Чему научат в школе?
В феврале 2011 года в Думу будет внесен новый законопроект "Об образовании", составной частью которого являются стандарты образования.[1]
Проект Федерального стандарта среднего (полного) общего образования предполагает сокращение количество предметов в старших классах в 2 раза. А для оставшихся вводится 3 уровня освоения - интегрированный, базовый и профильный.
3 выбранных предмета предполагается изучать на профильном уровне (на каждый по 5 часов в неделю), три - на интегрированном или базовом уровне (по 3 часа в неделю).
На каждый из обязательных предметов по 3 в неделю. Итого 33 часа в неделю.
На обсуждении проекта в комиссии Общественной палаты по развитию образования ректор Высшей школы экономики и глава комиссии Ярослав Кузьминов утверждал, что примерно за три года до окончания школы родители и сами школьники начинают задумываться: что же дальше?
В зависимости от ответа на этот вопрос и распределяются усилия в учебе.
По утверждению Кузьминова, треть старшеклассников в крупных городах не посещает школу, потому что перешли на обучение экстерном, а освободившееся от посещения ненужных (а кто решает, - нужный, не нужный?- В.С.) предметов время тратят на подготовку к поступлению в вуз.
Под предлогом того, что школьная программа перегружена и ученики не успевают освоить весь материал, реформаторами предлагается осуществить переход к профессионально ориентированной школе. Которая будто бы должна стать заменой подготовительной системы для вузов.
Вопрос - а разве в ВУЗы сейчас не принимают на основании сдачи ЕГЭ?
И как в таком случае ЕГЭ собираются проводить – по профессиональному разделению?
Очень своеобразно выглядит проект стандарта.
Обязательные предметы:
Россия в мире, ОБЖ, физкультура.
Простите, а «Россия в мире» – это разве не раздел «Истории России»?
По поводу ОБЖ – если уж такой предмет действительно нужен, то изучать основы безопасности жизнедеятельности следует пораньше. Пока еще детский разум запечатлевает угрозы надолго – и про наркоманию, про курение и прочее.
Предметы на выбор:
Русский язык и литература, родной язык и литература.
Как может быть необязательными русский язык в многонациональной России?
По поводу российской – а не русской – литературы есть вопросы. Как преподавать, как прививать вкус к чтению детям.
А вот что такое родная литература – это еще больший вопрос.
Иностранный язык.
Иностранный язык – факультативно, по выбору!
Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право).
Полная каша. Нужен один обязательный курс – «Обществознание» с элементами экономики, права. А географию изучать до 9 класса.
Математика и информатика.
Безусловно обязательные математику и информационные технологии сводят в нечто единое и необязательное?
Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология).
Естествознание не нужно изучать в старших классах. А экология – это же раздел биологии!
Нельзя физику, химию, биологию считать необязательными.
Искусство или предмет по выбору школы (для национальных республик).
Что такое искусство как предмет? Назовите хотя бы культурологией.
В новом стандарте идет речь об индивидуальных проектах школьников, предназначенным для развития навыков самостоятельного обучения. Предполагается, что эта работа, на которую отводится два часа в неделю, будет проходить под руководством тьютора.
Раньше это называлось факультативами. А теперь – тьюторство?
Разработчики переживают о том, как регулировать запись на предметы.
Господи, да ведь спокон веку были специализированные классы. С отбором, своей программой. А мы нагородим нечто новое и окончательно угробим школу, которой и так-то несладко.
Просто навскидку - пример Испании.
Согласно статье 16 Единого (органического) закона Испании о качестве образования от 23.12.2002: «В начальной школе преподаются следующие учебные дисциплины: естествознание, география и история; художественные воспитание; физическое воспитание; государственный испанский (кастильский) язык; официальный язык Автономного сообщества; иностранный язык; математика».
В дополнение к этим дисциплинам преподаются основы обществоведения, культурологии и религии.
Статья 23 указанного Единого закона Испании.
В учебном расписании обязательной средней школы предусмотрено преподавание следующих предметов: биология и геология; классическая культура; этика; физика и химия; география и история; латинский язык; испанская литература и государственный (кастильский) язык; язык своего автономного сообщества; иностранный язык; математика; музыка; основы технологии.
В дополнение к этим дисциплинам преподаются основы обществоведения, культурологии и религии.
Вот в Испании о воспитании детей и юношества задумываются. А у нас о чем?
[1]Светлана Сметанина. Предметно-методическая революция Известия, 21 декабря 2010 г. http://www.izvestia.ru/education1/article3149770/.