Грузия и Южная Осетия история нового противостояни

Лев Агни
Грузия и Южная Осетия: история нового  противостояния

Мировому сообществу трудно отойти от стереотипов Холодной войны, шаблонов поведения по отношению к России, как некоего агрессора, «посягателя» на чужие территории, созданные прежними поколениями пропагандистов и идеологов. Но за стереотипами и идеологиями скрывается геополитика. Отсюда проистекает нежелание мириться с Россией, нежелание признать неправоту в отношении событий 8 августа 2008г. и начала открытых боевых действий. Мировое сообщество не знает трех самых главных факта, с чего началась война «8.08.08». 1. Выход Грузинской ССР из состава СССР и преждевременное наведение порядков на территории республики, не считаясь с распоряжениями центрального руководства, причем в административных границах советской республики, которые де факто не воспринимались в качестве суверенного государства; 2. Война между грузинами и югоосетинцами  (1991-1992); 3. Война между грузинами и абхазами (1992-1993). Во внутренних проблемах административного образования Грузинской ССР Россия постепенно оказывалась сторонним наблюдателем, а затем третьей стороной, если можно так выразиться, третейским судьей.
Абхазия и Осетия входили в советскую республику на административных началах. Еще начиная с царских времен центральная российская администрация для большей эффективности старалась укрупнять и объединять близкие земли. В условиях войны на Кавказе и соседства с Персией и Османской империей таковым оказывалось Кавказское наместничество с центром в Тифлисе (Тбилиси). С умиротворением края и дальнейшим освоением, теперь уже советских земель, советское руководство на свое усмотрение   перекраивало границы советских республик. Никто в мысли не допускал, что СССР может распасться.
Указанные периоды – только активизация боевых действий, продолжавшихся на протяжении почти 20 лет (к августу 2008), и здесь не надо спекулировать понятиями «конфликт», «замороженный конфликт», «эскалация конфликта» и т.д., так как эти понятия подразумевают отсутствие войны, боевых столкновений, частых перестрелок и т.п., чем пользуются политики и дипломаты, обвиняя друг друга в начале автоматной стрельбы и еще каких-то мелочах, повседневно-обыденных для воюющих сторон.
Большинство европейцев и жителей других частей света, кто еще помнит о тех августовских событиях, по-прежнему считают, что войну начала Россия, что до августа 2008 было тихо и спокойно…Примерно также считали и члены специально созданной комиссии, призванной собрать обширный материал по конфликту, и опубликовать на его базе доклад, известный ныне как Amnesty International «Мирные жители на линии огня: грузино-российский конфликт» (англо- и русскоязычные тексты можно найти в Интернете). Позже, международная правовая организация «Human Rights Watch» сделала свой доклад под названием: «На войне как на войне». Впрочем, некомпетентности, как самих специалистов, так и странной интерпретации приводимых ими материалов, посвящена подробная работа Алексея Батаева: «Анализ доклада Human Rights Watch «На войне как на войне?»1, и мы не будем останавливаться на упомянутом докладе, заметив только, что при беглом взгляде на одну только первую главу, бросается в глаза недостаток источниковедческого материала (на каком-то основании первый президент независимой (на каком основании независимой?) Грузии в одностороннем порядке лишает южную Осетию автономии, – никто из специалистов правовой организации даже не заглянул в Советскую конституцию того времени, действовавшей на территории как самой Грузии, так и Южной Осетии. Происходит какая-то странная интерпретация важных документов, которая противоречит смыслу их русскоязычного содержания (все-таки Южная Осетия должна была самостоятельно войти в состав СССР, когда Грузия готовилась к провозглашению независимости).
Учитывая предысторию конфликта и юридическую сторону дела, события августа 2008 можно прямо охарактеризовать как Вторую грузино-осетинскую войну, которую пытаются выдать за российско-грузинскую. Мировое сообщество не желает вдаваться в углубление вопроса, признавая Абхазию и Южную Осетию частью Грузинской республики, в то время как Абхазия и Южная Осетия никогда не входила в независимую республику Грузия. В марте 1991г. грузинское правительство отказалось проводить референдум по поводу будущего СССР (быть ему или не быть?), взамен проведя референдум о независимости Грузии. В апреле 1991г. Верховный Совет принял Акт о восстановлении грузинской независимости и конституцию 1921г. По юридическим нормам в одностороннем порядке провозглашалась независимая Грузия. Но именно здесь возникает проблема: в каких границах; входят ли автономные области и республики в новую независимую республику или не входят.
Теперь приведем немного фактов в хронологическом порядке, когда Грузия еще не была независимой, никаких референдумов не проводила и была одной из Советских Социалистических Республик.
По закону СССР от 3 апреля 1990г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» (статьи 3,4,5,6) «За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе» (статья 3)2. Придя к власти, Гамсахурдия (Председатель Верховного Совета в Грузии с ноября 1990г.) провозгласил курс на отмену всех автономий в стране, т.е. Грузия должна быть только Грузией из грузин и для грузин, с чем не согласились представители других народов и автономий3. Еще в сентябре 1990г. облсовет в Цхинвале провозгласил Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику, утвердив ее конституцию 26 октября 1990г. В «Декларации» Совет народных депутатов юго-осетинской автономной области четко провозглашает: «Юго-Осетинскую автономную область Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой (коротко ЮОСДР) в составе СССР, государственный суверенитет как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях»4.
Предвидя  в будущем обострение  отношений с грузинской стороной югоосетинское правительство, при параличе центральной власти, в сущности, пошло на незаконное повышение статуса автономии.
Грузинскому республиканскому правительству, взявшему курс на провозглашение независимости советской Грузинской республики, требовалось сохранить весь территориальный состав Грузинской ССР, следовало прекратить любые поползновения к самопровозглашению. Одни боятся повторения истории с расправой грузин наб осетинами и всяческого неминуемого дальнейшего притеснения, другие хотят стать независимыми и оторвать для себя как можно больше территорий, при этом не давая того же самого делать другим на нижестоящем уровне (в республиках и автономиях). Понятно, что никому не хочется терять достаточно важные территории, особенно, как на примере Грузинской ССР, приморскую Абхазию. Но именно подобные конфликты всяческими мерами стараются не решать, а «замораживать», иногда раздувая и без того не затухающий пожар военных столкновений.
22 ноября 1990г. Верховный Совет Грузии предписывает: «отменить постановление Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области о преобразовании автономной области в т. н. “Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику”»5. А 11 декабря 1990г. упразднить Югоосетинскую автономию6. По действовавшей тогда советской Конституции (согласно 86 и 87статьям) ЮО автономная область могла изменить свой статус только по решению Верховного Совета союзной республики, хотя за неимением четко оговоренных пунктов по области компетенции автономных и республиканских властей не имеется, высшим арбитром в урегулировании местных вопросов должно выступать высшее центральное руководство Советского Союза (статья 73). Москва не смогла урегулировать вопрос статуса Югоосетинской автономной республики. Таким образом, Южная Осетия неправомерно изменила свой статус (впрочем, политическая дальновидность предопределила в Южной Осетии местным силам взять судьбу в свои руки), ввиду начала раскола СССР и введения на территории ЮО грузинского языка, а Верховный Совет Грузии неправомерно пытался лишить Югоосетинскую область автономии, поскольку юридически грузинское республиканское правительство обязано было подчиняться всесоюзному центру. Правительство Грузинской ССР упреждая события, еще не успев подготовить референдум о выходе из СССР, о введении новой Конституции,  лишает Южную Осетии статуса автономии при этом пытаясь наводить свои порядки, саботируя предписания и указания вышестоящего центрального советского руководства.
Грузия мечтала о новой империи, вспоминая былое, осетины, вспоминая былое (грузино-осетинские войны) желали присоединения к северным сородичам. И вследствие принятия закона СССР от 3 апреля 1990г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» большинство союзных республик погрузилось во внутренние межэтнические конфликты. Если прибалтийские союзные республики были в культурном и языковом плане более или менее однородны, хотя и здесь не обошлось без эксцессов, то на Кавказе, из-за множества  «народностей», проживающих в той или иной республике, подобный поворот событий привел к кровопролитию. Вопреки Конституции СССР 1977г., повторимся, конституция Грузии 1921г. была принята только в апреле 1991, издается «закон республики Грузия об «упразднении Юго-Осетинской автономной области» 11 декабря 1990г. По сути, нарушение Конституции СССР 1977г. (важно отметить статьи: 73, 74, 75, 78, 82, 84)7. В ответ, 7 января 1991г.издается и подписывается Горбачевым указ «О некоторых законодательных актах, принятых в декабре 1990 года в Грузинской ССР», в котором говорится, что: «эти акты областного Совета народных депутатов и Верховного Совета республики противоречат Конституции СССР и законам СССР, установленному порядку решения вопросов об изменении статуса автономных образований»8 и предписывается: «вывести в трехдневный срок с территории Юго-Осетинской автономной области все вооруженные формирования за исключением внутренних войск Министерства внутренних дел СССР»9.
23февраля 1991г. Верховный Совет РСФСР в обращении констатирует боевые действия в ГССР (Грузия по-прежнему еще ГССР): «Верховный Совет РСФСР считает, что применение силы, повлекшее жертвы в Южной Осетии, острое противостояние сторон могут получить необратимый характер со всеми вытекающими последствиями, Усугубляется это еще и тем, что конфликт влияет на обстановку на Северном Кавказе, значительно усложняя ее. Уважаемые народные избранники Грузии, Южной Осетии! Призываем вас принять все меры и остановить братоубийственную войну! Призываем проявить сдержанность, взаимную доброжелательность, сесть за стол переговоров и вместе выйти на ту дорогу, которая приведет к храму примирения и согласованному решению назревшие национальных проблем. Верховный Совет РСФСР Москва, Дом Советов РСФСР. 22 февраля 1991»10.
Иными словами постановления центральной (и легитимной) власти не были выполнены. В ГССР республиканские власти наводили порядки по своему усмотрению, причем силовыми методами, не считаясь с распоряжениями вышестоящих инстанций. В сборнике документов «Законы легитимной власти республики Грузия 22 ноября 1990 г. — 3 декабря 1991г.»11 слово «легитимность», т.е. законность власти, выносится в название, а в самих законах и постановлениях четко прослеживается обособленность Грузинской Республики от СССР и центрального общесоюзного руководства, словно Грузия – независимое государство. Ссылки на Конституцию СССР даются только тогда, когда речь идет о неправомочности каких-нибудь заявлений и постановлений Совета народных депутатов Юго-осетинской автономной области, в остальных Конституция замалчивается и даются ссылки на законодательные акты республиканского значения.
 В любом случае, население союзной республики должно выразить волеизъявление по поводу независимости (суверенности), причем на территории всей республики (другое дело, когда наличие «этнического большинства» обеспечит большинство голосов за выход  из состава СССР), и только после этого готовить документы и законы о выходе новообразованного государства (что начало осуществляться только в 1991г.). В постановлении Верховного Совета Республики Грузии об Указе президента СССР от 7 января 1991г. заявляется о суверенности Грузии, ссылаясь на конституцию СССР, ст.7811. Но в ст.78 сказано о главенстве («подлежит утверждению Союзом ССР») общесоюзного руководства. В статье 73 под первым пунктом идет компетенция СССР о принятии новых республик, утверждение образования новых автономных областей и республик, остальные определяют круг вопросов и компетенций, причем под последним, двенадцатым пунктом, абсолютно любой вопрос, может расцениваться (при желании) «общесоюзного значения» и подпадать под юрисдикцию центрального общесоюзного руководства.
Верховный Совет Грузии называя югоосетинцев боевиками и мятежниками по отношению к Грузинскому государству (впрочем, его – государства – не было, как становится ясно из документов), принимал сепаратистские решения и постановления. Грузия фактически являлась мятежной, сепаратистской республикой по отношению к СССР, впрочем, как и остальные советские республики, поспешившие провозгласить свою независимость.
28 февраля 1991г. председатель Верхного Совета Гамсахурдия принимает постановление об организации проведения референдума СССР по вопросу сохранения СССР и мероприятиях по его осуществлению, в котором под п.2 говорится о вопросе восстановления независимости Грузии. Странное расхождение декларируемых слов о действующем суверенитете с действительностью12.
Вопрос независимости собственно Грузии – отдельный вопрос, при этом забывают учитывать сложное административное устройство СССР, когда границы являлись чисто административными, условными линиями: так, Южная Осетия по административному принципу на правах автономии входила в ГССР, а Северная в РСФСР. Аналогичным образом оказывался в Азербайджанской ССР Нагорный Карабах, заселенный в большинстве своем армянами и т.д.
Сегодня видится, что творимая вакханалия в Советском Союзе сыграла злую шутку с большинством советских республик, так как административно-территориальные единицы республиканского уровня начали провозглашать свою независимость в качестве национальных государств, благо, тому способствовала полувековая политика «коренизации» советским правительством населения в республиках. Так, например, появился новый народ азербайджанцев со своей готовой государственностью и претензиями на Нагорный Карабах. Местные партийные элиты, пытаясь выйти из-под контроля московских боссов, всячески поддерживают антисоветскую риторику, риторику строительства независимого национального государства, но  следуют советским законодательным бумагам  по обозначению в преемственности территориальных границ. Один народ всячески говорит о своих якобы притеснениях в СССР, но при этом, при «освобождении» претендует на территории других «народов», используя советское наследие в своих корыстных «национальных» целях. Такие на деле получаются, как модно нынче говорить, двойные стандарты.
В дальнейшем, возвращаясь к грузино-осетинскому конфликту, происходят обоюдные столкновения, перерастающие в открытый военный конфликт. Наконец, после военных действий начала 90-х гг., 29 мая 1992г. Верховный Совет Республики Южная Осетия принимает «Акт провозглашения независимости Республики Южная Осетия «Исходя из смертельной опасности, которая нависла над Республикой Южная Осетия» и «основываясь на праве на самоопределение, предусмотренном Статусом ООН и другими международно-правовыми документами;
• учитывая итоги наборов в Верховный Совет Республики Южная Осетия от 9 декабря 1990 года и волеизъявление народа, выраженное в референдуме от 19 января 1992 года;
• осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Республики Южная Осетия, Верховный Совет торжественно ПРОВОЗГЛАШАЕТ: НЕЗАВИСИМОСТЬ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ и создание самостоятельного государства Южная Осетия»13.
Еще одной «непокорной территорией» в ГССР оказывалась Абхазия (на самом деле была еще и Аджария, в которой местное «коренное» население оказывалось в меньшинстве, так, что хватило ввода только одних грузинских милицейских частей, чтобы от полунезависимости Аджарии в 2004г. не осталось и следа), где издается «Декларация о государственном  суверенитете абхазской советской социалистической республики» от 25 августа 1990г. по которой провозглашается суверенитет Абхазии и будет определяться позиция «Республики при заключении Союзного Договора и Договора с Грузинской ССР»14. Как видим, Абхазия и Южная Осетия пожелали остаться в составе СССР. Таким образом, о какой-то мифической единой Грузии не может идти и речи. Вместо поиска компромиссов, переговоров, события превращались в военные конфликты и столкновения. Не прекращаются они и поныне. Недальновидные действия местных, республиканских элит на фоне полного бессилия центрального правительства СССР, к сожалению, привели к глубоким региональным проблемам, неразрешимым конфликтам. Когда происходит дележ власти, территорий, уже не до «своего народа» и не до «своего государства».
Что касается центрального правительства, то по его мысли СССР должен был обновиться, и отношения между республиками выстраиваться на новых договорных условиях15. Грузия не принимала участия в референдуме о сохранении СССР (только Абхазия участвовала)16. Вернее, в марте-апреле 1991г. в собственно Грузии голосовали за выход из СССР. Но если в 1991г. в Грузии провели референдум о независимости Грузинской ССР, то в Южной Осетии в это время уже шла война (часть населения бежит в северную Осетию) и, естественно, дело было не до референдумов, который был проведен только 19 января 1992г. Еще до выхода ГССР (вообще в данном контексте употребление аббревиатуры спорно – выходила ведь не сама ГССР, а ее часть) из состава СССР, Абхазия и Южная Осетия объявили о желании остаться в составе Советского Союза. По факту, Грузия являлась мятежной республикой, верховное правительство которого повело курс на независимость. Так как этнически ГССР не была однородной по составу, то националистическое движение в Союзной республике вылилось в межэтническое столкновение.
Далее уместно привести немного исторических сведений. Картли-Кахетинское царство со столицей в Тбилиси по Георгиевскому трактату 1783г.17 переходило под покровительство Российской империи, после обращения царя Картли-Кахетии Ираклия II к императрице Екатерине II. Однако покровительство России не спасало грузинское население от грабительских походов персидских войск, что вынуждает уже Георгия XII просить российского императора Павла I о присоединении Картли-Кахетии к России (манифест обнародован в 1801г.)18. Территории современных Абхазии и Южной Осетии не входили в грузинское царство и были присоединены к России позже. Вот именно Картли-Кахетию (и Имеретию) и называют нынче «собственно Грузией», куда не входит Аджария, Абхазия и Южная Осетия. И в дальнейшем разграничение территорий происходило по административно-территориальному принципу, а не этническому или какому-то государственному образованию, что было не суть важным, так как все кавказские княжества и царства мыслились частью России. Царским правительством северокавказские владения были объединены в один грузинский округ с назначаемым должностным лицом самим императором. В течение двух веков территории неоднократно перекраивались – и в имперский и в советский периоды...Например, никогда не существовало централизованного азербайджанского государства до советской власти, как и не было единого армянского государства до присоединения различных частей Армении и Азербайджана к Российской империи. Все земли и территории современных Грузии, Азербайджана и Армении присоединялись в результате мирных переговоров, либо же в результате военных действий с местными князьками, либо с Османской империей и Персией, а затем преобразовывались (в советское время) в отдельные республики – Азербайджанскую, Грузинскую, Армянскую. Вот эта «мозаичность» Кавказа – ханств, княжеств, царств до присоединения к России и дает о себе знать в постсоветское время.
Возвращаясь к дням сегодняшним и событиям конца XX века... К моменту провозглашения независимости  Грузинской ССР уже шло военное противостояние, где Абхазия и Южная Осетия отстаивала такое же право на самоопределение, которое имели и сами грузины «собственно Грузии».Собственно Грузия выступает в качестве захватчика других таких же «мятежных» государств и территорий, мечтающих о том чтобы остаться в СССР (проект обустройства нового СССР только обсуждался), и новые территории не были включены в него, да и в 1991 Советского государства практически не существовало – каждая республика управлялась своими «президентами», а Беловежское соглашение от 8 декабря 1991 – всего лишь жирная точка, логическое завершение итога «парада суверенитетов»19. Именно на войну внутри ГССР, между собственно Грузией, и отстаивающими право на самоопределение республикой и автономией (с 1990- ЮОСДР) не хотят замечать ни в Тбилиси, ни в штаб-картире ООН, ни в других международных организациях, смутно представляя вообще суть картины. Ирония судьбы в том, что Абхазия и Южная Осетия, наверное, единственные советские республики, пожелавшие остаться в составе СССР, которые не были выделены из состава ГССР и присоединены к другим частям Советского Союза. Да и вряд ли это возможно было сделать в 1991г., когда центральная власть потеряла контроль, оставаясь легитимной, а реальную захватили республиканские центры и правительства. Можно обстановку охарактеризовать таким словом как «дихотомия»: центр – республика. Первый и последний президент СССР оставался в изоляции, ему не подчинялся ни президент России (РСФСР), ни прочие первые республиканские руководители.
В результате, после почти 20 летней войны и событий августа 2008г., по итогам проведенного референдума, Южная Осетия пожелала присоединиться к северной Осетии и войти в состав Российской Федерации. Заявления лидера Абхазии, еще раз подчеркивают о независимости Абхазского государства, что в данных условиях, в принципе, невозможно,  –  Абхазия сохраняет номинальную независимость, переходя под протекторат РФ, получая взамен финансовую помощь и военную защиту.
В общем итоге следует сказать, что собственно Грузия голосовала за выход из состава СССР в то время как Абхазия и Южная Осетия не принимала в этом участия. Вышла из состава СССР собственно Грузия (без Абхазии и Южной Осетии) в 1991г. Ведь в 1990 году в Тбилиси понимали, что Абхазия и Южная Осетия, обладая автономиями подчиняются как республиканской власти (Верховному Совету), так и центральному руководству, находящемуся в Москве. И в случае провозглашения независимости грузинскими властями, автономии пожелают остаться в составе СССР. А пока вопрос о провозглашении самостоятельности Грузии решался, грузинские власти, вопреки указаниям законного правительства, начали вмешиваться во внутренние дела Абхазии и Южной Осетии. В апреле 1991г. Грузия де-юре стала независимой без Абхазии и Южной Осетии. И Россия в грузино-осетинских и грузино-абхазском конфликтах рассматривалась нейтральной стороной. В последующем, когда отношения между россйско-грузинскими лидерами менялись, Россия начинала помогать непризнанным республикам.
Для нас не имеет первостепенного значения выяснение причин пограничных конфликтов: кто первым выстрелил и сколько километров принадлежит «собственно Грузии», а сколько Абхазии и Южной Осетии, к которым сводят в  международных организациях и независимые наблюдатели. Подобный подход заранее ведет в тупик. Все эти пограничные конфликты – следствие определенных причин, нерешенной проблемы, выливающиеся в крупномасштабные войны (в т.ч. в «Пятидневную войну»). Ведь войны начинаются не тогда, когда убивают, а готовы идти убивать. У войн есть причины, а у солдат и властвующих политиков мотивация.
Следует учесть (и признать), что так называемая «Пятидневная война»  — стадиальная, хоть и последняя на данный момент, но фаза войны. Из отдельных пограничных столкновений, война переросла в открытое вооруженное противостояние с применением авиации, тяжелой бронетехники, артиллерии, где были задействованы чуть ли не десятки тысяч солдат. И сводить Проблему (с большой буквы), всю войну, к боевым действиям августа 2008, именно отдельной фазе – не конструктивно, не продуктивно и не фактологично. По сути, в докладе Amnesty International «Мирные жители на линии огня: грузино-российский конфликт» России вменяется «непропорциональность» ответных действий, не беря во внимание фазовость всей войны на территории бывшей Грузинской ССР, что война – следствие тех причин, о которых мы говорили выше, что российские миротворцы в Грузии находятся по мандату ООН, выполняя роль миротворцев, по обоюдному согласию осетинской и грузинской сторон. Российский миротворческий контингент, призванный недопускать кровопролития, а в случае его начала, как можно скорее его прекратить, выставляется в качестве агрессора. Россия оказывалась в Южной Осетии на нейтральной позиции, наблюдая за осуществлением перемирия между Грузией и Южной Осетией с правами для нормализации отношений в зоне грузино-осетинского конфликта. Так, по установленным договоренностям: «воинские контингенты и военные наблюдатели решают следующие задачи:
- решительно пресекают деятельность и расформировывают любые неконтролируемые сторонами вооруженные формирования, немедленно урегулирывают всякие групповые конфликты, в том числе вооруженные;
- осуществляют меры по введению и поддержанию повышенного режима безопасности в зоне конфликта, а при необходимости и в местностях, к ней прилегающих»20. Недвусмысленно говорится о возможности введения военных сил на прилегающие к зоне конфликта территории, а так же имеют право урегулировать групповые и вооруженные конфликты.
Нами показан юридически-правовой аспект в грузино-осетинском и грузино-абхазских конфликтах, в то время как мировой общественности пытаются преподнести их как российско-грузинский конфликт: маленькая Грузия борется с большой Россией, а маленькие республики, противостоящие большой Грузии, не имеют такового права, потому как они косвенно оказываются пророссийскими. Все, что оказывается пророссийским, следует всячески искоренять, табуировать и подвергать забвению. Следовательно, указанные выше три напрямую связанные предистории конфликта т.н. «Пятидневной войны» всячески обходятся стороной и замалчиваются.


1. Полностью статья называется «Политизированное гуманитарное право и пропаганда, Анализ доклада Human Rights Watch «На войне как на войне?»». Режим доступа: http://www.caucasica.org/analytics/detail.php?ID=1670. Впрочем, в статье не хватает ссылочного аппарата.

2. К союзу суверенных народов. Сборник документов КПСС, законодательных актов, деклараций, обращений и президентских указов, посвященных проблеме национально-государственного суверенитета. – М.,1991. – С. 31 – 41  [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://soveticus5.narod.ru/85/sborn91.htm

3. Так, например, Гамсахурдия ссылается на  юридические документы в обращении «К Президиуму Верховного Совета Северо-Осетинской АССР», которые по каким-то причинам важнее действующей Конституции СССР 1977.

4. Декларация о государственном суверенитете Юго-Осетинской Советской Демократической Республики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.osetinfo.ru/ist2

5. Постановление верховного совета республики Грузия о принятых Советом народных депутатов Юго-Осетинской автономной области решениях об изменении статуса области // Законы легитимной власти республики Грузия 22 ноября 1990 г. – 3 декабря 1991 г. – С. 3 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://devnili.ucoz.com/_ld/0/2_Georgian_Govern.pdf

6. Закон Республики Грузия «Об упразднении Юго-Осетинской автономной области» от 11 декабря 1990г. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.caucasica.org/docs/detail.php?ID=1327

7. Конституция СССР 1977г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm

8. К союзу суверенных народов. Сборник документов КПСС, законодательных актов... С. 409.

9. Там же, с. 410 (пункт 3).

10. Там же, с.515.

11. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://devnili.ucoz.com/_ld/0/2_Georgian_Govern.pdf

12. Постановление верховного совета республики Грузия // Законы легитимной власти Грузия республики 22 ноября 1990 г. – 3 декабря 1991 г. С. 9 – 11 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://devnili.ucoz.com/_ld/0/2_Georgian_Govern.pdf

13. Там же, с.17.

14. Акт провозглашения независимости Республики Южная Осетия от 29мая 1992г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.osetinfo.ru/conf901

15. К союзу суверенных народов. Сборник документов КПСС, законодательных актов... С. 250.

16. Там же. См. Приложения.

17. Сообщение центральной комиссии референдума СССР об итогах референдума СССР, состоявшегося 17 марта 1991 года ("Правда", 27 марта 1991 года) [Электронный ресурс] //  Режим доступа: new.hse.ru/sites/tp/isakov/1990-1996dn/71/1/.htm

18. Договор о признании царем Карталинским и Кахетинским Ираклием II покровительства и верховной власти России (Георгиевский трактат) Сборник архивных документов. – М.,1992. – С. 238 – 248 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pod-styagom-rossii.narod.ru/Pod_styagom_Rossii.html

19. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: Т.I. – Тифлис,1866. – С.432 – 433 [Электронный ресрус] // Режим доступа: new.runivers.ru/lib/book3029/9486/

20. Любопытная констатация факта бессилия центрального правительства содержится в постановлении "Верховного совета СССР о положении в стране": «Обстановка в стране продолжает ухудшаться и приближается к критическому состоянию. Положение в политической, социально-экономической сферах и на потребительском рынке осложняется, нарушена товарно-денежная сбалансированность. Острота межнациональных отношений приобрела опасный характер. Происходит распад структур исполнительной власти. Усиливается негативное воздействие теневой экономики, падают дисциплина и порядок, растет преступность. В стране сложилась чрезвычайная ситуация, которая требует принятия радикальных мер. В то же время несогласованность в деятельности Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик и исполнительно-распорядительных органов оказывает негативное влияние на социально-политическую обстановку в стране. Расширяется практика принятия законодательными органами различного уровня актов, противоречащих друг другу. Принимаемые законы и указы Президента СССР во многих случаях остаются невыполненными либо не достигают желаемых результатов». К  союзу суверенных народов. Сборник документов КПСС, законодательных актов – С.122.

21. Положение (1270-04-06-2004) об основных принципах деятельности военных контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта. [Электронный ресурс] // Режим доступа:

20.    Положение (1270-04-06-2004) об основных принципах деятельности военных контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта. [Электронный ресурс] // Режим доступа: