Музыкальность менеджмента

Александр Ревин
Великолепный оркестр.
Замечательный дирижер.
И вот уже в мире, согласии и гармонии живут арфа, флейта, фагот, литавры…
Такие разные, но прекрасно дополняющие друг друга.
Загадка?
Нет.
Просто великолепный оркестр и замечательный дирижер.
А уж если изучать опыт менеджмента, т.е. управления системой, организацией, то лучше было бы и полезнее анализировать виртуозную работу лучших дирижеров, а не руководителей корпораций, заводов, банков.
Тогда, только в этом случае можно получить ответ на главный вопрос менеджмента: как нужно управлять системой, чтобы она, состоящая из самых разных людей, превращалась в единое целое, уверенно идущее к цели,  освободившееся от конфликтов и нерадения, где главенствует взаимоуважение в отличие от доведенного до совершенства и так радующего многих взаимоуничтожения.
Они внимательно следят за этой ситуацией со всех концов света, ухмыляются в душе и ждут часа, когда самоедствующая система совсем потеряет возможность быть управляемой.
И тогда наступит их час. Их методы будут приняты, независимо от того порадуют ли  остатки той самой уничтожившей себя системы или нет.
А вот оркестр – это совсем другое.
Это когда дирижер управляет, а ударные инструменты совсем не мешают скрипкам.

Когда в единой мелодии сливаются звуки трубы и арфы, колокольчиков, фаготов, гобоев.
Когда царят гармония и единый для всех ритм, а каждый понимает что неожиданно замолчавший инструмент, любой из инструментов, лишит возможности оркестр называться оркестром и оставаться им по сути.
Если на клавиатуре старинного рояля сломалась одна клавиша. Вместо того, чтобы ее починить и еще раз настроить инструмент, на клавишу наклеили листок бумаги и написали: «На эту клавишу, по возможности,  не нажимать.
Досадная мысль?
Может быть.
Только рояль в этом случае перестает быть роялем.
Более того.
Это понимает и дирижер и каждый из музыкантов.
Если цель едина и каждый это понимает и постоянно чувствует, инструменты не будут мешать друг другу. Они будут друг друга дополнять.
Мастерство в том, чтобы слушатель одновременно мог восхищаться красотой произведения, исполняемого оркестром, и, при желании, отчетливо слышать каждый инструмент.
Это не пример музыкального менеджмента.
Не знаю, существует ли такой.
А вот музыкальность менеджмента существует точно.

Я написал эти слова и подумал о том, что никому ведь не нужна тема музыкальности менеджмента, но читая в эти же дни книгу диакона Андрея Кураева «Перестройка в церкви», я встретил слова:  «В оркестре есть музыкант, который создает звуки реже всех остальных, да они, пожалуй, и менее мелодичны, чем все остальные. Он только то и делает, что время от времени бьет в медные тарелки. Если бы он был один – слушать его бы было невозможно. Но поскольку он в многоголосном оркестре, то к звучанию скрипок или духовых инструментов он добавляет новый привкус».
А я сразу подумал, что о подобных вещах никто не думает.
Исправляюсь.
Вместо «никто» пишу «пока еще, к сожалению, мало кто думает».
И все-таки в наше время – время воинствующих дилетантов, мало кто хочет научиться  управлять людьми.
Проще командовать.
И главное – не думая о результатах такого «командования».
А наступают они зачастую гораздо раньше, чем может показаться.
И в очередной раз будет звучать фраза: да, пока еще не все у нас получается в работе с людьми…