Не надо про Париж 2 глава

Людмила Каутова
Жизнь в режиме постоянного ожидания отъезда спровоцировала навязчивый сон: Нина Петровна приходит на урок, а дети шумят, её  не замечают. «Содом и Гоморра!» - как говорила в подобных случаях учительница математики Александра Александровна. Попытки успокоить класс кончаются неудачей. «Врёшь -  не возьмёшь!» - а это  из любимого в детстве фильма «Чапаев». Нина вскакивает на стул, заталкивает в рот два пальца и оглушительно   (Соловей-разбойник, Одихмантьев сын,  позавидовал бы) свистит.  В классе  воцаряется полная тишина. Сон прерывается,  Нина просыпается в холодном поту и долго не может прийти в себя. Неужели и наяву такое может случиться? Вряд ли. Маловероятно. Впрочем,  такое может произойти, но только не с ней, Ниной Петровной Сидоровой, умницей, красавицей и почти отличницей.

 Оптимизма не убавилось и после того, как Эмма, её сестра, женщина практичная и деловая, пыталась Нине  вдолбить, опираясь на исторические факты,  что Сибирь давно покорил Ермак,  делать там таким, как она, совершенно нечего, а отдавать долг Родине  необязательно. Она, как мать, любой долг простит. Но если  «охватила охота к перемене мест», (Эмма в своё время тоже окончила филфак) то  лучше «в деревню, в глушь, в Саратов», но никак не в Сибирь. Нина твёрдо стояла на занятых позициях, и сестра, окончательно исчерпав  аргументы, махнула на неё  рукой, как на совершенно безнадёжного человека.

Зато Нину поддержала мама, приехавшая на Смоленщину из Сибири в 30-ые годы, когда её первого мужа Василия, секретаря райкома партии, репрессировали.  Он каким-то образом  успел отправить беременную жену к  родителям в Богом забытую смоленскую деревню. Она приехала в апреле, когда таял снег и бежали ручьи,  в валенках и шубе, поэтому чувствовала себя весьма неуютно,  шлёпая по весенним лужам. Но это неглавное, главное, что старики  приняли хорошо. И ждала она мужа много лет, но не дождалась.

 Мама считала, что возвращение в Сибирь  дочери – процесс закономерный: она уехала оттуда, зато дочь вернётся. Весомый, с её точки зрения, аргумент. Был и ещё один не менее важный. Считая, что ей не повезло со вторым  мужем, как она иногда говорила в запальчивости, «со смоленским вахлаком», мама была категорически против того, чтобы  дочери вышли замуж за смоленских парней. Мало того, она и дружить с ними запрещала. В конце концов,  папа, ранее во всём соглашавшийся с Эммой, изменил мнение: «Ладно, пусть съездит в эту Тьмутаракань, вернётся же через три года, куда она денется».

 «Решила ехать - поеду!» -  добиться поставленной цели всегда было для Нины делом принципа. Удалось это сделать и сейчас. Тем более,  что выбор  сделан, и отступать поздно.

И вот она вместе с бывшими однокурсниками в поезде дальнего следования «Москва-Красноярск».  На остановках покупают у местных жителей горячую картошку, хрустящие малосольные огурцы, завёрнутые в старые промасленные  газеты. Правда, узнав о цене  деликатесов, Нина округлила глаза, но чесночно-укропный аромат, исходящий от огурцов, был настолько силён, что отказаться от покупки не было сил. Вот всегда она так: надо бы возразить,  возмутиться,   душа протестует, но неизвестно откуда появившаяся   внутренняя робость сковывает мысли, речь, действия. Глаза возвращаются на свою орбиту, и Нина, страшно не довольная собой, изобразив приятную улыбку,  покорно протягивает деньги торговке.

И опять замелькали полосатые столбы, отмеряя километры. За окном, как отметила бы   сестра Эмма, и по совместительству землячка поэта Александра Твардовского, одна даль сменяет другую. Пожалуйте, Нина Петровна, изучать географию! Что? Мы  пересекли границу Европы с Азией? А где  пограничники?

Взгляд привлекают незнакомые ландшафты: то отроги каких-то гор (знать бы, каких?), то могучие реки, то непроходимая тайга. И всё-таки это действительно тайга или просто лес? А в чём разница?

 Сибирь удивляла и размахом больших городов. Правда, над ними почему-то стояла плотная, напоминающая утренний туман, дымка.  Она не рассеивалась ни к обеду, ни к вечеру, вызывая грустные размышления о том, что люди здесь с природой не в ладу.

Народ в вагоне, всё больше неместный, озабоченный своими проблемами, на контакты шёл неохотно. Приходилось довольствоваться общением друг с другом, хотя за много лет учёбы  прилично друг другу надоели. Хотелось новизны во всём. Хотелось, но пришлось обойтись привычным.

- Помнишь, Том, как ты перед экзаменом с преподавателем Надеждой Ивановной поздоровалась?

-  Да помню, помню, - с некоторым раздражением ответила Тамара. - Такое не забудешь.

- Тамарочка,  расскажи, пожалуйста!

Вспоминать не хотелось, тем более, что воспоминание было не из серии приятных:

- Так рассказывала сорок раз, наверно, надоело слушать.

- Не надоело, расскажи, - продолжали настаивать подруги.

И, правда, эту историю хорошо знали на факультете. Но услышать её хотелось, может быть, потому, что она ниточкой связывала настоящее с прошлым, которое не вернёшь, и давала возможность побыть в нём ещё самую малость, пока все не разъехались по школам.

 Надежда Ивановна Метлицкая, дама в возрасте, всегда подтянутая и аккуратная, требовательная и принципиальная, твёрдо стояла  на вершине знаний методики литературы, а достигнуть этой вершины  студентам, увы, было весьма проблематично: карабкались, срывались и вновь, нащупав опору, стремились вверх.  В основном же приходилось им аукаться издали, приближаясь к преподавателю только на экзамене, где   появлялась возможность услышать друг друга. Когда что-то невнятно лепечущая  студентка, постоянно повторяющая слово  «научить», пыталась покорить неприступную вершину, Баба Надя, так Метлицкую звали за глаза, снисходительно глядя на мучающийся объект, изрекала: « Научить, научить…  зайца тоже  можно научить спички зажигать. А вот как?». «Как?» -  мало кто знал.

Томочка Царицына, тогда студентка второго курса, взволнованная и испуганная, неуверенно, медленно двигалась к методическому кабинету, где должен был проходить экзамен, стараясь оттянуть  момент встречи с Надеждой Ивановной и надеясь только на Бога. Совершенно неожиданно она столкнулась с преподавательницей  в коридоре. Находясь почти в  шоковом состоянии, она торжественно изрекла: «Здравствуйте, Баба Надя!». – «Здравствуй, Царицына!» - ответила та, задержав шаг и  окинув студентку недоумённым взглядом.

Ни живая, ни мёртвая, экзамен, как ни странно, Тамара сдала.  А студенты утвердились во мнении, что всё-таки Баба Надя – человек.

Теперь, когда всё было далеко позади, к  Царицыной вернулась  былая царственность, и рассказывала о происшедшем она  в другом ключе. Не терпящая хвастовства, Нина не выдержала: «Не королевься, матушка, не королевься!» - и, отвернувшись  к окну, подумала, что в Томке прекрасно уживаются два человека, и один другому не мешает. В зависимости от ситуации она могла быть то падчерицей, то мачехиной дочкой. Томка-то должна  удачно в жизни пристроиться.

В Красноярск поезд прибыл рано утром. На перроне, правда, без оркестра, но встречали. Значит, ждали. Приятно. Середина августа, а прохладно. Зябко поёживаясь, Нина с интересом смотрела по сторонам, стараясь  дать оценку окружающей действительности с позиции европейских стандартов. Вокзал, как вокзал, ничем не хуже, чем в Смоленске.  Люди, как люди, как и везде: торопятся, суетятся, толкаются, а извиниться забывают.

 Тополя тоже, как и везде, обезображенные неумелыми руками парикмахеров-коммунальщиков, стыдясь своих авангардных причёсок и голых ног, кажется, готовы  провалиться сквозь землю. Не стыдитесь. Вас давно никто не замечает – вон стволы-то побелить забыли и, видимо, не только в этом году. Может быть, кто-нибудь и посочувствовал вам в период обрезки сучьев, это у нас умеют, и возмутился: «Что делают, а? Руки бы повыдёргивать! Умельцы  … » Однако дальше слов дело , как всегда, не пошло. И сказаны эти слова просто так, для успокоения остатков собственной совести.

 Обращают на вас внимание и ещё один раз, когда безудержный ветер несёт тополиный пух. Объединившись, пушинки превращаются в затейливые облака, которые, отяжелев, приземляются, образуя мягкие,  почти воздушные, невесомые перины. Красиво, а человеку плохо: на тополиный пух -  аллергия… Пытаясь с пухом   расправиться, бросят горящую спичку – пожар, удушающий запах. Ещё хуже, чем было.

 А всё-таки несмотря ни на что  растут тополя на улицах и привокзальных площадях по всей России, выживают из последних сил поддерживаемые добрыми людьми и никак понять не могут: зачем растут, зачем муки мученические принимают? А ведь им, как и любому человеку, есть в этой жизни предназначение. «А какое предназначение у меня?» - неожиданно для себя в неподходящий момент Нина чуть было не принялась философствовать, но стая голубей, выпорхнувшая  из-под ног, вернула  в реальность.

На привокзальной площади  дремал, лениво выталкивая  сонные водяные струи,  небольшой фонтан. Огромные цветочные клумбы наводили на мысль о талантливом дизайнере. Нравилось всё. Даже чёрные вороны, поднявшие скандал из-за брошенного кем-то куска хлеба, казались очень симпатичными.

Ну, что ж, покорись, Сибирь, принимай, Красноярск, приехали мы, приехали.

. В краевом отделе народного образования молодым учителям  предстояло сделать ещё один,   окончательный, выбор. А что выбирать-то? Для них в тот момент любой ветер был  попутным. Выбирали они, или выбирали их? Сказать трудно. Им советовали, конечно, руководствуясь местными интересами, но мнение  не навязывали. К обеду  определились.

 Больше всего повезло Светке Соколовой – она директор восьмилетней школы в северном районе края. Видимо, в тундре. Царицына  - учитель одной из школ, расположенной где-то в Саянах. Это в горах.  Сашка Мельников, тут никаких сомнений и быть не могло, (мужчина всё-таки, а они в образовании на вес золота) назначен директором средней школы в глубинке. Это в тайге.  Нина Петровна поедет  то ли в город Снежица, то ли на станцию Таёжная. Это недалеко от Красноярска. Что Снежица и Таёжная – одно и то же, она узнала несколько позже у пассажиров автобуса, который вёз её на вокзал: оказывается, сначала появилась станция Таёжная, потом  построили город Снежицу. Вот отсюда и двойное название. Оно впечатляло: романтичное, красивое, образное. Интересно, это конечный пункт назначения, или придётся ехать дальше? Хорошо бы остаться в Снежице.
 
Получили направления, присели на дорожку, всплакнули, обнялись, обещали писать письма и разъехались в разные стороны.