Одноклассник

Евгений Боровицкий
Валера объявился неожиданно. Хотя вру, я ждал его звонка, после того как моя сестра сообщила мне, что видела его и дала ему мой телефон.
-Он так хорошо выглядит! Был со своей сестрой. Вот как ее зовут, я забыла.
-Лариса, кажется так.

Три года назад Валера уже заезжал ко мне на работу со своей новой женой Валентиной. Мы с пол часа пообщались и договорились съездить на шашлыки. Но, он так больше и не объявился. Улетел в свой Норильск по-английски, не прощаясь. Своих координат не оставил и связаться с ним у меня не было возможности. «Ну, и черт с ним!» - с обидой подумал я и решил, что свое поведение с женщинами, оставленными здесь десять лет назад, он перенес и на друзей.

Как и в тот раз, Валера приехал ко мне на работу. Правда, у меня были не лучшие дни. Директор предложил мне оставить должность главного инженера и пойти на понижение.
-Вы очень хороший человек. Но я считаю, что за стройку, которую мы затеяли должен отвечать главный инженер. Я предлагаю Вам пойти ведущим инженером по охране труда.
Я, не меняясь в лице, спокойно сказал:
-Хорошо, я согласен. Я полагаю, что должен сам написать заявление о переводе. Единственная просьба – можно ли чуть подкорректировать зарплату, чтобы она слишком резко не уменьшилась?
-Я подумаю, - пообещал мне директор.

До истечения моего контракта было больше полугода. Можно, конечно, упереться и цепляться за свое место, но это глупо и бессмысленно. Найти огрехи и недоработки в любой работе можно сколько угодно. Было бы желание. Тем более в моей, где я отвечаю буквально за все. Но, с другой стороны, это его право.

Три года назад он принял меня на эту должность, сейчас считает, что я не справляюсь с ней. Да, услышать такое неприятно. Такое предложение сильно бьет по самолюбию, но как говорили древние китайцы -  «Нет радости, которая не сулила бы огорчений. Нет несчастья, которое не предвещало бы радости».

Как только я перестал быть главным инженером – меня прекратили дергать по разным проблемам института. За весь рабочий день несколько телефонных звонков и то по ошибке. Я понял, что есть должности, на которых ты никому на хрен не нужен. Неделю я приходил в себя, а потом решил, что все идет к лучшему.

 Во-первых, мне надо освоить новую работу, во-вторых, использовать высвободившееся время для своих дел. По большому счету в моем возрасте, с моим здоровьем, время самая большая ценность для меня: «Наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую -  на безделье, и всю жизнь – не на те дела, что нужно» - поучает в письмах к Луциллию мой любимый Сенека.

Я завел Валеру в свой новый кабинет. Он тут же открыл портфель и достал сброшюрованные листы:
-Женя, это тебе почитать мои воспоминания.
-Валера, а это мои скромные рассказы, - и я достал свои листы, - так сказать симметричный ответ.

Валера был удивлен не меньше, чем я, но телефонный звонок заставил меня покинуть друга и идти на обследование помещений. Процедуру, которую нельзя было отложить. Ее проводил старый инженер семидесятилетний Геннадий Сергеевич. У него, как и у меня были не лучшие времена. Его окончательно провожали на покой, но на пару месяцев оставили ввести меня в курс дел и провести аттестацию рабочих мест.
-Женя, мне с тобой?
-Нет, Валера, посиди здесь. Почитай. Начни вот с этого, - и я нашел ему рассказ «Драка».

Вернулся я минут через сорок. Геннадий Сергеевич кричал из-за разной ерунды, показывая свою значимость, а мне были не интересны все эти замеры. В кабинете на четвертом этаже ждал меня друг с далекого севера.
-Ну, как не сильно скучал?
-Да, нет. – Валера снял очки, которые появились у него, как, впрочем, и у меня, и с каким-то любопытством смотрел, как будто увидел во мне что-то новое, неожиданное. - Я тут немного прочел твоего. Ну, некоторые вещи я представлял несколько по иному. Но интересно, крайне интересно.

-Если бы я знал, что тебе понравится, то взял бы все. У меня  более шестидесяти рассказов, конечно, они разные, что-то лучше, что-то слабее.
-Неси все. А еще лучше – сбрось мне все на флешку. – И Валера протянул мне ее. – Кстати, с нее же спишешь мое путешествие по Енисею и раскопки на стоянке Харитона Лаптева.

Я проводил Валеру до метро. Мы договорились, что в пятницу едем на озеро на рыбалку с ночевкой. На работе я начал читать Валеркины воспоминания. Сразу скажу, читать было легко и интересно. Написано с юмором. Не даром Валера играл в кавээновской команде института. У меня сразу возникла мысль о том, что все мои рассказы скучны и неинтересны.

 Включил компьютер, стал читать свое. Вроде тоже ничего. И я решил, что у нас есть что-то общее, но мы пишем по-разному. На флешку Валере я записал почти все, что написал. Не дал только один ранний рассказ. Ну, там была откровенная порнуха.

 Стал смотреть Валеркино видео. Раскопки на стоянке Харитона Лаптева, в которой мой одноклассник играл не последнюю роль – меня поразили. Слов почти нет. Только действия и музыка, которая хорошо ложиться на то, что происходит на экране.

 Я не специалист, но думаю, они нашли не мало, топор необычной формы, перстень, цепь, кованые гвозди и это все тысяча семьсот какой-то год. Честно говоря – я загордился своим другом. Он на видео прекрасно смотрелся – настоящий мужик в лучшем смысле этого слова.

 Его воспоминания, этот фильм… Валера, оказывается мне очень дорог. Я начал вспоминать, как он приезжал в отпуск из Норильска. Как на отцовской Волге «Газ-21» с диванами вместо кресел мы ездили на пляж. Как в следующий отпуск он купил «Жигули» и мы строили ему гараж где-то в Чижовке.

 Как из-за болезни сына он вынужден был вернуться в Минск и, чтобы прописаться к матери, ему пришлось развестись с женой Ольгой. Потом они опять поженились, я был у него на этой свадьбе свидетелем.

 Как ездили на его машине за грибами и в лесу о камень пробили картер двигателя. Я с Ольгой и его сыном на руках пошли на автобус, а Валера остался с машиной дожидаться помощи.

 Как мы ходили в спортзал суворовского училища, где я его обучал азам бокса, а Валера меня броскам и подсечкам. Я был способным учеником, что, несмотря на разницу в весе в десять килограммов – бросал Валеру в вольном бою.

 Как Валера после Чернобыля предложил мне классную шабашку – брать пробы и производить замеры радиации в Слуцком районе. И после этого расплатился со мной по-царски. Я это как-то подзабыл, а сейчас, вдруг, вспомнил. Потом развелся я, и Валера был уже у меня на новой свадьбе.

 Все хорошо, но на второй день он пришел без своей супруги, и на него тут же положила глаз  свидетельница  – Женька Авсянникова. И он повелся. Что он в ней нашел? Ума не приложу. Она была, наверное, единственной женщиной за всю мою жизнь, которую я никогда бы не воспринял как сексуальную партнершу. Нет, она нормально выглядит -  одноклассница моей жены и соответственно младше Валеры на одиннадцать лет.

 Пару лет они встречались как любовники, а потом их настигла любовь, и наступили страшные  времена. Почему-то в жизни любовь и трагедия – почти синонимы. Даже когда она начинается хорошо – конец всегда печален. Может потому, что нас учат, что любовь вечна? Жизнь не вечна, а любовь всегда короче жизни. Ну, за редким исключением, тем, кому повезло умереть молодыми. Шучу, конечно. Хотя говорят, что в каждой шутке есть доля шутки, а остальное правда.

 Валера ушел из семьи. Потом уволился из геологической партии. С Женькой они стояли на стадионе «Динамо» и торговали. Вместе пили. Валера скатывался вниз все быстрее и быстрее. Не скажу, что я что-то пытался сделать, чтобы как-то изменить его жизнь. Все тогда тяжело жили, может, поэтому его судьба мало, чем отличалась от многих других.

 Но, Валера однажды протрезвел и решил разом покончить со всеми своими проблемами – опять рванул на север в Норильск. Слава Богу, там были друзья, которые еще помнили того Валеру. 

В четверг в нашем институте проводился семинар по проблемам сертификации. Я и в должности главного инженера никогда на семинары не ходил, а вот банкеты не пропускал. Обычно меня приглашал или директор, или председатель профкома Суслов Сергей Александрович. Я часто его выручал с машиной, вот он меня и не забывал. В этот раз я на банкет не рассчитывал. Тем более что нужно было готовиться к поездке на озеро. Выезжаем в пятницу после работы. Времени на сборы не получается. Но, неожиданно, позвонил директор:
-Евгений Викторович, Вы не могли бы помочь Суслову завести аппаратуру и спиртное в ресторан.
-Конечно, могу, Алексей Викторович.

Я нашел Суслова, и мы договорились, что я беру еще одного человека и в четыре мы завозим в ресторан сначала спиртное, а в шесть аппаратуру. Я решил ехать на своей машине. Такие мероприятия заканчиваются очень поздно, и драгоценное время тратить на дорогу не хотелось.

Ресторан, в котором проходил ужин, располагался рядом с домом Валеры. Он остановился у своей первой жены. Я подумал – «А не пригласить ли его на вечер». Спрашиваю у Суслова:
-Лишние места есть?
-Есть, пару мест.
-Сергей Александрович, а что, если я приглашу своего одноклассника из Норильска? Если директор разрешит?
-Давай. Но спроси у шефа.
Хорошо я сразу не спросил разрешения у директора. Решил сначала встретиться с Валерой. Позвонил ему. Валера сразу согласился выйти.

 Я пошел Валере навстречу, он был пьян и с трудом держался на ногах. Вопрос о ресторане отпал так же неожиданно, как и возник.
-Валера, давай немного прогуляемся вокруг. – О ресторане я ему даже говорить не стал.
-Ну, Женька, посмотрел я твои рассказы на компьютере.
-И как?
-Мне понравилось. Читаю с удовольствием. Вот только не знаю, это мое субъективное мнение, потому, что я тебя знаю, вместе росли, учились? Или нет. Надо дать почитать кому-нибудь постороннему. Кстати, твой рассказ «Операция» я дал Ольге почитать. Она брала его на работу. Там все решили, что ты пишешь, как Ремарк.
-Что ж, это  лестно слышать.
-А меня подкупает в твоих рассказах документальность. Читаешь и веришь, что это все было. И еще я понял, что мы с тобой похожи, но ты относишься к писательству серьезнее, чем я. Я так, развлекаюсь, а ты нет.

Ресторан располагался на краю города в сосновом лесу. Валеру приспичило по маленькому. Он пристроился у сосны. Я обернулся, по тропинке в нашу сторону шла женщина.  «Должен успеть» - подумал я и стал рядом, прикрывая Валеру от женщины. Мой расчет оказался неверен. Процесс у моего друга затянулся и закончился как раз на подходе женщины. Валера, как истинный джентльмен, заправился и извинился:
-Сорри.
Я обнял его за плечи, и мы пошли на стоянку машин.
-Давай посидим немного в машине, – предложил я. На улице было прохладно, а Валера в отличие от меня был в одном свитере.
-Нет, Женя, отвези меня лучше в Дражню.
-Валера, не могу. Я же на мероприятии.

Тут мой приятель увидел, что к автобусной остановке подходит автобус и ломанулся через дорогу к нему. Остановить его было невозможно. Только потом я догадался, что в Дражне была его геологическая партия, в которой он не безуспешно работал.
 
Домой после ресторана я попал к полуночи. Жанна, моя супруга все снаряжение для рыбалки и лагеря сгрудила в коридоре. На завтра я должен буду после работы заехать за Валерой, а потом за ней.

В обед я созвонился с Валерой:
-Валера все по плану. Будь готов к четырем часам. Я заеду.
-Женька, все готово. Я даже раскладной стул с проката взял.
В четыре я звоню Валере на мобильник – он не отвечает.  «Ладно, поеду к дому» - решил я.  Нашел его подъезд, а какая квартира, хоть убей, не помню. Спрашиваю у мужика во дворе:
-Не подскажите, где живет Бузо из этого подъезда. – Мне повезло, мужчина оказался знающим соседей.
-Четвертый этаж, налево.

Поднимаюсь на лифте. Моя память оживает. Начинаю вспоминать расположение комнат, в которых не был много лет. Но, все равно сначала звоню не в ту квартиру. В тамбурной двери через щель я увидел человека выходящего из квартиры, мне показалось, что это Валера, только почему-то очень молодой.

Дверь открыл Александр – Валеркин сын. Он был в майке, хорошо сложен, видно подкачивается с гантелями, чуть выше меня ростом с приятной улыбкой. Три года назад Валера показывал его видео, Саша  хорошо поет, приятным баритоном, ведет разные закрытые мероприятия с какой-то девушкой, но я его помню семилетним, когда мы с Жанной сразу после росписи пришли в гости к  Валере и маленький мальчик тоненьким голоском спел нам песню «Что тебе снится крейсер «Аврора»». Как время летит! Теперь это не мальчик, но муж.  Мы поздоровались.
-Где папа?
-Куда-то ушел час назад. Он уже с утра стал «разминаться», – сказал он с досадой.
 -Мы же с ним договорились на четыре. - Я сначала не понял, что имел в виду Саша под словом «разминаться», думал, что после вчерашнего Валера  уже пришел в себя, так нет, он с утра усугубил - опохмелился. Знал бы, приехал бы  за ним раньше.
-Он и вещи приготовил, продолжил Саша. – На полу стоял полный рюкзак, из которого торчал желтый скрученный туристический коврик.

Я смотрел на этот рюкзак и мне, даже не знаю, кого стало больше жаль, себя или Валеру. Я знал, что если у нас сорвется поездка – мы оба будем сожалеть об этом – «Упущенные возможности не возвращаются». После прочтения его воспоминаний, после фотографий, фильмов, после того, как он почитал мое – он стал мне не просто другом, он как бы вошел в мою жизнь изнутри, а я в его. Я только сейчас стал понимать, что мы достаточно много в жизни помогали друг другу, не придавая этому значения. Да одноклассники. Но, и у него и у меня были и поближе друзья. Когда жили в одном городе, особо не докучали друг друга. И вот, у меня как глаза открылись. Как будто я нашел родственную душу.
-Куда он мог пойти?
-Скорее всего, в магазин.

Саша надел куртку, и мы направились к магазину. По дороге я его спрашивал о том, о сем. Уточнил его возраст. Страшно сказать – тому мальчику с тоненьким голоском уже двадцать девять лет. Зашла речь о спиртном, Саша  оказался большим знатоком в этом деле. Не в плане, что любит заложить, а в том, что разбирается в горячительных напитках, как гурман. Я сказал, что последнее время водке предпочитаю «Беловежскую» горькую. Он тут же заметил, что его знакомый у своей тетки откапал где-то в сарае ящик «Беловежской» еще с Советских времен.
-Скажу Вам, что пятизвездочный коньяк отдыхает.

У магазина Валеры мы не нашли. Я позвонил супруге. Мы решили, что пока еще есть время, Валеру ждать будем, но едем на озеро с ночевкой в любом случае. Я записал Сашин мобильник, дал ему свой.
-Как отец появится – сразу звони.
Я только-только подъехал в пятничных пробках к Жанниной работе как раздался звонок от Саши.
-Отец  пришел.
-Как папа? В норме?
-Да.
-Дай ему трубку.
-Валера привет. Жди дома. Еде к тебе, но буду минут через двадцать. – И я поехал опять за Валерой. Оказывается, он ходил в баню. Решил, что час ждать просто так долго, а на озеро надо ехать чистым.

  Выехали мы из города только в восемь часов вечера, в конце сентября это уже темно. Пока поставили палатку, приготовили закуску, наступила ночь. С погодой нам явно повезло. Полный штиль и тепло.

Мы с Валерой пили «Беловежскую», а Жанна допивала начатую бутылку коньяка, которую Валера взял с собой. Валера рассказывал о Севере, о Норильске:
- Самое страшное это мороз под пятьдесят и ветер двадцать пять метров. Я такое испытал раз. Такое чувство, что ты совершенно голый.
-А что такое «черная пурга»? – спросил я.

-Черная пурга? Это когда капота машины не видно. Один раз меня угораздило быть в дороге в такую пургу. Машина встала. Ничего не видно. Товарищ, что был со мной, по мобильнику позвонил жене. Стоим, говорит, пока двигатель работает, а что дальше не знаем. Та в ответ, а ты ровненько ложись, чтобы потом не мучиться, не распрямлять. Успокоила, одним словом. Пурга закончилась, как и началась, внезапно. На дороге снега нет, ветром все сдуло и машины стоят кто как, кто боком, кто посередине, кто в кювет заехал. 
 
В шесть утра я проснулся. Мое состояние, после вчерашнего было терпимым. Я накачал лодку и поплыл. Погода стояла хорошая, но щука не клевала. Рыбаков на лодках было полно вокруг, но я не видел, чтобы кто-то что-то поймал.

От отчаяния я решил попробовать на дорожку. Это когда закидываешь блесну, а сам работаешь веслами до тех пор, пока щука не клюнет или блесна, не зацепится за траву или старую сеть. Мне повезло. Проплывая мимо лодки с двумя рыбаками, мой спиннинг согнулся. Я бросил весла и стал подтягивать хищника к себе. Иногда сразу не угадаешь, что у тебя на блесне рыба или коряга.

 Но, когда щука делает свечу – выпрыгивая из воды, или вырываясь, дергает леску – все становится ясным, у тебя добыча и теперь главное ее не упустить. Я сделал все правильно и с первой попытки подсаком достал щуку. Хороший экземпляр, где-то на килограмм. Я решил повторить, и надо было такому случиться, на обратном пути около тех же рыбаков я достал еще одну такую же щуку. В жизни есть два горя – своя беда и удача соседа. Не знаю как в жизни, но на рыбалке я тяжело переношу удачи других рыбаков. Представляю, как им было тяжело смотреть на мой успех. Хотя я может, плохо думаю о людях, и те мужики были искренне рады за меня.

 А вот в третий раз мне не повезло. На полном ходу у меня затрещала катушка, разматывая леску. «Зацеп» - обречено подумал я. Взял спиннинг в руки и решил, что надо бы лодкой подплыть, но в этот момент метрах в тридцати я увидел какое-то движение в воде. Не свечка, а как будто рыба просто чуть выглянула из воды.

 «Есть еще одна» - подумал я, наверное, слишком спокойно, так, как будто рыба была у меня не на блесне, а уже на кукане. Я продолжал интенсивно подкручивать леску, катушка продолжала трещать, но благодаря моим усилиям рыба подтягивалась к лодке. По ходу она раза три дернула. Сомнений нет. На блесне рыба и большая. Те две предыдущие килограммовые катушку не разматывали.

Но, счастье не бывает долгим. Не доходя до лодки метров десять – все внезапно прекратилось, как и началось. Рыба сошла. Моему горю не было границ. Насколько алчный человек! Пока не было рыбы ни одной – рад был бы завалящему окуню. Сейчас у меня две большие рыбины, нет, я убиваюсь по третьей, которая нужна только для счета - три лучше, чем две. А рыба борется за свою жизнь. Она победила, молодец, что ж, пусть живет.

Валера стал фотографировать меня еще на воде, я был доволен, что не ударил лицом в грязь. Показал, что и у нас можно поймать хорошую рыбу. Хотя Валеру рыбой не удивишь. Как-то он показывал мне видео, где он рыбачит, где-то в Сибири. Достает одну рыбину за другой, грамм по семьсот, и выпускает.
-Что ты делаешь? – изумился я.
-А ты смотри дальше.

А дальше камера наехала на палатку, старую брезентовую палатку с кольями и растяжками. Так вот, на растяжках места свободного не было – везде висела рыба. Да, еще о палатках, когда мы ночью ставили мою новую палатку «Грот» и втроем управились минут за десять, Валера с сожалением заметил:
-А я последний раз в поле был семь лет назад и до того времени у нас были тяжелые неудобные брезентовые палатки, когда весь мир давно пользуется такими синтетическими -  легкими и непромокаемыми. И мази от мошкары дают такие, что чуть вспотеешь, и они уже не помогают.

Домой с озера мы ехали уже затемно. Прощаясь, я передал одну щуку Ольге. Валера пожал мне руку и сказал:
-Я очень рад, что мы выбрались на природу.
-Я тоже.

Следующая неделя проскочила  быстро. Я собирался догулять отпуск, а Валера опять уехал на дачу к своему сводному брату. Мы только перезванивались.

Уезжал Валера вечером четвертого Октября. Я приехал заранее на вокзал и зашел в книжную лавку. Валера жаловался, что не знает, кого читать. Я решил подарить ему «Книгу пяти колец» средневекового самурая Мусаси. Хотя к самураям у меня двоякое отношение, но эту книгу стоит прочесть. А смущает меня в самураях то, что они все педерасты! Это не я говорю, об этом написано в главной  книге самураев «Кодекс Бусидо».

 Да, они воины, они мужественны, преданы своему господину и не боятся смерти, но есть это одно но…  У Мусаси вообще-то не было господина, но и женщины у него не было, а вот ученик был. Но, может он исключение из правила? А с другой стороны, какая разница, какая задница?

 Великий Александр и Цезарь имели мальчиков, однако это не умаляет их величия. Хотя все же прав Шнур из группы «Ленинград»: «Самое страшное, что может быть – стать педерастом!». Но, если задуматься, то Шнур вкладывает не физиологию в эту фразу, а бранный смысл, где педерастом может быть кто-то и с нормальной ориентацией. Эка меня занесло! Сам уже запутался, что хотел сказать.

 Тут подал голос мой телефон:
-Привет Женя, ты где?
-Валера, я уже на вокзале наверху.
-Ну, подходи я на платформе.

Я спустился вниз и пожал руку другу. Он был одет в кожаную куртку, в которой был на озере. Из вещей небольшой рюкзак и наплечная сумка. Я протянул ему «Книгу пяти колец».
-Что это?
-В дорогу тебе, почитать. Дай я тебя еще сфотографирую.
Валера смотрел на меня, но глаза у него были грустные. Мне тоже было жаль расставаться с ним. Мы еще о многом не поговорили.
-Ты звонил Игорю?
-Нет. Честно я устал от встреч, от  всей этой суеты. Последние дни я был на даче и просто валялся, смотрел фильмы. Меня уже тянет туда. Как там без меня.

Мы вышли из под навеса, и пошли к десятому вагону. За то время, что я находился на вокзале, мелкий дождь превратился в настоящий ливень.
-Смотри, как тебя провожает родной город.
-Да, а у нас там уже снег.

Проводница оказалась симпатичной стройной брюнеткой.
-Девушка, Вы откуда?
-Из Минска.
-Вот! – воскликнул я радостно – Это еще раз доказывает, что у нас самые красивые девушки.
Проводница улыбнулась, а Валера заметил:
-Ну, ты Женька в своем репертуаре, даже тут к девушкам пристаешь.
-Автоматически Остап Ибрагимович, автоматически.

Мы зашли в купе. Я помог Валере запихнуть рюкзак  под лежак.
-Ну, ты уже не мокни под дождем, не жди отправления, - протянул мне руку Валера.  Мы попрощались,  я вышел из вагона,  мне стало пусто и одиноко.