Юрий Мамлеев о прозе Елены Зейферт

Елена Зейферт
МИФОЛОГИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

О книге прозы Елены Зейферт «Сизиф & К»


Мир этой книги – мифологический и реалистический одновременно. Но поскольку мифология может проникать в самый потаённый центр реальности, то вся книга изображает мир таким, каков он есть не только на поверхности, но и в некоей глубине. Метафизические реальности возникают в произведениях «Пети-жё», «Глиняный человек», «Homo infelix: любовь с силуэтом», «На дне рудника», «Каспар Хаузер, мой найдёныш», «Небоскрёб Парнаса» и др. До известной степени это мир не только глазами человека, что-то ирреальное, доброе то проявляется в нём, то исчезает. И зло здесь так же таинственно, как и добро.
Миф у Елены Зейферт живёт не в своей капсуле и не в древности, а открыто и сейчас. Например, героиня становится свидетелем мучений Сизифа: «Мученик тщательно раздумывает, куда поставить ногу, прежде чем решиться на очередной шаг. Структура горы настолько рельефна, что шаги похожи на шахматные ходы. Я стою на вершине этой горы. Тициан потом взвалил камень Сизифу на плечи, но тот камень, что я вижу, на плечах не унести. Я свидетель мифа. Упираясь ногами, напрягая мышцы всего тела, Сизиф наконец вкатывает камень на самую вершину. Я прячусь. Гигантская глыба качается, как будто стоит на остром конусе. Мужчина устало садится, его дыхание шумно, сбивчиво, он отирает со лба чёрную пыль». Бабушка героини «родилась позже, уже некому было обмануть Танатоса». И бабушка умерла, чтобы вновь и вновь умирать, рождая чувства любви, утраты, вины, милосердия.
Проза Елены Зейферт живая, направленная к сердцу, и одновременно интеллектуальная. Как и сам автор – человечный и думающий. Проза многоголосная – написанная от лица героев, героинь, от первого лица, порой в виде дневника, говорящая с разных точек и углов зрения.
Елена, творчество которой недавно было отмечено европейской премией, проявляет себя как автор стихов, прозы и критических, литературоведческих работ. Эти виды творчества находятся у неё в гармонии.
Произведения Е. Зейферт выполняют просветляющую роль. Не всё пропало, если мы ещё можем ощутить, как страх и восторг теснят наше сердце, как сердце ребёнка. Каждый может разрешить себе наслаждение бытием. Тем чистым благом, которое человек может в себе открыть.


Юрий МАМЛЕЕВ