Исаак Аскназий

Улексия Миссосупова
Исаак Лейбович (Львович) Аскназий ,16 января 1856, Дрисс — 21 декабря 1902, Москва, - русский художник-библеист. Он родился в семье с развитыми религиозными традициями, получил хорошее образование и параллельно обучался рисованию.
В четырнадцать лет в 1870 году Исаак поступил в петербургскую Академию художеств вольнослушателем. К этому времени (1871 год) относится первое знакомство Аскназия с M. M. Антокольским, который случайно увидев эскизы студента, одобрил их. С тех пор Исаак не переставал благоговеть перед великим скульптором.
В 1874 году Аскназий был переведен в академисты. Среди его учителей были известнейшие педагоги А.Т. Марков, П.М. Шамшин, П.П. Чистяков и др. Профессор П. П. Чистяков считал Исаака одним из лучших последователей академической школы.
За классные работы Аскназий неоднократно получал серебряные медали (в 1874, 1875, 1877 и 1879 годах).
За картины "Авраам изгоняет от себя Агарь"(1878) и "Блудница перед Христом"(1879) художник был награжден малой и большой золотыми медалями и удостоен звания классного художника 1-й степени.
В 1880 г. Аскназий отправился на четыре года за границу, Аскназий путешествовал по Германии, Австрии и Италии. В ноябре 1880 года художник посетил столицы Австрии и Германии.
В Вене Исаак работал y известного художника Ханса Макарта, который восхищался его талантом и проявил большой интерес к его творчеству. В 1885 году художник отправил часть своих работ в Санкт-Петербург и стал академиком исторической живописи, получив звание за картины "Палач с головой Иоанна Крестителя" и "Моисей в пустыне". Обе картины были выставлены на выставке в Академии в 1886 году, «Иоанна Крестителя» сразу же приобрела Академия художеств, а "Моисей" был куплен для своей галереи коллекционером С. М. Третьяковым.
Из писем в Академию мы узнаем, что Аскназий старался пользоваться любой возможностью для расширения кругозора и углубления образования. В венском Бельведере он детально изучал собрание живописи, прежде всего итальянской школы. Академический Совет, заслушав доклады конференц-секретаря о его отчетах, разрешил Аскназию — в виде исключения из существующих правил — поступить учеником в Венскую Академию художеств. Однако разрешение пришло с большим опозданием. Кроме того, несколько изменилось его отношение к Х. Маккарту: «…я в восхищении от живописи Г.Маккарта, но не нахожу себя способным к его роду живописи. Все сюжеты мои содержат более внутренний смысл, служащий некоторым образом ущербу красоте, которая у Г.Маккарта на первом плане». Молодой художник решает уехать в Италию — конечную и главную цель путешествия. Из всего увиденного в Вене особое впечатление на него произвела галерея князя Ф.Лихтенштейна с прекрасными произведениями Рубенса, Гвидо Рени и других старых мастеров. Задержавшись в очаровавшей его Венеции, художник посвящает все свое время изучению манеры Тициана, Тинторетто, Веронезе. Затем через Падую, Флоренцию и Болонью (где посетил галерею Болонской Академии художеств и осматривал произведения Г.Рени) в декабре 1881 года он прибыл в Рим. Из письма П.Ф.Исееву: «Если бы я писал в последнее время из Вены, то наверно сказал бы несколько похвальных слов относительно моих работ, но после посещения галерей Венеции, конечно, ничего сказать не могу». Попав под влияние великих венецианских колористов, Аскназий начинает обращать большое внимание на цветовое решение этюдов и картин.
Вернувшись в Россию, Аскназий женился и, поселившись в Петербурге, продолжал неустанно работать.
"Суета Сует" Аскназия
Улекса фон Лу
Стар стал царь Соломон,
сед отец, муж и дед,
только столь одинок -
слуги лишь - для бесед.

Мудрость притчи прочтут
в слове старца они,
а родные - не чтут,
пусто в доме.Огни -

Память славы и лет
прошлых дел и побед.
Суета всех сует.
Одинок царь и дед.
(Картина - "Экклезиаст, или Суета Сует" 1900 г., Исаак Аскназий)
Аскназий писал преимущественно на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, что позволяло ему, ограничиваясь чисто формальным изображением главных фигур (Христа, апостолов, Моисея, Иоанна Крестителя и т.д.), игнорировать, по сути, весь смысл воспроизводимого в красках, но сосредотачиваться на колоритных второстепенных персонажах.
Кроме названных выше стоит назвать и другие замечательные произведения Аскназия: этюды еврейских типов, сделанные в Бродах для картин "Родители Моисея"(1891), "Наступление субботы"(1888), "Жених-талмудист, испытуемый раввином в присутствии родителей его невесты" (второе название - "Экзамен жениха", 1890), "Еврейская свадьба" (1893), "Игра в кости", "Подруги", "Скорбные вести"(1887) и "Утренний визит".
В 1899 году Аскназий написал портреты архитектора А. Хаммершмидта и переводчицы Талмуда на французский язык И.Рабиновича.

Самая большая, серьезная и последняя работа художника была написана в 1900 году — картина "Экклезиаст" или "Суета сует" (1900, музей Академии художеств в С.-Петербурге).
Она экспонировалась даже на Парижской выставке 1900 года.
Бесчисленные эскизы Аскназия свидетельствуют о плодовитости художника, о его страстной любви к искусству, к еврейскому народу, которому он был предан всем существом своим.
В эскизах и картинах художник выражал исключительно то, что его занимало, отнюдь не гоняясь за модными темами времени.
Несмотря на то, что Исаак Лейбович часто нуждался, он был в заказах очень разборчив и никогда не брался за работы, которые были ему неприятны или шли вразрез с его убеждениями.
Сами работы он исполнял с редкой добросовестностью: подолгу собирал материалы для картин, работал в музеях и библиотеках, делал бесчисленные этюды, лепил аксессуары.

В частной жизни Аскназий был верующим евреем, соблюдавшим все обряды, и гордился своим еврейством. Еще будучи учеником Академии, он подал прошение в Совет о том, чтобы ему разрешили работать вместо субботы по воскресеньям.
Он был единственным студентом Академии, который по субботам и еврейским праздникам не посещал занятий. В Академии даже осуждали его за чрезмерный интерес к еврейским сюжетам, взятым из Библии, еврейской истории и современной еврейской жизни. Живя за границей, столовался лишь y евреев, во время путешествий питался лишь вегетарианской пищей.

Аскназий участвовал в выставках Академии художеств и Санкт-Петербургского общества художников, в которое вступил незадолго до своей смерти.
Работы художника находятся в музеях Академии художеств, Третьяковской галерее, художественных музеях Харькова и Одессы, Румянцевском музее Москвы, частных галереях Чикаго, Гейдельберга и частных коллекциях.
по материалам блогов - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post118932002,
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post147085791/.