Крыша

Андрей Соловьев
Пессимистическая комедия

Действующие лица:

РОТ – стройная молодая дама
НОС – мужчина средних лет
ГЛАЗА – два похожих джентльмена лет 20 - 60
ДОКТОР (голос за сценой)

ОРКЕСТР СЪЕХАВШЕЙ КРЫШИ
Квартет шумовых инструментов

Действие происходит внутри головы.
_________________________

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. (обращается к носу) Э-э-э, горбатый… Слышь, чего говорю? Подъем. Подъем, я сказал! Игнорирует. В наглую.

ПРАВЫЙ ГЛАЗ. Да, оставь его. Он, небось, опять не спал. Не трогай лучше, а то очнется, как полоумный, и будет, как в прошлый раз, голосить: «крыша поехала!», «крышу снесло!»

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. А чего он не спал-то? Опять нанюхался чего-нибудь…

НОС. (просыпается) Это я-то нанюхался? Я нанюхался? Лучше расскажи, что вы себе в прошлый раз на пару закапали, братцы-кролики, наркоманы-алкоголики. Я из-за вас два раза в дверь вклеился, не мог понять, что далеко, а что близко… Чуть до крови не расквасился. А то, нанюхался.. Уж кто бы говорил, а кто – молчал.

ПРАВЫЙ ГЛАЗ. Ну вот. Я же предупреждал – пусть спит. А теперь слушай его нытье.

РОТ. Ладно, хватит вам. Вчера только к доктору ходили, забыли уже?

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. На эту, как ее, на диспансеризацию, что ли?

НОС. Да на какую, на хрен, диспансеризацию. Сна просто нету, сон ушел. Иной раз так до утра проворочаешься… Потом вставать пора, а тут как раз и заснешь, не можешь проснуться. После этого целый день ходишь, как лунатик, ничего не соображаешь – что я, где я?

[Левый глаз поет, передразнивая рот, «Оркестр съехавшей крыши» подхватывает]

Что я? Где я?
Выход не найду никак.
Проведите же меня
Сквозь туман и мрак?

Сколько? И куда?
Только хуже год от года.
Мутная вода.
Скверная порода!


Как? Кому? И почему?
Голова моя из ваты.
Гаснет свет и все в дыму.
Это гены виноваты!

РОТ. Да нет… Хватит вам. При чем тут гены? Родители были здоровые, наша порода. Брат старший,  вот – тот неизвестно в кого уродился. Отец даже ревновал мать, а потом махнул рукой. А братан – говорят он в Америку свалил. Туда ему, козлу, и дорога. А мы похожи. Ну не копия, конечно, но сходство есть. Вот нос – точно папин. Такой паяльник… Рубильник… А глаза мамины. Красивые. В смысле, мама у меня красивая была. А губы… губы бабушкины, пухлые, соблазнительные. Гены не причем. Но сон вот ушел куда-то, нет сна.

НОС (продолжает петь, на этот раз - романс).

Я считал верблюдов
Я считал медведей
Я считал баранов
Я считал соседей

Я считал копейки
Я считал рубли
Кепки-тюбетейки
Бублики-нули

Тысячи морских слонов
Сотни белых цапель
Триста семьдесят быков
Миллионы капель

Я считал как счетовод,
Как бухгалтер нервный.
Но заснуть никак не мог.
Не судьба, наверное.

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. Врач отправил на рентген. Череп просветили – и спереди, и сбоку. ПРАВЫЙ ГЛАЗ. Снимков долго ждали. Минут двадцать, а может больше, с недосыпу трудно понять сколько. Потом врач позвал и говорит. То есть он не говорит, а мнется так, не знает с чего начать…

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. Что спрашиваем, доктор, кранты нам? Все, отбегались?

ДОКТОР. Нет, нет, что вы, как это, отбегались, почему же так вот сразу, может быть даже как раз наоборот…

(голос доктора идет глухо, как бы снаружи, «в банку», при этом глаза приставляют к себе трубку-воронку, стараясь лучше расслышать)

ДОКТОР. Просто я не знаю как сказать… Просто у вас в голове, прямо в самом мозгу, там в глубине, в сером веществе, в самой гуще нежной мозговой ткани, между правым и левым полушарием… Торчит… ИГЛА!

(огромная игла пронзает сцену сверху-вниз, шумовые эффекты, «Оркестр Съехавшей Крыши» вступает с полной силой, глаза подбегают и рассматривают стержень)

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. Не хрена себе, струна…
ПРАВЫЙ ГЛАЗ. Хохотали, веселились, увидали – прослезились…

ДОКТОР. Стальная или из какого-то другого металла. Четыре сантиметра в длину, сечение ноль семьдесят пять. Хотите верьте, хотите нет. Вот снимок. И сбоку видно, и с затылка. Как на ладони.

РОТ. Элегантная такая, тонкая, стильная.

НОС. И откуда она там, позвольте спросить.

ДОКТОР. А это я хотел спросить, откуда. Какой-то добрый человек сделал вам подарок.

НОС. Что значит, «подарок»? А мы где были? Тут крыжовником уколешься – и то, подскочишь, как ужаленный.

ДОКТОР. Правильнее спросить не «где были?», а «когда были?»  А где – теперь неважно. Может в роддоме, а может у себя на квартире.

РОТ. Это что же она у нас там с пеленок что ли? Четыре сантиметра… Размер небольшой, конечно. Но ведь вся голова-то была тогда четыре сантиметра.

ДОКТОР. Так на это он и расчитывал. Или она. Я уж не знаю. Это вам виднее, кто. Голова у младенца маленькая, мягкая, кости не сформировались. Следов на макушке никаких не остается. Засадил такую вот стальную занозу и жди, когда помрет. А младенец плачет – так они ведь всегда орут. А если даже вскрытие, то в голове ведь все равно не догадаются посмотреть. Так и закопают. Дело верное.

НОС Очень мило… Жди когда помрет… А что, младенец, он что - принц наследный что ли? Царевич Дмитрий, блин? Кому это понадобилось-то. И что же он не помер?

РОТ. Кто он то? Кто он! Это с тобой произошло, крючок горбатый, со всеми нами, наша ведь голова – и в ней вот этот вот… Хрен с горы вот этот.

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. И не померли ведь!

ПРАВЫЙ ГЛАЗ. Нет, но ты подумай! И что, ради забавы просто, взяли и засадили в темечко железяку?! И она теперь всегда будет у нас здесь?

ПРАВЫЙ И ЛЕВЫЙ ГЛАЗ (хором)

У нас на чердаке?
У нас в башке?
У нас в котле?
У нас в черепушке?
У нас в чугуне?
У нас на верхотуре?
У нас в глобусе?
У нас в тыкве?
У нас на кумполе?
У нас в чайнике?
У нас на крыше?
У нас в котелке?

ДОКТОР. Да у вас. И удивительно, что вы не померли, хотя должны были. А вообще, трудно сказать, случай такой редкий. Я, честно говоря, первый раз сталкиваюсь. Вы только не волнуйтесь, вот придете домой, обо всем подумаете, все вспомните… Ну в смысле, что и как… Хотя в таком возрасте, пока голова мягкая, человек ничего не запоминает и не соображает. А я, извините, ничем вам помочь не могу.

(Все поют-читают в стиле рэп, танцуют при этом. «Оркестр Съехавшей Крыши» импровизирует, сочиняет музыкальные диалоги и заполнения)

РОТ. Не вытащат эту дрянь ни щипцы, ни пинцет.
ГЛАЗА И НОС. Это диагноз, это рецепт.

РОТ. Нет лекарства пока от подобных заноз.
ГЛАЗА И НОС. Это диагноз, это прогноз.

РОТ. Больше похоже на сон, чем на реальность.
ГЛАЗА И НОС. Это рецепт, это диагноз.

РОТ. Надежды ее достать практически нет.
ГЛАЗА И НОС. Это  диагноз, это пинцет.

РОТ. Как я не помер еще, спасибо на том.
ГЛАЗА И НОС. Это рецепт, это симптом.

РОТ. Как я подумаю – сразу по коже мороз.
ГЛАЗА И НОС. Это диагноз, это наркоз.

РОТ. Думать про это нельзя, начинается крен.
ГЛАЗА И НОС. Это симптом, это рентген.

РОТ. Мне отвечают вопросом на каждый вопрос.
ГЛАЗА И НОС. Это рентген, это гипноз.

ВСЕ ВМЕСТЕ:
Это диагноз.
Это рентген.
Это прогноз.
Это симптом.
Это гипноз.
Это рецепт.
Это наркоз.
Это пинцет.

НОС (бегает нервными шагами, быстро бормочет). А что мать? Мать тоже человек. И поди ж ты пойми, что девчонка в 20 лет чувствует, что у нее на уме. Это потом она была такая спокойная да усталая, а тогда… Могла ведь с горячей руки… А пропадите вы все, да ты еще орешь тут день и ночь на пролет. Да и мир не без добрых людей – кто-нибудь нашептал на ушко: а вот есть еще способ, иголку в темечко, легонько так – раз и квас. Да что же вы такое говорите? Да ка вы можете? И хотела забыть, а ведь не идет из головы-то, не идет… не идет…

(«Оркестр Съехавшей Крыши» вступает, играет в стиле детектива, тема «Крадется враг»…)

НОС. А отцы, те вообще, как правило, детей не хотят. То есть умом все понимают, убеждают себя, а сами в это не верят. А тут братан еще, старший мой, неизвестно в кого уродился. У нас в семье таких долговязых обормотов не было и нет. Вот и я на свет тоже не красавцем появился. Разгляди, попробуй – твой или не твой, вроде похож, а может и нет. Что ж и второго что ли приблудыша кормить? Нашли дурака рогатого… А про иголки-то эти, он и раньше от бывалых людей слыхал…

ГЛАЗА поют куплеты в стиле рэп, обмениваются четверостишиями

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. Папа в то время толстенную книгу писал.
Он раздражался, когда я ночами кричал.
Все мы теснились в коморке одной, как сардины.
Сжить меня со свету веские были причины.

ПРАВЫЙ ГЛАЗ. Криком истошным я мамочке нервы трепал.
Спать и работать домашним своим не давал.
Мама боялась – отец ее бросит в пылу.
Может она мне в макушку воткнула иглу?

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. Брату обещан был новенький велосипед.
Я появился – отказ он услышал в ответ.
Брата решение это, конечно, задело.
Мог он решиться пойти на преступное дело.

ПРАВЫЙ ГЛАЗ. Бабушка вовсе не старой в то время была.
Замуж еще один раз она выйти могла.
Счастье она не теряла надежды найти.
Я был досадной помехой у ней на пути.

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. Нянька в бутылке заквасила счастье свое.
Зависть и злоба таилась в душе у нее.
Все сторонились ее день и ночь, как огня.
Вот и решила старуха прикончить меня.

ПРАВЫЙ ГЛАЗ. В доме соседнем тогда проживала швея.
Очень ее раздражала вся наша семья.
Вредным, недобрым она человеком была.
Вдруг у нее под рукой оказалась игла?

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. Каждое утро в наш двор заходил почтальон.
Был он в маму с четвертого класса влюблен.
Ночью и днем о ее нежных ласках мечтал…
Я появился на свет и мечту отобрал.

РОТ. А у меня ведь глаза как у нее, и нос как у него, и губы… губы такие красивые, сочные, сексуальные…

НОС. И ничего нельзя сделать?

РОТ. Ничего…

ГЛАЗА. Ничего…

НОС. Ну как жке? Ну почему же! Железяку эту…
ультразвуком…
кислотой ее…
антибиотиками…
катетерами…
щипцами калеными…
крючками…
пинцетами…

за-це-пить,
зацепить,
зацепить – и  выдернуть к едрене матрене.

РОТ. Нет, нет, невозможно вытащить, невозможно достать, не поможет хирургия, не поможет неврология, не поможет кардиология, ортопедия, гинекология, дерматология, косметология, урология, ревматология, иммунология...
   
ГЛАЗА. Не поможет аналгин, аспирин, эффедрин, альбуцид!

НОС. Ничего нельзя сделать. Остается только успокоиться. Успокоиться и жить. Вдвоем. Я и маленькая драгоценная ось, вокруг которой теперь размеренно вращаются все мои мысли, желания, сомнения и комплексы…
Я и стальной незгибаемый стержень, на который нанизаны все мои страхи, мечты, надежды и симпатии…  Успокоиться и жить. Успокоиться и…

НОС (нос одевает огромные очки и продолжает с интонацией лектора). Успокоиться помогает медитация. Потому что медитация – это умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности, которое есть и результат, и объективная суть медитации.

РОТ. Да, да. Постоянная активность – привычное состояние для обыкновенного усталого ума. Шум окружающей действительности – лишь средство опьянения, введения разума в туманное состояние. Ах, это легкое головокружение… И земля как будто сама ускользает из-под ног…
 
НОС. Сознание нужно разбудить от бодрствования. Для этого нужна вибрация, звук. Мир, состоящий из одних лишь звуков, вот на что нужно настроить разум. Тогда родится космическая симфония одной ноты.

(«Оркестр Съехавшей Крыши» начинает  играть снова, все танцуют, РОТ изображает стриптиз, используя иглу в качестве шеста и постепенно сбрасывает с себя одежду)

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. Мгновение, и что-то происходит, внутреннее состояние меняется.

ПРАВЫЙ ГЛАЗ. Целительная вибрация, глубоко массажируя сердечный центр, воздействует и на ум.

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. Становится легче.

ПРАВЫЙ ГЛАЗ. И мимолетная грусть говорит о том, что вы идете в правильном направлении.

НОС. Медитация – это конечно хорошо. Но кое что все равно придется изменить. Вот линзы оптические нужно заказать для глаз. Цветные. Были карие, а теперь пусть будут зеленые. А весной – сходить к хирургу, сделать пластическую операцию.

РОТ. Да, да! Пусть нос подправят, придадут благородства. А губы… губы пусть сделают еще более чувственными, манящими, сочными…

НОС (передразнивает). А губы-то, губы! Они уже давно стали сухими и жесткими. Только и могут, что язвить да злобно улыбаться.

РОТ. Лжец! Мерзавец! (дает носу «пощечину»)

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. Правильно, линзы!

ПРАВЫЙ ГЛАЗ. Правильно, операцию!

ЛЕВЫЙ ГЛАЗ. Вот тогда пусть и гадают, на кого мы похожи…

ПРАВЫЙ ГЛАЗ. На папу, на маму, на бабушку…

НОС. Врач дал порошки. Через какое-то время бессоница прошла, голова перестала болеть и жизнь понемногу наладилась.

РОТ. Но порошки мы все равно еще иногда принимаем.

(Сверху сыпется порошок, покрывая все предметы на сцене слоем белой пыли)

НОС.Чтобы хоть на время забыть о том невероятном открытии, которое мы сделали однажды и которое останется с нами навсегда. Навсегда в нашей жизни. Навсегда в нашей голове.


(с) Андрей Соловьев, 2006.

gandelupa@mail.ru

Использовать без письменного разрешения автора не разрешается.