Под песни тюнгура. Байкал. У парома

Саша Тумп
     В начале осени от Еланцов подъехали к парому. Друзья остались ждать, а я ушел влево по берегу Байкала.
    Вечером договорились встретиться.
    Хорошо! На Байкале всегда хорошо!
    Ходил. Смотрел. Сел, снизу смотреть, - так вода другая. Ольхон – напротив.
     Села чайка. Ходит, поглядывает на меня. Ничего не говорит, просто ходит и смотрит.  Обычно они по одной редко путешествуют,  а тут одна.
И так она настойчиво ходит прямо напротив меня... 
    Но совсем близко не подходит.
  - Ну, ладно, иди, - поговорим, - говорю, а сам достаю сигарету.
    Думаю,- сообразит, что раз с сигаретой, то я – не против поболтать.
    Подошла поближе. И так все норовится встать ко мне  левым боком. И все на меня так сверху - вниз, справа - налево  глазом сверлит.
  - Ну, здравствуй! Подходи нормально. Тебе же так меня плохо видно – одним глазом-то, - говорю ей.
   Молчит. Но ближе подалась. Встала и на Ольхон поглядывает. То на меня, то на Ольхон, то на меня, то на Ольхон. Думаю – точно, я ее на Ольхоне видел.
  - Чё с Ольнона-то, - сюда,- спрашиваю ее.
  - И не с Ольхона - вовсе. Мы вообще - Баргузинские, – и поближе подалась.
  - А, чё на Ольхоне летом делала? – и смотрю на нее, вроде, как ответ знаю.
  - Так! Была и была. А что нельзя, что ли? –
  - Да чтойт. Байкальским на Байкале – везде дорога. –
  - Вот и именно! –
  - А здесь – чё? –
  - Так! А что нельзя, что ли?-
  - Да я так… Рад тебя видеть. Думал - поговорим. –
  - Так говори. Видишь – слушаю.-
  - А чё ты все левым боком ко мне стоишь. Удобнее так, что ли? –
  - Удобнее! –
  - А чем? –
  - Так мы же -  левши.  Если что я сразу направо вниз и сразу вверх уйду.-
   - Вона как! А по ногам ты как? Правша? –
   - Ты про толчковую? Толчковая – правая.-
   - И у всех так? –
   - Кого я знаю – так. Но по-разному бывает. Наверное….-
   - А нам говорили, что вроде как за время эволюции у человека – основная рука – правая, а нога – левая. Вроде, как щитом надо было сердце защищать, вот мы и таскали в левой руке его. А правой все делали, вот и стали правшами, - говорю ей и показываю правую руку.
   - Ерунду вам говорили. А вы и слушали. Что вы сразу с щитом и мечем родились что ли? Правша или левша – это от головы зависит. А что либо правша, либо левша – так это от того, что Земля вращается. –
   - А, Земля вращается?-
   - А то! Если зимовать на Каспий, то побольше поесть надо. Если в Корею, или там в Китай, то можно и поменьше. Лишний груз-то зачем таскать? –
   - Так это оттого, что расстояния разные.-
   - Расстояния – это когда с севера на юг, или обратно.  А когда на запад или на восток? То день-то - то длиннее, то короче… Летишь-то - то дольше, то меньше. Соображаешь? –
   - Ясно. А что в дороге перекусить негде? –
   - Как негде? Места знаешь – перекусишь. Только там ведь свои едоки…-
   - Сложно! Значит - Земля вращается. Очень даже неплохо.-
   - А ты, что думал? Вот у сороконожки, в каждой паре толчковая - разная. А в последней тоже по разному бывает. –
   - А почему, «в последней» говоришь, а не в «первой»?–
   - Так важно, – как последние ноги работают, а не первые.-
   - Это почему так? Ведь первые ближе к голове.-
   - Вот поэтому и важно, как задние работают. Передние, что? Там и пригляд получше. Да и голова с глазами рядом, сам говоришь. А жить-то всей сороконожке надо, а не одной голове. Если задние ноги отвалятся, что... голове легче будет?
     Присмотрись как-нибудь. Передние на месте стоят – ждут, пока задние не подтянутся. А задние… – им только на те, что перед ними – ориентироваться можно. А больше, как – вслепую идут. –
  - Значит, как Земля вертится, так и мы все от этого зависим.-
  - Правильнее – «пока вертится», - чайка посмотрела на меня в упор, -
  - Но не только. Магнитный полюс постоянно сбои дает.-
  - Это как? Магнитный-то причем?-
  - Ну, ты даешь. Если по солнышку летаешь, то не причем. А если под углом к вращению Земли? Это на Каспий спокойно выйдешь. А как цаплям, они вон во Вьетнам собираются. К солнышку–то магнитную поправку вводить приходится. А магнитный-то полюс взял и ломанулся из Канады в Сибирь. Приходится крюк делать. По дуге лететь.-
  - Да! Сложно все у вас. А семья есть у тебя.-
  - Конечно. Не одна чай живу.-
  - А вот ты – «чайка», а он как – «чаёк»?-
  - Во, загнул! Ты еще скажи – «у пчелы – пчел, а у мухи – мух».
    Там где равноправие – там он - чайка, и я – чайка. Вот пчелам – видишь, не повезло. У них все мужики – трутни. У глухарей - тоже. Туповатый глухарь,  какой-то! –
  - Вот как? - дело в том, что я был с ней согласен. Что тетерев,что глухарь,- самовлюбленны и туповаты как-то. Тетерка и глухарка, так те поумнее будут.
    Помолчали.
  - А в этом году, где зимовать будете?-
  - Это ты правильно заметил. Это вопрос!
    Я к Каспию склоняюсь. Мой, все в Корею просится. Знаем мы эти Кореи… Видела я, что он там вытворял два года назад… Корею ему подавай! Оно так – там полегче. Так ведь стреляют – же…-
  - А чем на Каспии труднее? –
  - Рыбы меньше. Ведь если всех Каспий, – значит - ничей. Вот и до черпались. Нет рыбы. А килька – чё? Сколько полопаешь – то и протопаешь. А на чем сюда – домой возвращаться? По дороге побираться? - 
   - Так может, где еще места есть? –
   - Может. Только ведь не от нас одних зависит. Тут коллектив решает. Коллектив – сила. Что мы поодиночке – ноль. Как коллектив решит. –
    - А как коллектив-то решает? Сели – решили, что ли? –
    - Сели, решили! О чем говоришь? Один гам только тогда.
     Тут так. Кто-то говорит: - "Я полетел!" А ты решаешь с ними или нет. Решил "с ним" - за ними, – другие думают.
     Решили – тоже с вами. Нет – остались. Хочешь – не хочешь – решать придется. Зима - каждый год бывает. Если хворый или старый – к Листвянке подадутся. Там промоина. Только там ведь соберутся все: и утки, и гуси, - все кто не решил загодя. Тесно там будет. –
   - Слушай. А вот вы везде бываете, а чё сюда-то возвращаетесь? Жили бы себе на море. Рядом буревестники, рыбы много.-
      Чайка замолкла. То ли над ответом думала, то ли думала, говорить мне или нет. Молчали.
   - Если мы сюда, брат, не вернемся, то знаешь, кто тут у нас на Байкале будет? Во, во! Они и будут. Они на свалках скоро и летать разучатся. А здесь прокормить ни себя, ни детей не смогут. Только место загадят. Опять же перед Байкалом неудобно. Байкал – это же земля наша. А землю, брат, конечно, любить силой не заставишь, а защищать – обязан.-
     Чайка прошлась, молча, по берегу. Постояла, посмотрела на Ольхон.
 Вернулась. Вытянула левое крыло вдоль земли. Как–то ловко поджала левую лапу, вытянула шею, встрепенулась. Из-под крыла на камень упало перо. Длинное такое, красивое.
  - Мне, что ли?- спросил я.
  - Хочешь – забирай. Смотри сам. Ладно. Полечу. Будь здоров. Удачи! –
     Чайка легко взлетела и полетела вдоль берега.
  - А говорила – направо и вверх уйдет,- подумал я, -
  -  На Ольхон не полетела – путает меня. А может к себе в Баргузин подалась? Может о доме вспомнила? Расстроилась, наверное. Вот всегда я так,- чё под кожу людям лезу? Отдыхал себе – человек, на - расстроил… И Байкал, наверное, обиделся? Чё, людей смущаю?-
       Паром все ходил и ходил. Одни люди уезжали с Ольхона, - другие приезжали.