Любителям Что? Где? Когда? посвящается...

Унесенная Ветром
"Желание выиграть пять раз подряд – что может быть прекраснее?"

Пару дней назад мне не спалось, и я бездумно щелкала пультом в поисках чего-нибудь интересного. Услышав знакомую мелодию, всмотрелась в экран телевизора… и вот удача! Это же «Что? Где? Когда?», передача моего детства. Помню, каждую субботу садились с папой перед телевизором и вместе со знатоками искали ответы на вопросы. В силу возраста от меня было мало толку, но папа всегда говорил: «Мы отгадали», поэтому я тоже чувствовала себя умной и смекалистой.

…Время перевалило за полночь, поэтому я не сразу заметила, что странного мне показалось в передаче. Во-первых, голос ведущего. И тут только я обратила внимание, что это канал «Ностальгия», и, судя по всему, я смотрю один из первых выпусков программы, снятый еще в 80-х годах прошлого столетия.
 
Я не знаю, или был уже тогда Ворошилов ведущим, но, как мне показалось, голос звучал не его. Ведь он такой… такой… В общем, те, кто смотрел «Что? Где? Когда?» поймут, о чем я. Но не исключено, что все дело в качестве записи передачи. Тридцать лет прошло с тех пор – это вам не шутка.

Тогда даже аиста, который меня принес, в проекте не было, поэтому мне было интересно наблюдать за модными тенденциями того времени. Во-первых, и среди мужчин, и среди женщин преобладала одежда в клетку – в крупную красную, мелкую сиреневую… Во-вторых, почти все мужчины носили усы.

А еще меня немного позабавили лампы возле экранов, на которых высвечивался счет. Обыкновенные лампы красного цвета – такие, наверно, были в каждом доме. Даже я их помню. И оператор, который, чтобы задать вопрос одному из игроков, тащил с помощником через весь зал огромный провод и саму камеру. Даже не столько все это позабавило, сколько вызвало умилительную улыбку – в наш век прогресса такое не увидишь. Но все это создало такую атмосферу «настоящности», искренности… Не знаю даже, как назвать мои чувства, возникшие в тот момент.

Что касается хода самой игры, правила, конечно, были немного другими. Во всех тонкостях не разобралась, но, насколько я поняла, играли тройками, могли происходить замены игроков, и в то же время за столом могло оказаться даже девять человек. Если команда проигрывала, знатоки лишались своих игровых билетов.

Победившим телезрителям в подарок отсылались не деньги, а книги. Например, «Художественные музеи Киева». Когда игрокам попался 13 сектор, вопрос звучал от Академии наук. Времена меняются.

Да и обстановка была не такая официальная, как мне показалось. А в зале я даже высмотрела молодого Друзя. Конечно, могу ошибаться, но сердцем чую – это он был.

… Игра подходила к концу, знатоки проигрывали. Во время тайм-аута они решали, брать ли в помощь еще троих людей. Но тогда они должны были бы выиграть пять раз подряд, в противоположном случае игровые билеты, а значит, и право дальше участвовать в играх, теряли бы все. Рисковать другими знатоками команда не решилась, но в это время показали крупным планом молодого человека – к сожалению, не увидела его имени, вполне возможно он сейчас известный знаток, а я его не узнала. Он и выразил свое желание помочь проигрывающей команде, несмотря на риск, и сказал фразу, которая запала мне в душу, наверно, надолго: «Желание выиграть пять раз подряд – что может быть прекраснее?»

И все это с такой улыбкой, с таким задором в глазах… А ведь действительно! Что может быть прекраснее желания выиграть? Пусть был бы проигрыш, но и путь к победе зачастую лежит через поражения. У этого молодого человека не было страха проиграть. Возможно, он был настолько уверен в своих силах, но скорей всего он просто хотел ощутить сам вкус игры, когда победа висит на волоске, когда остается только рисковать, а главное, он хотел помочь проигрывающим. Он не считал, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», разве это не прекрасно?

Над этой фразой можно думать долго, да и растолковать по-разному. Но почему-то для меня вся игра, весь ее смысл поместился в одно предложение...