Чем же так напугала шоу-бизнес Елена Ваенга?

Наталия Сидо
Несколько дней пытаюсь ответить на этот вопрос. Что же так переполошились братья по эстрадному цеху? Почему столько злобы, ненависти, агрессии вылилось на певицу после ее концерта в Кремле (КДС) и еще больше после его трансляции 7 января по первому каналу телевидения? И в чем только не обвинили…  Даже в том, как посмела без отбеленных зубов петь на главной сцене страны. Вот же что главное! А еще в том, что она представитель шансона. Это уж вообще преступление перед нашей «классической» эстрадой и главной сценой страны. А то там всегда только настоящие «великие» исполнители выступали.

Шансон – он ведь разный. Тот, классический, настоящий – это стихи под музыку в исполнении автора.   Ив Монтан, Жак Брель,  Ш. Азнавур, Адамо, М. Шевалье – вот такие исполнители шансона. Согласитесь, неплохие имена.

А наши представителя шансона, настоящего, не блатного и кабацкого, - В.Высоцкий, Б.Окуджава, А.Розембаум, Ю.Визбор… Их много,  выдающихся шансонье. Так что прежде, чем обижать и обвинять, разобрались бы, господа критики. И в терминах, да еще и в творчестве объекта критики. А то так искренне пишут: не знал, не слышал,  не видел, но вот услышал  по радио песню, посмотрел концерт (это в лучшем случае) и понял, что все это  кошмар, пошлость, позор…

Я услышала две песни Елены по радио ровно год назад. Не произвели впечатления. Но прислушалась к мнению  подруги, профессионального музыканта, которая сказала, что интересная певица. Необычная. Неформат, как теперь говорят.

Заинтересовалась. Полезла в интернет. Услышала совершенно другую Ваенгу, не ту, которую радио мне предлагало…  Купила все ее диски (их 9 выпущено), посмотрела съемки концертов, все ролики, зарегистрировалась на ее сайте, побывала на концерте в Кремле… Пишу об этом, чтобы сразу обозначить, что в отличие от тех, кто писал разгромные рецензии, действительно изучила творчество  Елены Ваенги. Прочитала, что ею написано 800 песен. Все не слышала. Только те, которые записаны на дисках и можно найти в сети. Но их тоже немало. Не 3-5, на которые обычно ссылаются критики.

Песни разные: по форме, композиции, жанру. Да и по качеству тоже. Но это уже из области вкуса – кому-то одно нравится, а кому-то другое. Мне далеко не все. Но есть действительно, на мой взгляд,   очень удачные произведения.  А потом не каждый день даже великие композиторы сочиняли шедевры.  По-разному пишется, разное по уровню получается. У всех.

Но мне кажется, что не в качестве ее песен дело, на которые сейчас обрушили свою критику собратья по эстраде. А дело в самой Елене – в ее судьбе, позиции, в том, как и почему она попала на самый высокий уровень рейтингов и популярности.

27 января Елене исполнится 34 года. Выступает на сцене уже 12 лет. То есть не девочка и совсем не новичок.

Но при этом она:

- не дочь,  не супруга и  не любовница олигарха;

- не победительница конкурса красоты (как многие солистки ансамблей) и не обладает модельной внешностью. Губы не накачаны, грудь не увеличена, ногти не наращены…  Более того – немного сутулится и точно не 90 x 60 x 90;

- поет не под фонограмму. Каждый раз по-разному – по настроению, но всегда от души;

- имеет специальное музыкальное образование (окончила музыкальную школу и музыкальное училище, т.е. профессиональный музыкант);

- имеет актерское образование (училась в институте  у  актера П.Вельяминова);

- не имеет спонсора и знаменитого мужа продюсера  (супруг Елены имеет известную политическую и продюсерскую фамилию – Матвиенко. Но он не сын, не брат, не родственник ни Валентины Ивановны, ни Игоря Матвиенко. Однофамилец. Вот просто Иван Матвиенко);

- у нее голос есть – сильный, мощный, поставленный. А еще она правильно дышит, когда поет. То есть так, что не слышно вдоха. А это уж теперь такая редкость для нашей эстрады;

 - а еще… Их много, этих еще. Но мне кажется, что и этого достаточно, чтобы понять, что она не такая, как масса звезд нашего шоу, который большой и серьезный бизнес.  Она  естественная, талантливая, необычная.  И прежде всего ее необычность  в том, что она живая, не сделанная на «Фабрике звезд» кем-то для чего-то.  Она не врет, не живет в образе, созданном по заказу или подобию.  Она настоящая! И это чувствуется и ощущается в каждой песне и каждом звуке ее голоса. И всем своим творчеством, своей жизнью она сломала стереотип, который создан этим шоу-бизнесом и его заправилами.

 Она напугала продюсеров, которые убедили всех, что главное  для потребителя не то, как и о чем поет певица, а как выглядит. А самое главное то,  сколько им заплатят за раскрутку новой звезды и за сколько    ее можно продать тупым потребителям, т.е. нам, зрителям.

Она напугала композиторов тем, что пишет музыку – очень разную по форме, стилю и достаточно сложную по гармонии и композиции, т.е. не из трех, максимум четырех аккордов.

Она напугала  авторов текстов, потому что в ее песнях есть смысл: она пишет о любви, сложных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, о родителях, любви к Родине, об умении прощать и понимать других, бережно относиться к людям, природе, своей душе и жизни.

Она напугала исполнительниц тем, что  имеет голос, музыкальный слух и действительно умеет петь, потому что профессиональный музыкант и актриса. Это что же, им тоже теперь надо ноты выучить? Сольфеджио заниматься, вокалом? Это же ужас!!!

Она напугала хозяев радио и телеканалов, потому что не платила за раскрутку - просто нечем было платить.

А каково клипмейкерам? Это же крушение легенды, что без дорогостоящих клипов совершенно невозможно раскрутить исполнителя. Хотя… видимо тех, которые «поющие трусы», действительно не раскрутить.

Да и журналистам на жизни Елены не заработать. Потому что она нормальная женщина, которая давно уже замужем, без особняков, пластических операций, отдыха  в Ницце и   уж тем более в Куршевеле. Она вкалывает. Потому что пишет стихи, сочиняет музыку, дает концерты, играет в спектакле как театральная актриса.  И что про нее написать, чтобы привлечь внимание к печатному изданию? Просто ужас какой-то!

Да и еще кого-то наверняка напугала…

Но она главное сделала – она дала надежду молодым, начинающим, талантливым, которым внушили, что без денег, связей, покровителей, спонсоров и выдающихся продюсеров и авторов невозможно добиться успеха. Оказывается, возможно. Да, сложно, да, долгий и нелегкий путь надо пройти, но ведь можно! Если сильно хотеть, если много работать, учиться, совершенствоваться и быть талантливым.

И слушателям дала надежду, что, может быть,  закончится период власти пошлости, непрофессионализма, халтуры, глупости и денег на эстраде. И зазвучат красивые и прекрасные  голоса на сцене,  которые сменят движение бедер и длинных ног под фонограммы. 

Поэтому  и делаю вывод, что Ваенга – это то новое в нашей эстраде, что может помочь сломать стереотипы, которые были созданы и активно внушались теми, кто себя относит к шоу-бизнесу.

Поэтому так напугала их. Поэтому так не понравилась… им.

А вот мне и уже теперь многим нравится.

И 8 февраля я снова пойду на концерт в КДС. Знаю, что опять будет полный зал, аплодисменты, цветы и слезы: у Елены и зрителей в зале. Потому что ее искренность вызывает искреннюю реакцию и у  слушателей.