О полуправде

Татьяна Чен
      Старость незаметно подкралась к императору . Умирать он не боялся - много доблестных дел за его плечами. Жил и правил он по справедливости: как милостивый повелитель - с подданными, как бесстрашный воин - в битвах. Боги покровительствовали ему во всех его делах. Одно печалило его - не было у него наследника, который бы достойно занял  место на императорском троне после его смерти. Много ночей провёл властитель в думах. И вот, однажды, он разослал своих гонцов во все провинции , чтобы повелеть всем юношам семи - девяти лет явиться в назначенный день и час в императорский дворец. Так и было сделано.

     Войдя в тронный зал, император обвёл внимательным взглядом собравшихся. То были юноши всех сословий. Они преклонили колена , опустив голову, тем самым выражая высочайшее почтение императору. По - иному и не должно было быть. Император велел всем подняться с колен и обратить свои лица на него.

      "Я собрал вас для того, чтобы выбрать  одного, самого достойного, в свои преемники."

      По залу прошёл лёгкий гул - то было выражение удивления и надежды на счастье стать избранником.
     "Для этого я испытаю вас. Сегодня я дам каждому из вас по семени. Ровно через год , в такой же день и час вы явитесь во дворец и покажете мне то, что у вас вырастет из этого семени."

      Все юноши вернулись домой , вдохновлённые надеждой. Каждый  посадил семя в горшок с отменной землёй и стал заботливо поливать это семя. И вот через некоторое время пошли слухи, что у кого-то уже росток появился, а затем - что росток первые листочки выпустил и так далее и так далее. Через один сезон кто-то даже  уже плоды собирал со своего растения!

      У одного Лина ничего не вырастало - как была земля чёрной в горшке, так и оставалась. Мальчик плакал , чувствуя себя самым несчастным на свете. Мама утешала его как могла, но этим она только усиливала страдания Лина.

      Прошёл год. Наступил день явиться в императорский дворец. Все молодые люди несли в руках или даже везли на мулах роскошные растения , которые цвели, благоухали или же были увешаны  плодами или ягодами. Все  радовались и предвкушали собственную победу.
      Лин же не хотел идти во дворец, но мама убедила его в обратном - он ведь подданный великого императора, и никто не знает, как отнесётся последний к ослушанию Лина.

      По дороге во дворец все глумились над Лином - высмеивали его, плевали в его сторону, и даже забрасывали камнями - ведь он нёс пустой горшок!

      Во дворце Лин спрятался позади всех, чтобы император не увидел его позора. Он боялся, что его схватят и тут же казнят за то, что горшок его пуст...

     Вошёл император. Поприветствовав юношей, он произнёс: " Сегодня один из вас станет моим преемником , и я начну учить его , как стать великим императором великой страны! Я вижу, вы потрудились на славу - вырастили замечательные цветы и деревья из тех семян. Сейчас я спущусь к вам и пройду по рядам, чтобы выбрать то, что мне надо."

   Когда император проходил  мимо многочисленных горшков,  казалось, что  взгляд его был беспокойным. Все протягивали ему свои растения и расхваливали их. Но император почему - то остановился именно напротив Лина.

    "Выйди, юноша, и стань рядом со мной. Покажи мне свой горшок."
    В зале раздались издевательские шутки и смех. Император поднял руку, и все замолчали.

    "Я велю тебе следовать  за мною".
    Лин, со страхом в глазах, повиновался и поплёлся с опущенной головой и  дрожью в коленках за великой особой. Он оказался стоящим у трона , дрожащими руками обхватывая горшок с чёрной безжизненной землёю. Император развернул его за плечи  лицом к присутствующим.
    "Как тебя зовут?" Услышав ответ, император продолжил:"Сегодня я назначаю тебя своим преемником, Лин! Когда я стану совсем немощен и умру, ты начнёшь править моею страной!"

     В зале воцарилась тишина. Слышно было, как у кого-то упал и разбился горшок.

     Император продолжал: "Вам не понятно, почему именно Лин является моим избранником?"
     Он помедлил, затем произнёс: " Мне радостно, что Вы все любите  меня! Знаю это я вот почему."
      Все затаили дыхание.
     "Ровно год назад я  собрал вас здесь и объявил свою волю. Но семена, который каждый из вас получил , были негодны к посадке. Они не должны были прорасти! А у всех вас, я вижу , дело наоборот. Это означает, что чтобы угодить мне, вы все подменили семя! Это похоже на полуправду. Один Лин не сделал это. И этим он достоин занять моё место! Правитель прежде всего должен быть честен сердцем и душой! Вы все солгали, и у вас есть теперь время подумать над тем,стоило ли это делать или нет. Лин же оказался самым честным из вас, несмотря на то, что ему пришлось пережить глубокое разочарование, страх и унижения с вашей стороны! Во истину - кто скажет полуправду, тот пожнёт смятение ,а кто будет правдив - тот пожнёт величие!"