Дон-Кихоты морей и трущоб

Назимов Марат
               

       Какая профессия самая героическая? Требует немалой физической силы и ловкости, твердой руки и верного глаза, отваги и решительности?
        Прикидывая так и этак, пришел к выводу, что такой профессии сейчас уже нет, но она была, и относительно недавно, в девятнадцатом веке. Она прославлена Германом Мелвиллом в его романе о Белом Ките, и в произведениях других авторов. В частности, в известном рассказе Конана Дойля «Черный Питер». Эта профессия – гарпунщик китобойного судна.
       Надо внимательно вчитаться в эти строки и мысленно представить себе впечатляющую картину – бескрайнее море и пенистые волны, подбрасывающие как щепку шлюпку китобоев, и огромное многотонное чудовище, свободно резвящееся в родной стихии - ему достаточно ударить мощным хвостом или просто поднырнуть под шлюпку китобоев и резко подняться – шлюпка развалится или перевернется. На носу этой шлюпки стоит человек, не теряя равновесия и решительности, с остро отточенным гарпуном в поднятой руке. Он выжидает подходящий момент, чтобы метнуть в кита свое оружие. При этом знает, что при самом удачном броске, одного гарпуна мало – надо всадить их несколько и как можно ближе к жизненно важным органам кита...Раненый кит может помчаться прочь и потащить за собой шлюпку, а может и броситься на нее... Короче, очень часто китобои погибали – такая уж была профессия.
       Представишь умозрительно эту картинку – и ближе, понятнее становится герой рассказа «Черный Питер»...Но не только он! Понятным становится и капитан Ахав, герой великого романтика Германа Мелвилла. Странный, сюрреалистический образ капитана, блуждающего по океанским просторам в поисках Белого Кита, ставшего для него воплощением мирового зла, отнюдь не страннее героя Гаршина, возненавидевшего красный цветок, пылающего в больном  воображении все тем же символом горя и лжи.
          Есть что-то притягательно-скорбное в героях-одиночках, восстающих против вселенского зла. Герой Сервантеса трогательно наивен и смешон, но он был далеко не первый в литературе. За века до него на Британских островах появился отважный Робин Гуд, который так полюбился англичанам, что до сих пор не сходит с экранов. А если заглянуть совсем уж в глубь веков, то остановиться придется перед древнеегипетским героем "Сказки о красноречивом крестьянине". Несчастного ограбили в пути и он так настойчиво ищет возмездия и справедливости у властей, что его привели к фараону, изнывавшему от скуки в своем дворце. Ограбленный бедняга обладал даром красиво говорить и, чтобы он говорил еще цветистее и ярче, его стали избивать палками, поощряя на новые потоки красноречия...