Вершина Креста

Магдалена Манчева
               На эту вершину Креста монах давно хотел подняться, но все откладывал на неопределенный срок. У него за спиной были сотни духовных подвигов, а это висело в его планах как дело неосуществленное.
               Знаешь, как долго собирались поехать туда, на Крестову гору, говорили между собой две женщины, близкие ему, там такие чудеса творятся, знаешь? Знаю, знаю, и мне бы туда попасть, так много слышала.
               Мужчина, который сопровождал их никак не интересовался что на Крестовой творится, у него была одна цель: налить воду в аккумулятор из чудотворного источника и посмотреть как будет ехать старенький автомобиль. Вот это было бы настоящее чудо!
               А мне, как пятому человеку группы было нужно еще раз разучить место, ставшее известным как Второй Иерусалим.
               Когда это всеобщее желание суммировалось, стеклись обстоятельства и машина, так сказать, тронулась. Поехали! Монах все время молчал. Обе женщины переговаривались, сообщая одна другой, что с собой взяли, какие продукты, ведь там, на вершине, будет и туристический завтрак. Говорили тихо, старались не отвлекать внимания шофера.
               Спина монаха закрывала переднее стекло, сосновый лес шелестел как перевернутые страницы и пятый человек в машине встречал глазами знакомые места по дороге, по которым как видения вспыхивали и тушились вспоминания о прежних поездках. Время от времени пятый человек как бы нажимал на торможение и напряженно обтягивал все свое тело. Дорога была крутой, узкой и с опасными поворотами, а водитель - впечатлительный. Артистично раздвигал руки в стороны от восторга, поднимался с сидения, величать природу. Тогда руль оставался без управления и колеса по своему усмотрению вели тело машины слева-направо, направо-налево, не зачитывая направление поворотов. И тогда пятый человек, пассажир на заднем сидении жал на несуществующий тормоз, будто он вел машину, словно прыгал на педаль тормоза, дабы выбить этого места. Горная дорога извилисто и в маленьком радиусе бежала вверх. Шофер крутил баранку как-то неуклюже и больше сучился в словах.
               - Ну, красота-красотище... ну, такую не видел до сих пор. Смотрите - смотрите слева...
               Там, куда он указывал, действительно было красиво. Обе женщины, которые до этого момента монотонно обменивались кулинарными рецептами, тоже повернулись налево. С правой стороны резинки уже опасно ехали по окраине к пропасти. Монах все так же был молчаливым и никто не знал о чем он думает.
               - Смотрите - смотрите, какая природа, какое это чудо! – водитель снова как бы забыл про баранку, с неиссякаемым энтузиазмом выражал свой восторг, он даже повернул свое тело налево и несколько назад, чтобы суметь проследить этот дивный, по его мнению, пейзаж.
               Тогда передняя ось колеса, а может и сам кардан, или глушитель, или кто же ее знает какая часть машины снизу вознегодовала и ударилась о землю, а может быть о камни. Дно автомобиля начало обдираться, что-то звякнуло неожиданно, потом послышалось шипение...
               Шофер резко нажал на тормоза. Все пассажиры выскочили почти одновременно. Долгое время оглядывались, пытались понять что случилось. Понятно стало, что на этой легковушке будет уже невозможно ехать, да и в самой дороге дальше были выдолблены грязные колеи, нет, действительно невозможно ехать на тачке дальше.
               Обе женщины начали вынимать сумки с туристическим завтраком.
               - Куда будем нести это? – спросила я – До вершины далеко, склон крутой.
               - Найдем местечко где-то здесь, покушаем... – ответил спокойно шофер.
               - Ведь на Крестову вершину мы ехали?!
               - Еще доберемся... И до вершины доберемся.
               Возле дороги лес был густой и низкорослый. Все четыре человека начали протискиваться через колючие ветки. Слезали вниз к оврагу. Теряли высоту, а потом им предстояло подниматься, восходить на два холма. Как трудно будет! Но это потом... Просека показалась на опушке и они постелили там одеяло, потом белую скатерть и достали хлеб, пирог, колбасу, помидоры, огурцы, перец, маслины и шашлык, от одного слова только разгорается аппетит и ... на здоровье! – сказал шофер и пустил маленькую бутылочку по кругу. А ведь нам предстояло лазание вверх, думал пятый человек, пока очищал огурцы. Потом посмотрел на солнце, оно уже съедало половину дня. В горах это было самое лучшее время. После обеда здесь обычно преподносится ненастный „коктейль” с выпаданием осадков.
               - Если не имеешь ничего против, нарежь и лук для салата! – попросили обе женщины. Пятый человек не имел ничего против похозяйничать во время туристической поездки, например, но ведь теперь они поехали, так сказать к духовной вершине и ум требовал другой настроенности. А женщины здесь запричитали какие болезни у них есть и на что будут надеяться, как например в давнишные времена сестра болгарского царя получила здесь исцеление. Шофер продолжал зарекаться, что нальет в аккумулятор воду из чудотворного источника, посмотрим тогда как будет ехать старенький автомобиль. Шутил он так, потому что по слухам эта вода действительно была дисциллированной. Он и говорил, и жадными глазами присматривался к маленькой бутылочке, которая из рук в руки, только два раза прошла мимо него. Наконец не выдержал:
               - Слушай, ты почему задерживаешь это? Подай  мне! – обратился он к пятому человеку и не стыдясь, перешагнул через скатерть, взял бутылочку и сказал в свое оправдание – К вечеру все алькогольные пары улетучатся, да и какой гаишник появится здесь, в этой глуши.
               Монах жевал спокойно. Подождет частица Христового креста, третья часть креста, на котором принял мученическую смерть Иисус Христос, и которую, по преданию, именно тут нашли, в этом месте, что еще известно как Второй Иерусалим.
               Наконец все встали. Пора было идти. Шаги их медленно утаптывали лесную тропинку. Тяжело было идти, им перегораживали путь колючие ветки ежевичника, высокие острые травы. Они скользили по обрывам, в общем лезли вверх с большим трудом. Шофер вернулся починить свою машину. Тюбик вручил женщинам и они обещали, что обязательно доберутся до целебного источника и принесут ему воду для аккумлятора. Обе женщины хватались за  корни, за ветки, чтобы взобраться все выше и выше. Пятый человек с усилием искал себе под ноги опору, как рука монаха быстро протянулась к нему и легко удалось взобраться. Монах ничего не сказал. Немножко выше уже была видна церквушка. Внутри горели свечи, люди шептали молитвы.
               Обе женщины пошли искать камешки с крестными знаками, поклониться кресту и налить воду. Монах исчез куда-то. Я вернулась на то место, где в прошлый раз спорили  с инженер-физиком.

~~~
               - Я  ничего не видела, понимаешь, ничего?
               - Ты не видела, потому что ничего не произошло.
               - А другие люди говорят, что свет появился, и то, и другое, и третье.
               - По индукции говорят. Возможно раньше когда приходили, или по свидетельствам других людей  они  наблюдали такое явление, но тогда, по вероятности, был в наличии и источник света. Законы физики помнишь?
               - Закон отражения.
               - Это все объясняет. Посмотри - поверхность какая неровная. Закон преломления света. Явление частичного и полного возвращения волн…

~~~
               ...Быстро и неожиданно как-то стемнело. За горным хребетом  засверкало,  появились странные отблески.
               - А-а-а! Это явления! – начали комментировать, затаив дыхание собравшиеся люди.
               - Какие явления?
               - Проявления чудес! Ведь люди ради этого приходят сюда! Небо только в одном конце просвечивало как вечерняя заря. Свет пульсировал коротко и потухал. Декор встречной горной цепи мешал понять точнее, что происходило за холмами. Другое небо молчало темное и непроницаемое.
               - Надо спросить у гадалки. Она каждую пятницу приходит сюда, она все знает – перешептывались люди и оглядывались где ее найти.
               Нашли ее в одном уголке церкви. Сидит и спит. Почему все экстрасенсы засыпают на этом месте?
               - Бегите отсюда! – потянулась гадалка  - Знаю я это все.
               - Иди сюда, посмотри, может быть это какие-то новые послания – люди очень верили в эти вещи и хотели узнать о них из первых рук.
               Вытащили гадалку  силой посмотреть и рассказать что происходит.
               - Оставьте меня в покое – не хотела подключаться она, может быть расшифровка послания приходила ей только в сновидениях.
               Свет напротив еще раз подчеркнул линию хребта.
               - Спросите у попа – оборонялась гадалка – Почему не спрашиваете его? Что я могу сказать? Я здесь как и вы.
               - Наверно Бог посылает нам предупреждающий знак! - снова начали перешептываться люди.
               - Похоже на молнию...
               - Нет, не молния. Почему не гремит? Никакого грома не слышно после молнии.
               - Пока мужик не перекрестится, гром не грянет! - услышался страничный голос.
               Листья деревьев затрепетали. Этого не было видно в темноте, только легкое веяние ощутилось. Шелест послышался еще раз и еще раз. Стало холодно... На ровном пыльном хребте разносились ветром бумажки, нейлоновые мешки, разорванные газеты.
               Одна из женщин позвала меня в сторону и вытаскивая из сумки две большие, толстые свечи, тихо сказала:
               - Забыла о них. Ты моложе, забежишь опять в церквушку. Зажги их и поставь перед иконой святой Богородицы.
               Не было времени рассуждать. Ветер с силой толкал тела в разных направлениях, хотелось уйти быстрее с этого места. И я забежала вверх по крутому склону, выполнить просьбу. Ноги бегают и ум бегает. Я не знаю смысл этого действия. Я не знаю, что сказать, точнее, что подумать там перед алтарем, зажигая эти свечи, рассуждала я в уме. Но помогли решить эту задачу обстоятельства сами по себе. В церкви не было спички, не было и горящих свечей. Я опустила эти две свечи, положила на алтаре, как мне сказано, перед иконой Святой Богородицы, пусть она разберется в чем дело и поднимая голову вверх опять встретила Его взгляд. Выходя из храма я обернулась еще раз. Все люди так делают по обычаю, крестятся на выходе, лицом к алтарю. Он опять смотрел на меня. Как нарисована эта икона, с любого ракурса смотрит на тебя. Улыбался мило, но и как-то удивлялся. Словно хотел спросить: „Почему?"
               Ай, ну что мерещится! Что теперь сказать? Художник хорошо нарисовал эту картину! Но начинается сугестия. Когда отсутствует разум, как говорит пословица, ноги длинные. И я с этим средством передвижения, включив сверхскорость, вернулась к группе. А там как бы ничего не случилось. А и никто больше не спросил об этом.
               Люди сели на машины, начали спускаться вниз. Через несколько поворотов, небо вдруг снизилось, звезды спрятались, и тяжелые капли застучали в стекло.
               - Хорошо, что отправились домой! – перекрестились обе женщины. Дождь усилился, низкие темные облака наскакивали одно на другое, раздался первый раскат грома, а потом и молния разорвала небо.
               - Хорошо, что ушли вовремя, ногу не вытащить из этой слякоти, а как быть с „тачкой”! – перекрестились еще раз обе женщины.
               Монах молчал. Колеса бежали, а за ними и дождь исходил. Пятый человек в машине напрягал силы вспомнить все уроки физики, как бы весь учебник физики, если возможно, всплыл в его голове, было бы супер. Потому что, начал объяснять себе пятый человек, это гроза, да, это была  настоящая гроза, которая началась далеко за несколькими хребтами. И это алое зарево, зарево „пожара” было скорее всего отблеском, поэтому и грохота не было слышно. Там, далеко, где-то в складках гор зараждалась гроза. Да. Вот в чем дело. Вот в чем весь секрет.
               Так  они и спускались вниз, наперегонки с грозой.


автор: Магдалена Манчева
фото авторское
Родопа планина, место,
где находится Крестов вверх