Шансон умер... Да здравствует, Шансон!

Кузьмин Андрей Владимирович
    
      (Открытое письмо Марселю Давлетову, в ответ на его статью "Шансон умер!")
    

     Во-первых, Марсель, вопрос поставлен некорректно. Пока жива Патрисия Каас, довольно преждевременно говорить о гибели шансона.
     Хотя я, конечно, немного лукавлю и понимаю, что речь идёт о сборной солянке из «блатной песни», «кабацкой музыки», «городского романса» и прочих разнообразных направлений русской песни. Даже «цыганщину» сюда умудрились втиснуть!
     Кто виноват, что мы сами не смогли придумать, своего русского, правильного определения, объединяющего все эти направления? Или хотя бы, не оставили всё, как было? Кто виноват, что нам подсунули совершенно чуждое нашему языку выражение, а мы по своей неграмотности и душевной лености его «схавали»? Зачастую, не имея представления, что оно означает…
     Да ещё и примеряем к нему своих родных гениальных поэтов и певцов. Рассуждаем, сочинял ли Высоцкий шансон или нет? Кто родоначальник жанра: Леонид Утёсов со своими перепевками одесских куплетов или всё же, Юз Алешковский  с «Окурочком» и «Песней о Сталине».
     Помилуйте, где Владимир Семёнович, а где стиль кабаре? (Если, конечно, не вспоминать пару песен из «Опасных гастролей». Так они и были стилизованы именно для этого.) Про творчество Иосифа Ефимовича, тоже глупо… Какое там задирание ног? Живу бы остаться!
     А родоначальник жанра – поэт и композитор 14 века, Гильом де Машо.    
     Долго можно рассуждать и в принципе не о чем. Пусть уж всё остаётся, как есть. В конце концов, слово «chanson» означает, ничто иное, как «песня». А здесь, я согласен с Вами, Марсель, песня бывает - либо хорошая, либо плохая. Вне зависимости от стилей, жанров и направлений.

     Во-вторых, как я понял, основное, что Вас раздражает, это использование определённого сленга. Здесь тоже не всё так однозначно. Вовремя и к месту сказанное, меткое слово, только украсит ХОРОШУЮ песню. Повторяю – ХОРОШУЮ!
     А если песня – ДРЯНЬ, её не спасёт ничто! Ни переодевание  в стилизованные одежды, ни кривляние и размазывание соплей «за жизнь», ни стремление подстроится под самые низменные вкусы, ни…, ни…, ни… 
     И то, что «пипл всё схавает» - глубокое заблуждение некоторых исполнителей. Зачастую, всё бывает, как раз наоборот. И если больше нечего предложить, чем бесконечное безграмотное «арго» (опять таки, соглашусь с Вами), то удел таких исполнителей – малый круг узколобых поклонников.
     Огромное счастье, что большинство серьёзных «шансонье» очень придирчиво относятся к текстам своих песен. (Я считаю, что поэтическая составляющая «шансона», особенно в лучших её проявлениях, намного выше, той же составляющей современного рока. Где, так же, достаточно серьёзная поэзия. Про «попсу», понятное дело, молчу!). А обращать внимание на всех (как Вы выразились) «клоунов», лишняя трата времени. Жизнь и так расставит всё по своим местам.

     Хотя и здесь, не обходится без курьёзов.
     Пример:
     Недавно отправил свою новую шуточную песенку одному довольно известному, любимому и ценимому мной шансонье. Предложил ему её записать для моего диска, так как считал, что его голос и манера исполнения, как нельзя больше подходят для этой песни.

     И оскорбил его этим до глубины души!
 
     Долго не мог понять, в чём дело. Разгадка лежала на поверхности, но мне она, даже в голову не приходила.
     Вот кусочек текста:

Песенка про девушку Машу, изменщицу Музу, поэзию, сумасшедшие сны и… девичьи коленки.

                Что вы, Маша! Что вы, дорогая!
                Я же к вам, почти не пристаю…
                Я же только, песни сочиняю
                И одну лишь женщину люблю!

                А зовут изменщицу ту – Муза…
                Где-то шляется, ночами напролёт…
                Толи счастье мне она, толи обуза…
                Тут уже, сам чёрт не разберёт!

                *     *     *     *     *

                Снились мне: рассветы и закаты…
                Снились мне, рассудку вопреки:
                Амфибрахии, хореи и стакатты,
                И пожатье нежной Машиной руки.

                Снились мне… К чему бы? Алименты.
                Тьфу, тьфу, тьфу! Избави Бог от них!
                И ещё, мне снились Машины коленки,
                И всё то, что чуть повыше них.
    

     Догадались?

     Всё дело было в сленговом (блатном!) значении слова «Маша»! Хотя я так и не понял, при чём тут это пресловутое значение, но пришлось согласиться, что нельзя  известному шансонье предлагать песни с таким двусмысленным текстом и извинится перед ним.
     И, притом, этот человек, сам автор очень неплохих текстов.

     Вот такие дела!  :)))

     А закончить, я хочу известным французским выражением, немного его перефразируя:
«Шансон умер! Да здравствует, Шансон!»
     Во всяком случае, будем надеется!