Наставления батюшки Серафима

Лидия Вакина
   Поехать к батюшке Серафиму в Дивеево меня заставили жизненные обстоятельства. Это было в 2000 году. Господь попустил мне такие отношения, что работа мне стала не мила, и произошло это как раз в тот момент, когда я достигла достаточно высокого профессионального уровня. Предприятие реорганизовали , и надо мной появился начальник, точнее начальница, работа с которой превратила мою жизнь в кошмар. Выстраданный отпуск, похоже, пропадал. Просто из прихоти руководства. Я готова была бросить все, не слушая доводов разума. Но видимо и этот класс жизненной  школы мне надо было закончить. Над рабочим столом на стене висел календарь с изображением преп. Серафима Саровского. И я взмолилась:
- «Батюшка Серафим, помоги мне получить передышку ,и я приеду к тебе в Дивеево».

      Как-то все очень быстро устроилось и с отпуском, и домашними обязательствами, и я, пригласив  собой попутчицу Н. благословившись ,отправилась в паломническую поездку. В ней все было удивительным и промыслительным.  Батюшка Серафим с любовью опекал нас даже в мелочах.
      В Дивееве было очень многолюдно. Накануне, 1 августа при огромном стечении паломников монастырь посетил его святейшество патриарх русской православной церкви Алексий ll и президент государства Путин В.В.
   
        Первый ранний автобус из Арзамаса привез нас в Дивеево. В Троицком соборе служилась ранняя Литургия и мы растерянно озирались по сторонам :  где встать, куда вещи поставить, где мощи преподобного Серафима и чудотворные иконы? За многолюдием сразу не сорентироваться. Вдруг ко мне подходит худенькая , невысокая женщина и просит помочь почистить картошку в трапезной.
 –« Какая картошка? Мы к батюшке Серафиму приехали и даже еще не успели понять, где его мощи найти. Мы молиться приехали»  - это первая мысль.
А следующая:
- «Если надо помочь в монастыре выполнить работу, то надо помочь».

     Собрала нас Аннушка-послушница шесть человек и повела трудиться. Я работала в паре с паломницей из Воронежа. Чистим картошку и вдруг раздался колокольный звон. Напарница встала, перекрестилась и произнесла :
-« Господи, слышу голос Твой, помилуй мя грешную и весь род мой».
Мне так захотелось это запомнить,  что тут же записала для памяти.

    И вообще все воспринимала распахнутым сердцем, глазами, ушами, всеми органами чувств. Как- то незаметно  выполнили работу, а Аннушка велит поторапливаться:
- «Сейчас пройдем без очереди к мощам преподобного Серафима. У меня благословение такое для помощников. А потом отправляйтесь на позднюю Литургию в Преображенский храм – там сегодня патриаршая служба».
Вот так начался этот удивительный день.

   Н. меня поучает:- « Ты только представь, что мы получили патриаршее благословение. А оно на целый год»!  Это мы так благодать собирали.
-« А архиепископа  благословение – на целый месяц»!
-« А благословение батюшки в церкви»?
- « А батюшки – на один день».

Визит в службу размещения паломников оставил нас в растерянности. Мест нет.
 - «Вот адрес вам дадим одной послушницы, хорошая матушка, может , возьмет вас к себе».
« Хорошая матушка»  взяла нас к себе. И терпела нашу бестолковость, и научала, и благословляла, и с любовью врачевала скорбящее от искушений сердце:
 - «Радость моя».

        Сама была человеком удивительной судьбы. Когда-то занимала высокий пост одного из  главных специалистов в министерстве народного образования южной республики, входящей в состав бывшего Союза. А теперь смиренная послушница монастыря, да еще и инвалид, которая без посторонней помощи не может вести хозяйство - дом, огород. С какой любовью и заботой она принимала и размещала нас! Мы трудились по хозяйству, посещали службы утренние и вечерние, окунались в источниках, ходили по канавке, терпели искушения и приобретали бесценный духовный опыт .

     Мне казалось, что, войдя в церковную ограду у себя дома, я нахожусь в малом стаде. Знакомые  с сомнением поглядывают в мою сторону, перешептываясь за спиной. На работе вовсе пренебрежение и насмешки. А тут такое от Господа укрепление- вся Россия в Дивеево едет. И молодые, и совсем дети, и пожилые. На поезде, с паломническими автобусами, и даже пешком.  Нас, православных много. Вот и делегация румын приехала - монахи. Когда многочисленный крестный ход прошел  по Богородичной канавке по завершении вечерней службы, все участники стали прикладываться к иконам, возглавлявшим этот крестный ход. Группа румын пела то ли по-гречески , то ли на родном языке строго и стройно . Пение летело в бархатное синее августовское небо, прямо к сияющим крупным звездам- ангельским окнам Божьего мира. Благоухали цветы, и в мире царила Божья любовь. Благоговейную обстановку нарушили резкие крики, звук падающего тела. Несчастная женщина начала биться в припадке, падать об асфальт, бросаться в сторону поющих , и кричать:
- «Прекратите петь! Не мучьте меня»!  Это было очень страшно!

Мы жили у преподобного на такой высокой ноте, что до сих пор не могу объяснить одно явление. После службы, мы с Н. спешили к матушке, чтоб успеть сделать как можно больше дел по хозяйству. И нас всю дорогу сопровождало отдаленное неясное, но очень гармоничное пение. Как будто где- то звучала стройная струна. Как же здесь все необыкновенно! Потом у матушки, занявшись огородом, мы опять вслушивались в это пение, оно явно слышалось со стороны монастыря, хотя за удаленностью нашего жилья это было не реально.
- «Матушка, что это у вас соседи такие благочестивые?  Уж очень хорошие песнопения у них звучат», - говорит Н.
 - « У моих соседей, в основном бранятся», - отвечает матушка.
- « Да нет, матушка, вот, поют, и давно уже поют» ! - в один голос утверждаем мы.
Матушка, посмотрев на нас внимательно и испытывающе,  ровно говорит:
 - « Ну и хорошо, пусть поют».
- «Ты поняла»?- сделав строгое лицо, говорит Н. – « Чье это пение»? ( Ангелы, что ли пели)?
  Теперь я понимаю только одно:
 -« Стараться  бы видеть свои грехи так же настойчиво, как тогда мы искали благодать».

    Бог дал исповедаться. Не везти же грехи назад. Священников было несколько, но к отцу Иоанну -  иеромонаху, была самая большая толпа. Время от времени толпа начинала колыхаться, раздражаться, пытаться отторгнуть примкнувших исповедников без очереди. Тогда батюшка оборачивался, взмахивал над толпой епитрахилью, как будто мух отгонял, и народ снова в молчании спокойно ожидал своей очереди.

         Мне постоянно хотелось что-то сделать для матушки впрок. Продуктов запасти, еды наварить, видимо вызывая смущение в душе хозяйки. Ведь одно из правил монашеской жизни –не стяжание. И в очередной раз, не заметив в огороде грядку капусты, я купила по дороге большой кочан и уговорила Н. отдать его матушке. Только мы появились на пороге со словами:
 - «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Матушка сказала: « Аминь», открыла нам дверь и строго спросила :
– « Кто купил капусту? Ты? Заберешь ее домой»!
         Потом, видя мою обескураженность и смиренную готовность тащить кочан в Ржев, смилостивилась и разрешила оставить его на кухне. Мы еще успели из него и щей наварить с рыбой. Нормальные щи получились. А в монастырской трапезной довелось есть пшенную кашу на воде, в которую послушница наливала кружку огуречного рассола из бидона и добавляла соленый огурец. Это было так вкусно!

  Матушка наставляла нас с любовью, как слепых котят. Эти наставления помнятся до их пор.
Занялись мы уборкой чеснока. Выкопали его из грядки и, как-то стремительно налетела туча с неминуемым проливным дождем. Не успеть даже подобрать , и спрятать в сарай урожай. Матушка подняла руки к небу и смиренно сказала:
- «Господи, если Ты хочешь, помоги нам». На землю упало несколько тяжелых  капель дождя, и туча,  разделившись на части, исчезла.

Мне достались работы по кухне - надо приготовить обед. Матушка наказывает:
- «Готовь вкусно, сегодня суббота – родителей поминаем». А газа для плиты  в баллоне кот наплакал. Поставила варить суп, а он все не кипит. Переживаю, что оставлю народ без обеда. Матушка мне советует его посолить сразу. А я ,знай свое творю. Ну, умная же! Температура кипения соленой воды выше, чем не соленой. Я с упорством, достойным лучшего применения ждала закипания воды. Потом сообразила после очередного смиренного матушкиного вопроса:
 - «Ты посолила суп»?
Посолила и он сразу же на глазах вскипел . Все законы физики наоборот :  « Идеже хощет Бог побеждается естества чин». Вот какова сила послушания духовно опытному человеку, даже казалось бы в мелочах.
Привычка испрашивать благословения у Господа, крестить посуду, в которой будет готовиться пища, крестообразно наливать масло растительное на  сковородку – это практические уроки, полученные  от общения с матушкой. Знакомые утверждают, что я готовлю вкусно. Это с помощью Божией.

    Молилась в Дивееве за родных, за себя, за умирение жизни, ненавидящих и обидящих нас. По выходе на работу из отпуска выяснилось, что мою начальницу перевели на работу в С. Петербург на должность, с которой мы никак не соприкасались в дальнейшей работе. Позже, она тоже вынесла серьезные жизненные уроки из своего повышения и последующего увольнения с поста. Наши пути еще не раз пересеклись, но уже в новом качестве. А сейчас с благодарностью вспоминаю  совместную работу, которая медленно, но верно помогала мне избавляться от гордыни, смиряться, не превозноситься. Господь избрал этого человека орудием для моего излечения. Как после этого не молиться за своих врачевателей? И если бы не эти обстоятельства, я бы еще долго, возможно, не нашла дороги в Дивеево, к преподобному Серафиму. Так и сидела бы второгодницей в своих обидах и неустройствах.
Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас.

                Январь 2010г.