гл. 6. Что такое йога. Первый год наставничества

Алкора
Из главы 5  http://www.proza.ru/2011/01/17/587

   Чтобы ни происходило в моей «зазеркальной» жизни, главным смыслом и  наибольшей радостью все больше и больше становилась работа в моей собственной группе. В арендуемой школе на проспекте Н. я пока еще находилась на положении преподавателя хатха-йоги, «нанятого» инициативной группой. Уроки мне приходилось давать тем, кто уже был знаком с методикой П.Зорина и А.Зелененко. Я тогда не занималась ни финансовыми, ни организационными вопросами, и даже не предполагала, что за мои занятия мне будут платить: мне это было не нужно, так как, в отличие от Володи, у меня «в социуме» была постоянная работа и твердый заработок. Тем не менее, мне «положили зарплату» - небольшую сумму, ежемесячно выдаваемую мне старостой, независимо от числа присутствующих на моих занятиях.

   Идей в то время у меня было множество, и времени, отводимого на теоретическую часть,  мне вечно не хватало. Первый год занятий я условно назвала «представлением о йоге» и последовательно вводила «своих» в новое для многих эзотерическое мировоззрение, построенное на единстве мира и на подчиненности материальной стороны жизни духовному началу. Переводы с санскрита слова «йога» («мост», «связь» и «единение») подсказали мне направление темы. Под йогой мною понимался способ жизни, нацеленный на реализацию единения человека с нашим первоисточником, Духом или Богом, - кому как нравилось это называть. Мир целостен, и он есть творение Бога, а человеку, как части мира, содержавшего в себе самом божественное начало, выпала миссия осознать себя и мир и самостоятельно и сознательно изменять себя.

   О том, каким образом необходимо изменяться, поведали рукописи йога Патанжали,  описавшего 8 ступеней йоги -этапов Работы над собой. В конце этой Работы предполагалось слияние творения с Творцом - достижение состояния  самадхи, о котором, по моему разумению, практикующим следовало знать, но не следовало заигрывать и много рассуждать до тех пор, пока не начата и не проделана самая первая и необходимая работа: отказ от того, что мешает духовному Пути (Йяма) и развитие того, что необходимо для дальнейшей Работы (Нийяма). Всего этого в первоисточниках йоги в явной форме не было написано, но я давала этот материал так, как  сама понимала суть йогической практики.

    Йяма запрещала практикующему 5 неправильных действий: причинение зла любой  форме материи, лживость, стяжание, воровство и отсутствие самоконтроля над энергиями. Я была бы не я, если бы была способна принять прочитанное утверждение без доказательств. Любой закон для меня не писан, если он не мог быть мною понят и разумно объяснен. К этой идее я постоянно подводила и своих слушателей: «Вы должны не просто следовать заповедям,  а понимать, почему именно они вам необходимы».

   Если мир един, то каждая его часть не должна становиться помехой целому,  иначе она будет этим целым отторгаться, подобно тому, как здоровый организм отторгает заболевшие клетки. Приношение зла, искажение информации и присвоение чужого работает для Целого подобно раковой клетке в теле, и она, эта клетка, будет постоянно встречать его сопротивление себе. Так и человек, нарушающий указанные принципы, не сможет сдвинуться с места, ибо сама судьба в качестве самосохранения начнет тормозить его деятельность: вместо продвижения вперед человек начнет все больше погрязать в бытовых трудностях. С другой стороны, для духовной Работы необходима энергия, которая всем нам дается в достаточном количестве, но существенную ее часть мы  тратим  на ненужные расходования: на привязанность к материи (стяжательство) и на бесконтрольные эмоции и страсти.  Нам  важно «заткнуть» эти каналы утечки энергии. В таком контексте, принципы поведения Йога становились уже не вопросом морали и  даже  не наказом Бога, а здравой необходимостью,  условием для осуществления собственного развития. Этот вполне материалистический, логичный подход к йоге мне был понятен и убеждал в правоте: очень подробно и доходчиво - на реальных жизненных ситуациях – я рассказывала своим слушателям о принципах йоги, приводя в пример и свои личные жизненные промахи и их неприятные последствия.

    Если йога по большому счету - это стремление к целому и к гармонии с целым, то и само занятие должно отвечать этим требованиям, решила для себя я. Все на занятии йоги должно одно другому соответствовать и быть подчинено единой идее: и тема текущего занятия, и стихи, и музыка, и выполняемые асаны, и образы, даваемые в упражнениях на развитие концентрации. Я начала работу по увязке отдельных асаны в комплекс, где мы избегали резких  и неудобных перемен положения тела, а сами асаны одбирались не только по последовательному воздействию на энергетические центры, но и по их смысловому наполнению. Открылись необъятные просторы для новых идей и личного творчества. Для меня каждая  асана стала не просто физическим упражнением для здоровья, а зашифрованной в статической позе идее, на которую следовало настроить ум, чтобы с помощью работы тела  перевести эту идею в подсознание. 

Эти смысловые расшифровки поз также были моими изобретениями, и они действительно очень эффективно работали: во время практической части занятия продолжалась работа с сознанием. Люди, пришедшие в группу только за здоровьем, уходили из нее с несколько  другим состоянием  ума, гораздо  больше способствующим избавлению от болезней, чем все другие методы. Позднее я начала во время комплекса читать специально написанные мною для занятий стихи-медитации, раскрывающие смысл позы, а упражнения на релаксацию обязательно сопровождала тщательно подобранной к данной теме музыкой, записанной на магнитофон.

   Работа с собственной группой полностью захватила меня. Вечерами я просиживала в библиотеках, подбирая нужный материал, штудировала книги, взятые у друзей. Как ни смешно, мне вдруг понадобились знания  по педагогике, психологии, постановке голоса и дыхания ораторов, даже - по режиссуре и актерскому мастерству! Все больше и больше  я превращала свое занятие в некоторое театральное действо, где все было подчинено единой идее, где был сценарий и композиция, а я была - и режиссером, и актером, и психологом. Но все это пришло ко мне не сразу и развивалось постепенно, во многом интуитивно. Это было то удивительное время, когда я четко и явственно чувствовала  на себе влияние эзотерического Эгрегора, «случайно» выводящего меня на нужные разговоры, книги, встречи с интересными людьми и даже на идеи - они как будто были  не мои, приходили на ум совершенно неожиданно и необъяснимо для меня самой.

   Мой первый год наставничества оказался наиболее ярким по отдаче себя любимому делу, хотя во многом был еще не рационален и даже ошибочен – мне не доставало опыта наставничества. Я излишне много переживала из-за пропусков занятий моих учеников, из-за того, что мне приходится давать им  новый материал, требующий знания предыдущего занятия, из-за того, что усвоение материала у всех людей шло в разном темпе и на разном уровне понимания. Боясь проявления гордыни в себе, я слишком часто говорила во всеуслышание о том, что чего-то не знаю или  пока еще не умею.

   Много позже один опытный преподаватель ВУЗа после занятий подсказал мне, такая моя линия поведения неправильна. Ученикам нужен авторитет учителя, его личная  харизма,  позволяющая им расти и опираться на кого-то, и совершенно не нужны мои слабости и чистосердечные заверения в личной неопытности. Неуверенный в себе учитель не может вести за собой людей, но, в то же время, он не должен и самоуверенно  афишировать свои достоинства. Грань между обоими грехами очень тонка, она подобна лезвию бритвы, по которой мне следовало пройти, не оступаясь.

В продолжение – глава 7 http://www.proza.ru/2011/01/20/589