это позволит уже в 2011 году увеличить общую группировку воздушных судов, привлекаемых для тушения пожаров, на 99 единиц. Таким образом, в России будет создана самая крупная в мире национальная группировка - 180 воздушных судов».
Давайте напомним уважаемому министру, что площадь лесных пожаров в 2010 году только по официальным данным составила 3 млн га. Сгорели населенные пункты. Погибли люди.
Да, очень красиво МЧС сбрасывало тонны воды с летающих танкеров, да вот эффективность тушения огня таким манером весьма сомнительна.

С самолета в очаг горения попасть практически невозможно. Можно еще попасть с вертолета. Но при этом нужна наземная корректировка по сбросу воды, учет погодных условий, завершение тушения прибитого с воздуха очага на земле.

Сама зона пожара экранируется восходящим потоком воздуха с образованием вихревых структур над зоной максимального тепловыделения. В итоге основная масса сбрасываемой воды уходит за пределы пожара или испаряется.

Удельные затраты на доставку 1 тонны воды к месту пожара у самолетов вчетверо дороже, чем у вертолета. Да ведь и использование вертолетов – удовольствие недешевое. Стоимость летного часа – до 100 тыс. руб.

К моменту максимального усиления авиационной группировки МЧС 9 августа 2010 года в 14 российских регионах было задействовано 34 воздушных судна, в том числе 9 иностранных. Два вертолета Ка-32 - из Турции, два самолета-амфибии – из Италии, один – из Франции.

В Подмосковье в различные дни на тушение пожаров привлекалось до трех вертолетов Ка-32, два Ми-8 и один Ми-26, два самолета Бе-200, два самолета Ил-76.

30 июля 2010 года для тушения пожаров в Московской области Ил-76 совершил 2 вылета, вертолеты Ка-32 - 5 вылетов, Ми-26 - 2 вылета. Всего при 157 сбросах израсходовано 1475 т воды. Залито от силы 3 га площади.

За один вылет вертолет с 5 тоннами воды зальет площадь не более 100 кв. метров. Если в лучшем случае за день он сделает 2 десятка вылетов, при условии, что водоем рядом, то получается 2 тыс. кв. метров. То есть для ликвидации огня на 1 га в идеальном варианте нужно 5 вертолетов Ми-8.

А горело прошлым летом 3 млн. га.

Лесные пожары, для борьбы с которыми и предполагается использовать указанный авиапарк, бывают низовыми, при которых выгорает только лесная подстилка, мхи и лишайники, а деревья, в основном, остаются нетронутыми, и верховые, при которых сгорает весь лес.

В сухую погоду низовой пожар сравнительно легко переходит в верховой, а верховой, в свою очередь, может распространиться на огромную площадь.

Тушить верховые пожары очень сложно. Наиболее эффективны встречные палы.

Самые опасные пожары - торфяные. Если осушенное болото загорается, потушить его практически невозможно. Тем более с воздуха.

В России около 5 миллионов гектаров осушенных болот, и большая часть их находится в густонаселенных регионах Европейской России. Горят эти осушенные болота в каждое жаркое лето. Их с земли не потушишь, не говоря уж с воздуха. Обводнять даже решили.

Причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках – антропогенный фактор. Поэтому в первую очередь надо бороться с неосторожностью людей и умышленными поджогами.

Для предупреждения распространения пожаров и быстрой их ликвидации необходимо предварительное, трудоемкое противопожарное обустройство лесов.
Строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, прокладка просек, противопожарных разрывов, контролируемое выжигание не покрытых лесной растительностью участков лесного фонда.
Очистки от захламленности, своевременное проведения выборочных и сплошных санитарных рубок и рубок ухода.
Дороги противопожарного назначения устраивают в дополнение к имеющейся сети лесных дорог, чтобы обеспечить проезд автотранспорта к участкам, опасным в пожарном отношении, и к водоемам. Работы по устройству таких дорог заключаются в корчевании пней, расчистке и выравнивании проезжей части, устройстве гатей, переездов через канавы, ручьи и т.п.
Все лесные дороги необходимо строить таким образом, чтобы они одновременно служили преградами распространению возможных низовых пожаров и опорными линиями при локализации действующих очагов.

Да вот некому этим сейчас заниматься, и не на что.

А уж когда загорелось – не оказалось даже пожарных машин, а те, что еще остались – не откуда было заправлять водой.

Зато мы устраиваемое грандиозное авиашоу.