Гипнотезер

Евгений Боровицкий
               
Первое знакомство с гипнозом у меня произошло в восемнадцать лет. Я купил билет на представление заезжего гастролера и думал, что наконец-то увижу то, о чем читал в книгах и журналах. Поэтому, когда ведущий пригласил ассистировать магу – я выскочил на сцену одним из первых. Не буду описывать убогость того представления. Из зала я вышел с убеждением, что меня просто надули. Никакого гипноза нет. Есть только ложь и обман. Но, почему-то люди любят быть обманутыми. Только поэтому мошенники собирают полные залы. Я решил для себя, что гипноза нет и, если кто-то заводил разговор об этом явлении, я с сожалением смотрел на него, как на не совсем здорового человека.

Прошло много лет. Я был женат второй раз и проживал на квартире тещи и тестя, людей милых и приятных. Они и приобрели четыре билета на представление гипнотизера. Ажиотаж был настолько большой вокруг этого, что все четыре билета на одно представления достать не удалось, два в один день, два – в другой. Я, зная заранее, что это чистый обман, даже идти, не хотел, но обижать родителей своей жены своим отказом просто не мог. Когда тесть с тещей вернулись с концерта – они были в восторге. Они подробно рассказали, что происходило на сцене и в зале. Я слушал и думал про себя: «Знаем, знаем. Небось, в зале были подставные зрители, которые и подыгрывали артистам».

На следующий вечер настал черед мне с супругой идти в театр. Часа за полтора до начала стали собираться. Погода стояла теплая – середина лета. Жена, загадочно улыбаясь, развернула передо мной новую рубашку:
-Это тебе подарок от мамы! – она имела в виду свою мать. У меня язык не поворачивался называть женщину старше меня всего на десять лет своей матерью. Рубашка была бледно фиолетовая с широкими и короткими рукавами, в которых даже бицепсы Шварценеггера  потерялись бы, не говоря уж о моих руках. Да, она была без воротника – косоворотка. Я их терпеть не мог и никогда не носил и, было, начал излагать свое отношение к подарку, но увидел, что глаза моей супруги наполняются слезами – решил смириться с неизбежным. Настроение, которое и так было не на высоте, упало ниже не куда.

В автобусе я ехал подавленным с мрачным выражением лица.
-Женя, привет! – услышал я. Повернулся, передо мной стоял сияющий майор милиции Владимир Фесюк. Когда-то мы с ним работали экспертами криминалистами и сдружились на любви к фотографии. Он был если не профессиональный фотограф, то где-то рядом. Печатался во многих журналах. Работал с цветом. Мне было далеко до него. Но, черно- белые фотографии у меня получались неплохие. Мы обменялись рукопожатиями.
-Где ты? – спросил я его.
-В «Сатурне» преподаю спецтехнику. – «Сатурном» называлась школа милиции, где проходили первичную подготовку вновь набранные милиционеры.
-А ты?
-В ПТУ преподаю физику.
-Куда едешь?
-Да на гипнотизера, -  ответил я с досадой.

Володя оживился:
-Он у нас в школе выступал. Представляешь, из курсантов веревки вил. Хотя бы отдал деньги им за билеты. Над ними мы все так ржали. А они только глазами хлопают.
После его слов я призадумался. Одно дело, когда ты выступаешь перед незнакомой друг с другом аудиторией и тогда неизвестно, кого он выбрал для экспериментов. И совсем другое, когда все знают друг друга. Мое настроение не улучшилось, но я перестал думать о своем нелепом одеянии. Я решил еще раз посмотреть на гипноз. Существует это явление или это просто массовый психоз.

Дворец железнодорожников был забит до отказа. Наши места оказались в последних рядах, но мое кресло располагалось у прохода.
На сцену вышел конферансье и представил мага – высокого мужчину во фраке и с бородой. Маг взял микрофон и объявил, что для начала ему нужны двое добровольцев мужчина и женщина. Пока публика еще соображала над предложением, я благодаря боксерской реакции уже подбегал к сцене. Надо отдать должное, меня опередила девчонка на несколько шагов. Ну, она просто сидела ближе. С ней мы поднялись на сцену и предстали перед магом.

Здесь я рассмотрел его вблизи. Высокий, с черной шевелюрой, окладистой бородой и, голубыми глазами! Рядом находилась его ассистентка – яркая брюнетка с огромными черными глазищами. Я решил, что она или цыганка, или еврейка.

Маг спросил наши имена и попросил нас с девушкой называть любые цифры его ассистентке. Я обратил внимание, что когда маг говорил, то окончания слов он как бы проглатывал. После этого он встал лицом к залу, а его ассистентка записывала группы цифр на многочисленных досках, которые мы с девушкой ей шепотом называли. После этого доски раскрутили, маэстро обернулся и секунд пять внимательно смотрел на вертящиеся доски с цифрами. Потом опять встал лицом в зал. Доски остановили, чтобы зрители могли видеть цифры, и маэстро стал называть их без единой ошибки, сначала слева на право, потом  в обратном порядке. Зал взорвался аплодисментами. Я взирал на это спокойно. Меня такая способность человека не впечатляла. Маг поблагодарил девушку из зала и отправил на место, а меня оставил для дальнейшего представления.

Черноглазая ассистентка подала мне карты «торо». Их не много, пять или шесть. На каждой четкая картинка – круг, квадрат, треугольник, крест,  волновые линии. Я доставал их в произвольном порядке и показывал ассистентке. Та смотрела на карту, а маг называл их и опять без единой ошибки. Это меня заинтересовало, но не более. Мало ли какая связь может быть между артистами при современной-то технике. Потом уже я один называл ряд цифр, а ассистентка записала их столбиком на доске.

Меня  маэстро о чем-то спросил и я, вдруг, осознал, что туго соображаю. Не то, чтобы полное потемнение сознания, но  в какой-то миг я почувствовал, что со мной чего-то не так. Я как будто споткнулся на бегу, но не упал, а просто пролетел немного по воздуху не чувствуя земли, пока не нащупал ногами опять твердую опору. Потом артист подошел ко мне вплотную, пожал руку с благодарностью за сотрудничество и уже шепотом попросил найти в зале кого-нибудь с яркой внешностью:
-Ну, можно лысого, с бородой, усами.

Я стал спускаться по ступеням к зрителям, а мне навстречу ломился пьяный мужчина. Я его остановил:
-Вы куда в таком виде? Не мешайте работать.
Мужик как заорет на весь зал:
-Здесь подставные! Меня не пропускают!

Возникла суматоха. Но, наконец, прибежали какие-то ребята и вывели бедолагу из зала. Я занял  свое место, но пауза в связи с инцидентом затянулась минут на пять.  Потом конферансье объявил, что для дальнейшего представления необходимо отобрать двенадцать добровольцев. Тут уже, наверное, половина зрителей вскочили с мест, и ринулась на сцену. Я тоже.

 Людей было так много, что нас пришлось ставить в два ряда по периметру сцены.  Тихо играла музыка. Маэстро приказал всем нам на сцене закрыть глаза, я чуть прикрыл свои, но продолжал наблюдать за действиями мага. Он подходил к зрителям, подносил свои ладони к области шеи, чуть выше лопаток и практически все, если не валились вперед или назад, в зависимости, где находился гипнотизер,  то пошатывались.

 Одна из зрительниц, не дождавшись подхода маэстро, как-то боком с закрытыми глазами неестественной походкой пошла через всю сцену. Ее еле успели остановить у края и тут же отправили в зал на свое место. Когда маэстро подошел ко мне и поднес руки, я почувствовал тепло исходившее от его ладоней. Но, я не упал и даже не наклонился. Он проскочил меня, почти не задерживаясь. Из всея толпы были выбраны самые восприимчивые. Их оставили на сцене, а всех остальных попросили вернуться  на свои места.

 Когда все расселись и успокоились, маэстро оставшихся счастливцев построил в одну линию и еще раз протестировал их на внушаемость. Он отобрал половину самых способных, а остальных попросил присутствовать на сцене и страховать испытуемых в некоторых номерах.

И вот тут началось самое интересное! Я не помню, как правильно называется, то, что происходило на сцене, но не гипноз, это точно. Гипноз подразумевает  закрытые глаза, ну почти сон. Здесь же все подопытные, у меня после того, что я увидел, язык не поворачивается назвать их как-то иначе, всё проделывали с открытыми глазами. Маэстро с ними спокойно разговаривал, они ему что-то отвечали. Для начала он усадил шестерых испытуемых на стулья. Подходит к одному из них и говорит:
-Под Вами не стул, а лошадь. Вы -  наездник. Скачите!

Тот с серьезным выражением лица перевернул стул спинкой вперед и… поскакал. Зал разразился смехом. Смеялись все и даже те, кто был на сцене, не смеялся лишь один - наездник. Выдержав паузу, маэстро подошел к одному из сидящих на стуле:
-А Вы, что смеетесь? Догоняйте!
Второй подопытный резко оборвал смех и так же, как и первый поскакал на стуле за ним.
Было и весело, и жутко на это смотреть.

 Потом маэстро остановил скачки и произвел награждения победителей. Он надевал на наездников невидимые медали. Они с благодарностью принимали их, поправляли на груди.
-За что Вы получили эту медаль? – спросил он у первого наездника.
-За победу в скачках! – ответил тот гордо.
-Вы не могли бы показать мне медаль? – наездник снял, то, что считал медалью и протянул, пустую ладонь маэстро. – Расскажите, что на ней изображено.
-На медали лошадь и наездник. Смотрите.

Потом он опять надел медаль на себя. Маэстро сделал какой-то пасс рукой и жокеи как бы очнулись от чего-то. В недоумении они оглядывали край сцены, куда прискакали.
-Ну, ступайте на свои места. – Указал рукой им маг.
Те, взяв стулья в руки, направились к улыбающимся сотоварищам, сидящим на сцене. Далее испытуемые и изображали из себя космонавтов, находящихся в невесомости, вот где пригодились ассистенты, стоящие за ними, и водителей танков, и в зеркале они видели то прекрасную деву, то страшную и опасную бабу-ягу.

Из подробного рассказа тещи о представлении я знал, что я увижу. Отклонения от программы не было. И это было не удивительно. Чтобы заставить кого-то делать то или другое, ты сам должен четко представлять это себе. Знать конкретно то, что ты хочешь, поистине ценное качество.

  Мы часто жалуемся, что наша жизнь идет как-то не так и вообще, все плохо, а, если спросить – что ты хочешь от жизни, кем стать, чего достичь, кроме расплывчатых фраз мы ничего вразумительного не скажем. Да возьми наши тосты на торжествах. Что мы  желаем?  Здоровья? Денег? Счастья? Но, здоровье когда оно есть, его не замечаешь, когда нет – ни за какие деньги не купишь. Счастье – это вообще внутреннее состояние человека. Олигарх может быть несчастным когда котировки на рынке падают, а бомж счастлив - когда нашел бутылку, а там спиртного несколько глотков. Деньги? Их тебе желают, но дать – увольте.

Из зала я выходил с новым отношением к гипнозу. Да, это явление имеет место быть, но поддаются ему не все. Я относил себя к той части, на которую гипноз не действует. Мне так было спокойнее.

Прошло много лет. У меня появилось еще двое сыновей. Я несколько раз менял работу. Одно время даже занимался, как бы это мягче сказать, возвращением банковских долгов. По-простому находил должников банка и склонял их вернуть деньги. Потом жизнь опять круто поменялась, долгами третьих лиц законодательство запретило заниматься, и я отошел от этих дел, но нет-нет, да кто-нибудь обратится за советом, как вернуть свой долг. И я учил, что можно делать, а чего нельзя.

Вот и в этот раз мой приятель попросил меня оказать содействие в возврате долга одной фирме. Мы встретились с директором предприятия занимающейся фармакологией. Мужчина сорока лет  подъехал на своей машине. В двух словах он мне объяснил, что ему задолжали индусы. Сначала все шло хорошо, но потом индусы перестали платить, и образовался долг, и, вот, с этими мудаками  через тридцать минут назначена стрелка.

 Я думал, что меня просят только о консультации, а так ни за что лезть на рожён?  Но, отказать в помощи я не мог, так как приятель, рекомендовавший меня, много раз оказывал мне различные услуги. Да и на индусов интересно было посмотреть.

 До встречи оставалось еще достаточно времени, и мы с директором сидели в машине и так, болтали о разном. Почему-то вспомнили гипноз. Я рассказал об артисте этого жанра, которого видел много лет назад.
-А я его знаю! – оживился директор и назвал какую-то фамилию. Она мне ничего не говорила -  я не знал фамилии маэстро никогда, но, судя по описанию, мы говорили об одном и том же человеке.
-И где он? Как сложилась его судьба?
-Боюсь, что его уже нет. С гастролями он прекратил выступать уже давно. Каждое представление отнимало очень много сил и, в начале девяностых, он решил заняться бизнесом.  Занял деньги, проплатил за товар на Украину, а его, как тогда часто бывало – кинули.  Он поехал разбираться и пропал, сгинул.
Мы помолчали, а я заметил:
-И Божий дар не помог бедняге.

Потом была встреча с индусами. Они ждали нас в своем офисе. Их было трое. Все с черными глазами, смуглые, вылитые цыгане, недаром говорят, что они выходцы из Индии. Мы сидели за одним столом и после короткого  приветствия, я увидел, что с моим  товарищем происходит что-то непонятное, как будто из него вынули стержень, его тело обмякло.

Он смотрел, не мигая, как кролик на удава  в черные глаза индуса, сидящего напротив. Я заметил, что двое других уставились на меня, делая какие-то пассы руками. «Да они гипнотизируют!» - прожгла мысль.- «Ребята, зря стараетесь! Мы это уже проходили!». Я под удивленными взглядами индусов встал  из-за стола и как рявкну во всю свою глотку, как нас учили на карате кричать при ударе «ки-и-и-а!». Ребята из жаркой Индии вздрогнули, и  в их глазах появился животный страх.
-Ну-ка, приведи моего товарища в нормальное состояние!

Тут дверь, ведущая в соседнее помещение отворилась, и в комнату заскочило два амбала. Они кинулись прямо на меня.  Я не стал ждать их вопросов и с шагом навстречу засадил первому ногой в пах, и пока тот, согнувшись, искал место куда упасть, отбил прямой удар второго нацеленный  мне в челюсть и просто ткнул пальцами ему в кадык. Он захрипел и осел на пол. Индусы сидели, обескураженные таким коротким сражением, у них хватило здравого смысла больше не искушать судьбу. Мой  приятель почти пришел в себя, но смотрел с удивлением, на тела, лежащие на полу. Я приподнял его под руку:
-Уходим.

 Нам дали уйти. Я усадил товарища на пассажирское сидение, сам сел за руль.
-Ну и компаньоны у тебя! – только и сказал я. – Да с ними не договариваться надо, а в лес вывозить и там закапывать, но это уже не по моей линии.
-Спасибо! – наконец подал голос мой сосед.
-Не за что.

На следующий день  мне доставили пару бутылок двадцатилетнего коньяка с визиткой от моего нового приятеля.

А гипнотизер все не выходил у меня из головы. Далась ему эта коммерция! Но, сколько других не менее талантливых сломали и погубили те лихие года. Кто их помнит? Кто перечтет?