По Л. Кольбергу
Не секрет, что быть взрослым и быть зрелым - вещи неодинаковые. На ниже приведенной схеме видно, кто на какой стадии взросления "притормозил" или все же развивается.
До 2 лет человек делает то, что ему приятно.
От 2 до 3 подчиняется правилам, чтобы избежать наказаний. Ценность окружающих равна ценности предметов, которыми владеют окружающие.
От 3 до 7 делает то, за что хвалят.
От 7 до 10 готов слушаться тех, кто ему симпатизирует, стремится быть хорошим мальчиком или девочкой.
От 10 до 12 ищет авторитеты. Жизнь понимается как неприкосновенная в осознаваемых моральных категориях. Поступает так, чтобы избежать неодобрения авторитетов.
После 13 вырабатываются собственные принципы, уважаются принципы других людей. Жизнь оценивается с точки зрения права каждого человека на достойную жизнь. Поступает так, чтобы не было СТЫДНО ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ.
После 18 жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека. Осознает важность и нужность общечеловеческих принципов нравственного здоровья.